Открытый урок по литературному чтению в 3 классе "УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ"
Бондарева Людмила Ивановна
МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Железногорск, Курской области
Учитель начальных классов
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»
ТЕМА: УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ. Татьяна Пономарёва «Лето в чайнике.»
А Куинджи « Лунная ночь на Днепре»
Клод Дебюсси «Лунный свет»
Цели:
ЛИЧНОСТНЫЕ
Формировать нравственно-этические ценности .(Понимание того, что в основе любви лежит способность сопереживать ,сочувствовать всему живому)
Самоопределение - ориентировать учащихся на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям при решении трудных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Целеполагание, планирование.
Понимать, принимать и сохранять учебную задачу ,осуществлять контроль и самоконтроль процесса деятельности.
Познавательные
Перечитывать текст с разными задачами.
Осуществлять поиск нужной информации в материале учебника.
Анализировать живописное произведение А. Куинджи с целью увидеть, за счёт каких приёмов художнику удаётся передать красоту лунной ночи.
Коммуникативные
Строить речевое высказывание в устной форме.
Уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками.
Отстаивать собственную точку зрения.
Учить работать в группах.
Предметные
Формировать умение ориентироваться в учебнике, пользоваться его справочным аппаратом.
Формировать навык учебного чтения.
Формировать умение понимать нравственный смысл произведения
Т. Пономарёвой «Лето в чайнике»
МОТИВАЦИЯ
-Сегодняшний урок литературного чтения мне хочется начать словами французского писателя Ж.Ж.Руссо.
«Вы, талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
-Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этом..
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА (дыхательная и артикуляционная)
АКТУАЛИЗАЦИЯ.
-Откройте содержание учебника.
- Над какой главой начали работать?
-Кого и что можно любить? (рассвет) Этому надо учиться? Как можно научиться любить природу? (наблюдать окружающий мир, постараться увидеть необычное в обычном)
-С каким произведением будем знакомиться сегодня? СТР….
- Предположите, почему рассказ Т. Пономарёвой « Лето в чайнике»
помещен в главу «Учимся любить»?
-Очень важно определить основную мысль этого рассказа и главное переживание автора.
3.ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
.-Открываем учебник. Подскажите нужную страницу.
- Просмотрите стр. новой темы и давайте СПЛАНИРУЕМ НАШУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
(пункты плана постепенно появляются на доске)
Знакомство с произведением.
Анализ содержания произведения.
Сравнить результаты своих наблюдений с информацией учебника.
Поход в «Музейный дом»
Слушаем музыкальное произведение.
Итог урока.
4.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГОЗАДАНИЯ.
Я предлагаю начать с проверки домашнего задания.
-И так, глава называется «Учимся любить»
- С каким произведением этой главы познакомились на прошлом уроке?
-Кто главный герой этого произведения?
-Расскажите о характере бабушки по составленному нами плану?
ПЛАН
1.Внешний вид и главные черты характера.
(Умная, смелая, внимательная ,заботливая.)
2.Какие поступки совершает.
(Приютила автобус, позаботилась об оркестре в шкафу, пожалела снеговика, помогла ему мир посмотреть и себя показать.)
3.Что говорят и думают о бабушке другие герои. (например внуки)
(Внуки верят, что бабушка способна изменить погоду. « Это ты постаралась?» - спросили мы бабушку.)
4.Твое отношение к этой бабушке.
-Какая черта бабушки превращает ее в волшебницу?
(Зачитать последнее предложение)
-Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила её доброты, сопереживания такова, что даже способна изменить погоду.
-РАЗДЕЛЯЮ точку зрения бабушки и восхищаюсь её умением переживать и сопереживать окружающим, это и есть умение любить.
А вот чем похожи Т.Пономарева и бабушка из ее рассказа?
(Обе наблюдательные, фантазёрки, умеют любоваться простыми вещами, любят мир, в котором живут.)
«Прогноз погоды» и «Лето в чайнике», что объединяет эти рассказы, кроме героев?(Один автор)
5.ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА(учитель и 2 ученика)
-И так усаживайтесь поудобнее, будем читать новое произведение Т. Пономарёвой «Лето в чайнике».
-Определите тему рассказа по его названию? О чём хочет рассказать автор?( о лете) Но почему лето в чайнике? Возможно Т.Пономарёва хочет поделиться с нами своими переживаниями!!!
- Учитель читает до слов. «На дне сидела божья коровка.»
-Предположите дальнейшее развитие событий.
-ЛЮБОПЫТНО , а что было на самом деле?
-Читаем дальше. (Дети читают.)
-Поделитесь впечатлением. Можете что - то сказать?
- Оцени поведение героев?(правильно или неправильно) Почему они поступили именно так, а не иначе?( РАДУЕТ то, что герои добрые и мудрые, поэтому не навредили б. коровке , не выбросили на верную гибель.)
6.АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
--Надо же, в этой семье не только такая бабушка
но и такой дедушка! — сказала Маша, когда закончили читать рассказ.
- Ты понимаешь, что Маша имеет в виду? (Дедушка тоже добрый, заботливый.)
А подтвердить Машин вывод сможешь?
А дедушка закрыл чайник крышкой….
«Не будем тревожить!»
-Да. Он относится к маленькому насекомому, как к себе равному.
-Из каких строк видно, что доброта-- это СЕМЕЙНАЯ черта, а не только особенность дедушки и бабушки? ( «Всю зиму простоял чайник там. Возле него мы и говорить стали тише…»)
СЛЕДУЕТ ПРИЗНАТЬ : У них вся семья такая.
-Познакомьтесь с мнением Кости Погодина. ОЗВУЧЬТЕ это мнение.
«На дне сидела божья коровка»
ВСТАНЬТЕ кто разделяет эту точку зрения.
-ПОДВЕРДИТЕ словами текста.
-НАЙДИТЕ в тексте строчку: «Мы заговорили все разом»
-ПРЕДПОЛОЖИТЕ, кто такие мы? (Обратиться к иллюстрации на стр., 145)
-РАССМОТРИТЕ иллюстрацию учебника. Можно ли по лицам изображённых героев определить их характер? Какое качество главное?
(Доброта. Все члены семьи с уважением относятся к маленькому живому существу, видят в нём целый мир.)
7.РАБОТА В ГРУППАХ (задания группам на отдельных листочках)
-Ответьте на вопросы:
-Какие догадки были высказаны? ( Может они родственники или это специальный чайник для зимовки или они старые приятели)
-Подготовить чтение по ролям.
-Какая версия на этот счёт у тебя?
(Оценка работы в группах по 5)
ВЕРНИТЕСЬ к названию рассказа.
Прочтите ещё раз название рассказа. Оно выражает тему рассказа или его основную мысль?
НЕСОМНЕННО(Божья коровка—это знак лета, летом она живет. А зимой впадает в спячку. Поэтому божья коровка напоминает всем о лете. Можно предположить, что когда она проснётся и улетит, это будет означать, что наступает лето.)
Почему ЭТОТ РАССКАЗ помещён в главе о любви? В главу УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ», а не в главу «Учимся наблюдать», например.
-Рассказ учит нас любить природу: быть внимательным к окружающему нас миру, уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.
- СРАВНИТЕ свои предположения с мнением главного библиотекаря Михаила Потаповича и мнением А.Йокоповны. (информация учебника)
-Ребята, а как вы можете выразить свою любовь к природе ?
(Посадить дерево, покормить птиц зимой, расчистить родник или просто не вредить ей, полюбоваться пейзажем за окном, т. е. прикоснуться к природе сердцем)
8. Предлагаю отправиться в « Музейный дом» и рассмотреть, как
восхищается необыкновенной красотой «Лунной ночи на Днепре»
великий русский художник А.И.Куинджи?(1842-1910)
Рассмотрите картину, определите её тему? Что изобразил художник?
(Глубокая ночь, широкая и величественная река, селение на берегу Днепра,)
Встань, покажи картину соседу, а сосед покажет тебе.
Обратите внимание на совершенно необычный цвет неба и реки?
А теперь сядьте удобно, возьмите лупу и опишите небо.
Какого оно цвета? (Тёмное, синее, фиолетовое. Почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками. В вышине они разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна.)
Небо ясное или облачное? Есть ли кусочки чистого неба, без облаков? (Покажи соседу круглой рамкой)
В какие цвета луна окрашивает облака? (изумрудный зеленовато-золотистый изжелта- зелёный)
-Лунный свет самое удивительное в этой картине, луна источник света.
У тебя появилось впечатление ,что всё небо светится?
Какой приём использует художник? (Контраст цвета. Тёмное небо и серебристая луна, плавность цвета завораживает )
А какого цвета река? (Золотисто- зелёная , а в центре почти белая.)
Вы, конечно, знаете, что Днепр большая река. А на картине это видно? Можно ли понять: далеко или близко друг от друга находятся берега Днепра? Почему так много неба? ( Художник хотел показать глубину реки.)
Какова поверхность реки по сравнению с поверхностью неба?
(Поверхность реки кажется ровной , гладкой, блестящей,. напоминающей металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой. Она как будто покрыта лёгкой дымкой , в ней ощущается глубина.)
Можно ли увидеть ветер на реке? Или там спокойствие?
(Гладь реки искрится, трепещет и колышется, как живая, не кружится ветряная мельница.)
Давайте проведём эксперимент.
Закрой изображение реки узкой полоской бумаги и посмотри на пейзаж. Как он преобразился ?
(Почти погрузился в темноту. Перестал быть таким пронзительно красивым. Он становится более спокойным и умиротворенным.)
Затем убери бумагу.
- Теперь закрой. А потом открой изображение луны. Возникает ли впечатление, что освещение меняется на глазах?
( Собственно река светится только отраженным светом луны)
- С помощью круглой рамочки выделите фрагмент «На небе луна» природа не спит, а с помощью лупы найдите домики на берегу Днепра.
- Есть ли ощущение, что там, внутри пейзажа, всё погрузилось в сон?
(Домики с тёмными крышами погрузились в сон), ещё один контраст.
Итак, какой приём использует Архип Куинджи, чтобы показать красоту лунной ночи на Днепре?
(Контраст цвета и света, яркое ночное освещение реки и неба подчёркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу.)
Первая выставка этой картины прошла особенным образом — это была выставка одной картины. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Посетители входили в полутёмный зал, и словно заворожённые, останавливались перед холодным сиянием луны. Изображение от этого углублялось. А лунный свет становился ослепительным.
-Хочется послушать красивую музыку , - попросил Миша.
-У нас есть выбор , - улыбнулась волшебница.- Можно послушать симфоническую сказочную картинку «Волшебное озеро» Анатолия Лядова. А можно послушать «Лунный свет» французского композитора Клода Дебюсси.
9.Итог урока:
Над какой главой начали работать? Что значит любить природу?
Как можно выразить свою любовь к природе? ( Поступком, музыкой , словом , через живопись.)Если мы это поняли, почувствовали, значит мы - счастливые люди!
Использовался: УМК «Перспективная начальная школа». Учебник «Литературное чтение», автор Чуракова Н.А.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ