Открытый урок по литературному чтению в 3 классе "УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ"

  1. Бондарева Людмила Ивановна

  2. МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Железногорск, Курской области

  3. Учитель начальных классов



Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»

















































ТЕМА: УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ. Татьяна Пономарёва «Лето в чайнике.»

А Куинджи « Лунная ночь на Днепре»

Клод Дебюсси «Лунный свет»



Цели:

ЛИЧНОСТНЫЕ

Формировать нравственно-этические ценности .(Понимание того, что в основе любви лежит способность сопереживать ,сочувствовать всему живому)

Самоопределение - ориентировать учащихся на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям при решении трудных задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Целеполагание, планирование.

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу ,осуществлять контроль и самоконтроль процесса деятельности.

Познавательные

Перечитывать текст с разными задачами.

Осуществлять поиск нужной информации в материале учебника.

Анализировать живописное произведение А. Куинджи с целью увидеть, за счёт каких приёмов художнику удаётся передать красоту лунной ночи.

Коммуникативные

Строить речевое высказывание в устной форме.

Уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками.

Отстаивать собственную точку зрения.

Учить работать в группах.

Предметные

Формировать умение ориентироваться в учебнике, пользоваться его справочным аппаратом.

Формировать навык учебного чтения.

Формировать умение понимать нравственный смысл произведения

Т. Пономарёвой «Лето в чайнике»





МОТИВАЦИЯ

-Сегодняшний урок литературного чтения мне хочется начать словами французского писателя Ж.Ж.Руссо.

«Вы, талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»



-Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этом..



  1. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА (дыхательная и артикуляционная)

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

-Откройте содержание учебника.

- Над какой главой начали работать?

-Кого и что можно любить? (рассвет) Этому надо учиться? Как можно научиться любить природу? (наблюдать окружающий мир, постараться увидеть необычное в обычном)

-С каким произведением будем знакомиться сегодня? СТР….



- Предположите, почему рассказ Т. Пономарёвой « Лето в чайнике»

помещен в главу «Учимся любить»?

-Очень важно определить основную мысль этого рассказа и главное переживание автора.

3.ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.-Открываем учебник. Подскажите нужную страницу.

- Просмотрите стр. новой темы и давайте СПЛАНИРУЕМ НАШУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

(пункты плана постепенно появляются на доске)

Знакомство с произведением.

Анализ содержания произведения.

Сравнить результаты своих наблюдений с информацией учебника.

Поход в «Музейный дом»

Слушаем музыкальное произведение.

Итог урока.



4.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГОЗАДАНИЯ.

Я предлагаю начать с проверки домашнего задания.

-И так, глава называется «Учимся любить»

- С каким произведением этой главы познакомились на прошлом уроке?

-Кто главный герой этого произведения?

-Расскажите о характере бабушки по составленному нами плану?

ПЛАН

1.Внешний вид и главные черты характера.

(Умная, смелая, внимательная ,заботливая.)

2.Какие поступки совершает.

(Приютила автобус, позаботилась об оркестре в шкафу, пожалела снеговика, помогла ему мир посмотреть и себя показать.)

3.Что говорят и думают о бабушке другие герои. (например внуки)

(Внуки верят, что бабушка способна изменить погоду. « Это ты постаралась?» - спросили мы бабушку.)

4.Твое отношение к этой бабушке.



-Какая черта бабушки превращает ее в волшебницу?

(Зачитать последнее предложение)

-Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила её доброты, сопереживания такова, что даже способна изменить погоду.

-РАЗДЕЛЯЮ точку зрения бабушки и восхищаюсь её умением переживать и сопереживать окружающим, это и есть умение любить.



А вот чем похожи Т.Пономарева и бабушка из ее рассказа?

(Обе наблюдательные, фантазёрки, умеют любоваться простыми вещами, любят мир, в котором живут.)



«Прогноз погоды» и «Лето в чайнике», что объединяет эти рассказы, кроме героев?(Один автор)



5.ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА(учитель и 2 ученика)

-И так усаживайтесь поудобнее, будем читать новое произведение Т. Пономарёвой «Лето в чайнике».

-Определите тему рассказа по его названию? О чём хочет рассказать автор?( о лете) Но почему лето в чайнике? Возможно Т.Пономарёва хочет поделиться с нами своими переживаниями!!!



- Учитель читает до слов. «На дне сидела божья коровка.»



-Предположите дальнейшее развитие событий.



-ЛЮБОПЫТНО , а что было на самом деле?



-Читаем дальше. (Дети читают.)



-Поделитесь впечатлением. Можете что - то сказать?

- Оцени поведение героев?(правильно или неправильно) Почему они поступили именно так, а не иначе?( РАДУЕТ то, что герои добрые и мудрые, поэтому не навредили б. коровке , не выбросили на верную гибель.)


6.АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

--Надо же, в этой семье не только такая бабушка

но и такой дедушка! — сказала Маша, когда закончили читать рассказ.



- Ты понимаешь, что Маша имеет в виду? (Дедушка тоже добрый, заботливый.)

А подтвердить Машин вывод сможешь?

А дедушка закрыл чайник крышкой….

«Не будем тревожить!»

-Да. Он относится к маленькому насекомому, как к себе равному.

-Из каких строк видно, что доброта-- это СЕМЕЙНАЯ черта, а не только особенность дедушки и бабушки? ( «Всю зиму простоял чайник там. Возле него мы и говорить стали тише…»)

СЛЕДУЕТ ПРИЗНАТЬ : У них вся семья такая.



-Познакомьтесь с мнением Кости Погодина. ОЗВУЧЬТЕ это мнение.

«На дне сидела божья коровка»

ВСТАНЬТЕ кто разделяет эту точку зрения.

-ПОДВЕРДИТЕ словами текста.

-НАЙДИТЕ в тексте строчку: «Мы заговорили все разом»

-ПРЕДПОЛОЖИТЕ, кто такие мы? (Обратиться к иллюстрации на стр., 145)

-РАССМОТРИТЕ иллюстрацию учебника. Можно ли по лицам изображённых героев определить их характер? Какое качество главное?

(Доброта. Все члены семьи с уважением относятся к маленькому живому существу, видят в нём целый мир.)



7.РАБОТА В ГРУППАХ (задания группам на отдельных листочках)

-Ответьте на вопросы:

-Какие догадки были высказаны? ( Может они родственники или это специальный чайник для зимовки или они старые приятели)

-Подготовить чтение по ролям.

-Какая версия на этот счёт у тебя?

(Оценка работы в группах по 5)



ВЕРНИТЕСЬ к названию рассказа.

Прочтите ещё раз название рассказа. Оно выражает тему рассказа или его основную мысль?

НЕСОМНЕННО(Божья коровка—это знак лета, летом она живет. А зимой впадает в спячку. Поэтому божья коровка напоминает всем о лете. Можно предположить, что когда она проснётся и улетит, это будет означать, что наступает лето.)

Почему ЭТОТ РАССКАЗ помещён в главе о любви? В главу УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ», а не в главу «Учимся наблюдать», например.



-Рассказ учит нас любить природу: быть внимательным к окружающему нас миру, уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.

- СРАВНИТЕ свои предположения с мнением главного библиотекаря Михаила Потаповича и мнением А.Йокоповны. (информация учебника)



-Ребята, а как вы можете выразить свою любовь к природе ?

(Посадить дерево, покормить птиц зимой, расчистить родник или просто не вредить ей, полюбоваться пейзажем за окном, т. е. прикоснуться к природе сердцем)





8. Предлагаю отправиться в « Музейный дом» и рассмотреть, как

восхищается необыкновенной красотой «Лунной ночи на Днепре»

великий русский художник А.И.Куинджи?(1842-1910)



Рассмотрите картину, определите её тему? Что изобразил художник?

(Глубокая ночь, широкая и величественная река, селение на берегу Днепра,)

Встань, покажи картину соседу, а сосед покажет тебе.

Обратите внимание на совершенно необычный цвет неба и реки?



А теперь сядьте удобно, возьмите лупу и опишите небо.

Какого оно цвета? (Тёмное, синее, фиолетовое. Почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками. В вышине они разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна.)



Небо ясное или облачное? Есть ли кусочки чистого неба, без облаков? (Покажи соседу круглой рамкой)



В какие цвета луна окрашивает облака? (изумрудный зеленовато-золотистый изжелта- зелёный)

-Лунный свет самое удивительное в этой картине, луна источник света.



У тебя появилось впечатление ,что всё небо светится?

Какой приём использует художник? (Контраст цвета. Тёмное небо и серебристая луна, плавность цвета завораживает )



А какого цвета река? (Золотисто- зелёная , а в центре почти белая.)

Вы, конечно, знаете, что Днепр большая река. А на картине это видно? Можно ли понять: далеко или близко друг от друга находятся берега Днепра? Почему так много неба? ( Художник хотел показать глубину реки.)



Какова поверхность реки по сравнению с поверхностью неба?

(Поверхность реки кажется ровной , гладкой, блестящей,. напоминающей металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой. Она как будто покрыта лёгкой дымкой , в ней ощущается глубина.)

Можно ли увидеть ветер на реке? Или там спокойствие?

(Гладь реки искрится, трепещет и колышется, как живая, не кружится ветряная мельница.)





Давайте проведём эксперимент.

Закрой изображение реки узкой полоской бумаги и посмотри на пейзаж. Как он преобразился ?

(Почти погрузился в темноту. Перестал быть таким пронзительно красивым. Он становится более спокойным и умиротворенным.)



Затем убери бумагу.

- Теперь закрой. А потом открой изображение луны. Возникает ли впечатление, что освещение меняется на глазах?

( Собственно река светится только отраженным светом луны)

- С помощью круглой рамочки выделите фрагмент «На небе луна» природа не спит, а с помощью лупы найдите домики на берегу Днепра.

- Есть ли ощущение, что там, внутри пейзажа, всё погрузилось в сон?

(Домики с тёмными крышами погрузились в сон), ещё один контраст.

Итак, какой приём использует Архип Куинджи, чтобы показать красоту лунной ночи на Днепре?

(Контраст цвета и света, яркое ночное освещение реки и неба подчёркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу.)

Первая выставка этой картины прошла особенным образом — это была выставка одной картины. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Посетители входили в полутёмный зал, и словно заворожённые, останавливались перед холодным сиянием луны. Изображение от этого углублялось. А лунный свет становился ослепительным.

-Хочется послушать красивую музыку , - попросил Миша.

-У нас есть выбор , - улыбнулась волшебница.- Можно послушать симфоническую сказочную картинку «Волшебное озеро» Анатолия Лядова. А можно послушать «Лунный свет» французского композитора Клода Дебюсси.

9.Итог урока:

Над какой главой начали работать? Что значит любить природу?

Как можно выразить свою любовь к природе? ( Поступком, музыкой , словом , через живопись.)Если мы это поняли, почувствовали, значит мы - счастливые люди!









Использовался: УМК «Перспективная начальная школа». Учебник «Литературное чтение», автор Чуракова Н.А.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ