Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики


Формирование познавательных универсальных учебных действий

младших школьников на уроках математики


Букельманова Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 9


Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить и решать учебные проблемы, осуществляя для этого необходимые логические операции, поиск, структурирование, моделирование нового знания, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий, ведущей составляющей которых на этапе начального общего образования являются познавательные УУД. Они обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

Курс математики создаёт оптимальные условия для развития познавательных УУД, позволяет сформировать логическое и абстрактное мышление младших школьников, характерные для математической деятельности и необходимые для успешного обучения в основной школе. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы учатся ставить и решать учебные проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В ходе анализа методов, приемов, способов формирования познавательных УУД младших школьников в процессе изучения математики в начальной школе выделяются два основных подхода к содержанию деятельности, описанные в учебно-методической литературе[2,3]:

  • формирование логических познавательных УУД школьников для развития умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира;

  • организация урока математики на деятельностной основе для развития общеучебных действий, действий постановки и решению проблемы как составляющих познавательных УУД.

Первый подход основан на развитии умения учащихся работать с такими абстракциями, как понятия, знаки, символы и т.д. в процессе выполнения учебных заданий. Преподавание математики на основе учебника математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон (УМК «Перспектива») предполагает включение упражнений на развитие логических УУД школьников, однако учитывая индивидуальные затруднения и потребности обучающихся на уроке могут использоваться ряд дополнительных групповых и индивидуальных упражнений.

Так, развитое умение сравнивать позволяет выявлять сходство и различие между объектами, выявлять особенности объектов, их уникальность, что значительно облегчает процесс формулировки определений тех или иных понятий. Например, при изучении темы «Сравниваем», учащимся предстоит развивать это умение в ходе сопоставления геометрических фигур, группировки по признакам (по цвету, форме, размеру).

Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т.д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту).Сериации могут быть организованы по цвету, например, по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

Познание ребенком окружающего мира, мира науки не сводится лишь к чувственному его отражению. Оно обязательно предполагает использование хорошо развитого умения выделять в объектах общие, существенные признаки. С помощью классификации школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них. Классификацию называют еще операцией деления объектов, понятий по определенному основанию на группы, классы. Классификация придает мышлению строгость и точность.

Понятие доказательства – одно из центральных в логике и математике, но оно не имеет однозначного определения, применимого во всех случаях и в любых научных теориях. Упражнения на доказательство учат младших школьников грамотно формулировать мысли, обосновывать выводы, способствует развитию логического мышления и теоретического виденья. Все это является важнейшим показателем успешности обучения в начальной школе.

Выдвижение гипотез, как метод, представляет собой сочетание вопросов учителя к решению специального задания, стимулирующего учеников предлагать варианты его выполнения. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя.

Выполнение указанной системы заданий на развитие логических УУД школьников организуется на уроке, который по-прежнему остается основной формой организации УВП в школе.

Важное значение в развитии познавательных УУД школьников уделяется организации урока математики в свете требований, заложенных в стандартах второго поколения. Если традиционный урок – это передача знаний на репродуктивном уровне, то урок с применением деятельностного метода (ТДМ) позволяет учащимся самостоятельно «открывать» новые знания:


Особенности организации урока на деятельностной основе


Традиционный урок

Урок с применение ТДМ

  1. Проверка д/з учеников учителем

  1. Актуализация учениками своих знаний

  1. Объявление темы учителем


  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками

  1. Объяснение темы учителем

  1. Поиск решения проблемы учениками (открытие нового знания)

  1. Закрепление знаний учениками

  1. Применение знаний учениками


Познавательные УУД формируются постепенно. Применение учителем специальных упражнений, методов и приёмов, современных образовательных технологий, направленных на формирование познавательных УУД, развивает у младшего школьника осознание «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию».

Познавательных УУД младших школьников в процессе изучения математики могут эффективно развиваться через включение младших школьников в решение упражнений для развития их логических умений, в ходе «проживания» урока, организованного как «событие», позволяющего им увидеть, осмыслить и успешно решить учебную проблему.

Таким образом, формируя познавательные УУД, осуществляется развитие компетентностей младших школьников, их подготовки к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям к образовательным результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения.


Литература:


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. А.Г Асмолова.М.: Просвещение, 2010.       

  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

  3. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 классы. М. 2011.Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ