Самоанализ урока литературы, проведенного в 5 Класс
Меделяева С.П.
Самоанализ урока литературы, проведенного в 5 «А» классе.
Литература всегда была и будет одним из важных средств воспитания личности. И изучение творчества А. П. Чехова дает материал для размышлений и для серьезного разговора со школьниками.
Урок внеклассного чтения с элементами театрализации «По следам чеховских героев», проведённый в 5 «А» классе, относится по своей структуре к урокам самостоятельного изучения материала. При постановке целей и задач урока я учитывала в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.
Основная цель — формирование умения выражать своё мнение убедительно и грамотно; умения мыслить, доказывать свою точку зрения; формирование речевой компетенции, которая предполагает овладение богатством языка, расширение словарного запаса учащихся. Необходимо находить детали и понимать их роль в тексте, без чего понимание творчества А.П. Чехова невозможно.
Другая цель проведения занятия — формирование речевой компетенции, которая предполагает овладение богатством языка, расширение словарного запаса учащихся. Не секрет, что сегодня школьники не умеют говорить, им не хватает слов для выражения своих мыслей. Поэтому всегда необходимо учить пересказывать текст. Чтобы эта работа не носила чисто механический характер, использовала инсценировку и защиту детских иллюстраций по рассказам А.П.Чехова. Использование элемента «театрализации» и «драматизации» приводят учащихся к социальной адаптации и повышают уровень их коммуникабельности. То есть метод творческого самочувствия и метод творческого самовыражения, применённые на уроке, позволяют развивать навыки произвольного поведения, чувство партнера, воображения, наблюдательности, творческое общение детей с искусством. Эти методы ведут к эффективному раскрепощению собственной индивидуальности, проявлению творческой активности и самостоятельности, дают основу для развития способности к анализу проблемных ситуаций.
Занятие проводится с целью обогащения знаний учащихся о Чехове человеке и писателе, закреплению навыков работы с текстом, проверке знаний чеховских рассказов. Важно научить видеть не только то, что лежит на поверхности, но и понять основную мысль чеховских произведений.
Моя важнейшая задача — заставить работать одновременно мысль и чувство ребят. Для этого в начале урока создаю эмоциональный фон: стихотворение + подарок улыбки.
Урок начинается с проведения словарной работы, так как необходимо убедиться, что учащиеся понимают значения тех терминов, которые употребляет преподаватель и которые необходимы для расширения словарного запаса обучаемых ( сатира, юмор, чинопочитание, коллежский асессор, тайный советник, флёрдоранж и другие). На уроке я применяла игровую технологию (викторина « Самый внимательный читатель», конкурс «Кот в мешке», конкурс «Чёрный ящик»). Она помогла мне проверить знание учащимися чеховских произведений. Это предполагало и умение находить в рассказах Чехова детали, которые помогают понять основной смысл, увидеть особенности чеховского стиля.
Кроме всего этого, я использовала и другие формы и методы, позволяющие мне решать цели урока: это защита детских репродукций, отзыв о книге, просмотр фрагментов из фильмов, снятых по рассказам А.П.Чехова. Давно замечено, что повышению мотивации способствуют проблемные и исследовательские методы обучения. Поэтому важно наличие в учении творческих работ.
Иллюстрация на уроке литературы является средством разрешения проблемы восприятия художественного произведения. Создание учащимися собственных иллюстраций, описание и толкование иллюстрации были направлены прежде всего на более глубокое осмысление текстов. Важны не рисовальные способности (или неспособности), а замысел иллюстрации и его соответствие литературному произведению.
Я убеждена в том, что работа с иллюстрацией дает также возможность совершенствовать речь учащихся. Подобно картине, иллюстрация служит прекрасным материалом для сообщений, сочинений. Поэтому почти на любом этапе изучения литературного произведения работа с иллюстрацией может сопровождаться наблюдениями над языком и стилем художественного произведения.
Представленные на уроке иллюстрации явились прекрасным продолжением самостоятельного знакомства с творениями Чехова. Дети обратили внимание на важные эпизоды прочитанных рассказов, помогли «увидеть» чеховских героев, более полно и отчетливо почувствовать эстетическое обаяние самих рисунков, наконец, привести к попыткам высказаться о них, выступить с самостоятельной оценкой иллюстраций.
К уроку была составлена презентация, которая помогла наглядно демонстрировать отдельные элементы урока. Использование презентации на уроке способствовало развитию интереса к предмету.
Таким образом, использование разных приёмов работы на уроке литературы обогащает и углубляет понимание учащимися литературного текста, а также усиливает эстетическое наслаждение от художественного произведения.
Разрабатывая данный урок, я ставила перед собой следующую задачу: проверить знание учениками текстов рассказов А.П.Чехова, понимание содержания произведений. Полностью реализована поставленная задача. Думаю, что познавательную работу учащихся и обучающую деятельность педагога в целом можно считать успешной.
Информативность для данного класса была достаточной. Дети обобщили изученный материал, повторили литературные понятия, познавали лексическое значение новых слов. Урок имел большое воспитательное значение, способствовал формированию коммуникативных навыков, развивал дух соревновательности, товарищеской поддержки.
Время на реализацию разных этапов урока спланировано правильно. Удалось выдержать запланированный стиль общения. Старалась достаточно грамотно, эмоционально изложить материал детям. Правильным оказался осуществленный мной выбор методов и приемов обучения, удалось гармонично сочетать словесные, наглядные (презентация), практические методы (работа над текстом произведения) преподавания. Требования, предъявляемые к ученикам, считаю достаточно четкими, ясными и последовательными, поэтому дети активно работали и хорошо справлялись с заданиями. Присутствовала атмосфера сотрудничества между учителем и детьми. Личностное отношение носило позитивный характер, я видела заинтересованность ребят, не было безразличных на уроке. Я очень довольна работой своих учеников, думаю, что мне удалось привить интерес к творчеству А.П.Чехова.
Все этапы урока были достаточно серьезно продуманы и подготовлены. Удалось успешно управлять классным коллективом в процессе проведения урока. Поскольку данный урок относится к числу нестандартных, я смогла внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Урок отличался использованием разнообразных форм работы, что способствовало поддержанию интереса, то есть мотивации, активности учащихся.
Стремилась создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности (рефлексия: сердечки - стикеры с признанием в своих мыслях А.П.Чехову). Для этого правильно подбирала уровень сложности заданий, справедливо оценила результат деятельности школьников. Я использовала все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создавала проблемные ситуации, активизировала самостоятельное мышление, организовала сотрудничество учеников, проявляла искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого — знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ