Формирование универсальных учебных действий в компетентностно-ориентированной образовательной среде



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большой Толкай муниципального

района Похвистневский Самарской области












«Формирование универсальных учебных действий в компитентностно-ориентированной образовательной среде»

















Подготовила: Тараканова Татьяна Васильевна

учитель математики

ГБОУ СОШ с. Большой Толкай





2013




Формирование универсальных учебных действий в компитентностно-ориентированной образовательной среде.

Учитель математики ГБОУ СОШ с. Большой Толкай Тараканова Татьяна Васильевна.


В эксперименте я только три года. Почему я решила участвовать в нем? Да потому, что в стандартах второго поколения универсальные учебные действия обозначены в качестве обязательных результатов образования наряду с традиционными знаниями основ наук. В состав основных видов универсальных учебных действий включены: личностные(обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся), регулятивные(обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности), познавательные(обеспечивают общеучебный комплекс компетенций) и коммуникативные. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Появилась проблема: как формировать универсальные учебные действия, с помощью, какой технологии?

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Развитие системы универсальных учебных действий в основной школе осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

В подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. Поэтому задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

В связи с этим компетентностно-ориентированный подход появился как альтернатива традиционному знаниево-ориентированному подходу в образовании. В качестве основной задачи компетентностно-ориентированного подхода провозглашается организация такого образовательного процесса, в которой человек должен приобрести вполне конкретные практико-ориентированные знания и умения, необходимые для полноценной социальной жизни и успешной профессиональной деятельности.

Идея компетентностно-ориентированного подхода рассматривается в качестве главной инновации, которая может обеспечить достижение нового качества отечественного образования. Ценность любой инновации заключается в способности решать новые задачи, которые невозможно решить старыми методами.

Чем же отличается выше названная модель от традиционной? Структура учебной деятельности в традиционном учебном процессе направлена на формирование эмпирического мышления и включает в себя следующую последовательность учебных действий: 1) восприятие и запоминание учебного материала, как правило, содержащего одну дидактическую единицу; 2) тренировка способов деятельности с этой дидактической единицей по образцу; 3) закрепление полученных навыков в стандартных ситуациях и при решении практических задач с помощью учителя; 4) выполнение работы над ошибками после проверки знаний учителем.

При определении содержания урока учитель выстраивает свою работу в зависимости от поставленных своих целей -дать ученику очередную порцию учебного материала, а не от ученика и его деятельности по усвоению знаний и получению социального опыта.

Компетентностно-ориентированная модель образовательного процесса основана на условиях:

1) изменение единицы образовательного процесса (переход от урока к учебной теме); 2) формирование ориентировочной основы деятельности в рамках изучаемой темы; 3) реализация принципов «от общего к частному» и «от простого к сложному»; 4) организация коллективной деятельности, обеспечивающей самореализацию учащихся.

При компетентностном подходе учитель занимает позицию организатора, тьютера, консультанта, он лишь организует ( регулирует, направляет).

Следует отметить, что данная модель является здоровьеразвивающей, т.к. снимает одну из главных причин психосоматических заболеваний -депрессию (угасание эмоциональной функции в процессе обучения.)

Скажу честно, было непросто перейти на новую модель после многолетней работы по традиционной модели, но развитие общества невозможно без внедрения новых инноваций.

Первое, что пришлось сделать – это составить новый вариант планирования, где темы объединены в блоки так, чтобы каждый блок представлял собой законченный образ рассматриваемого явления и позволял учащимся осваивать максимум способов деятельности с ним. Для этого была изменена последовательность изучения некоторых пунктов учебника. Так в 8 классе при изучении блока «Квадратные уравнения» пришлось тему «Теорема Виета» переместить к теме «Квадратные уравнения». Объединила темы: «Решение задач с помощью квадратных уравнений» и «Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений», первую из которых тоже переместила.


Сравнительная таблица учебно-тематического планирования в традиционной и компетентностно-ориентированная моделях образовательного процесса

Рекомендовано традиционной программой

Реализовано в компетентностно-ориентированной модели

Квадратные уравнения (22 часа)

Тема

К-во час.

Тема

К-во час.

Неполные квадратные уравнения

2

Неполные кв. ур. Решение кв. ур. по формуле. Теорема Виета.

6

Формула корней квадратного уравнения

3

Контрольная работа

1

Решение задач с помощью кв. уравнен.

3

Решение дробных рациональных уравнений.

5

Теорема Виета

2

Контрольная работа

1

Контрольная работа

1

Решение задач с помощью кв. ур. и дробных рациональных уравнений.

8

Решение дробных рациональных уравнений

4

Контрольная работа

1

Решение задач с помощью рациональных уравнений

5



Контрольная работа

1




Начала первый урок с объяснения принципов новой формы работы. Важно, чтобы дети поняли, чего добивается учитель, чем отличается новая методика, в чем ее преимущество. Сразу же необходимо убедить учащихся в том, что чем лучше будет усвоена теория на первых уроках, тем успешнее будет обучение, т.к. последующие уроки построены на работе по алгоритму с применением теоретических знаний первых уроков. Не все ученики это восприняли всерьез. Ни для кого не секрет, что для некоторой категории учащихся мы дарим тройки, чтобы не пострадал рейтинг школы. В 8 классе двум нерадивым ученикам я выставила за 1 четверть «2», восприняли спокойно, даже подшучивали друг над другом. Затем получили «2» за 2 четверть. И тут они поняли, что надо серьезно отнестись к моим словам. Одними из первых стали сдавать зачеты, задавать вопросы, просить помощи у товарищей.

При компетентностно-ориентированном подходе организация образовательного процесса основывается на законченных циклах. Каждый такой цикл имеет жесткую структуру, которую можно разбить на несколько этапов.

Проиллюстрирую реализацию формирования УУД на примере организации образовательного процесса по теме «Алгебраические дроби», алгебра, 8 класс.

На эту тему отведено 21 час, объем главы в учебнике составляет 5 параграфов или страниц. Было составлено следующее календарно-тематическое планирование по данной теме:

1. Алгоритм. Ключевые задачи – 4ч

2. Семинар по теме «Алгебраические дроби» - 2ч

3. Самостоятельная работа №1 – 1ч

4. Практика - 3ч

5. Самостоятельная работа №2 – 1ч

6. Практика – 3ч

7. Самостоятельная работа №3 – 1ч

8. Практика – 3ч

9. Самостоятельная работа №4 -1ч

10. Обобщающий урок – 1ч

11. Контрольная работа по теме «Алгебраические дроби» - 1ч.

В результате изучения данной темы у учащихся должны формироваться следующие УУД:

Классифицировать алгебраические выражения по их виду; характеризовать основания для определения области допустимых значений; определять необходимость преобразования числителя и знаменателя дроби для выполнения действий над ней; обосновывать выбор соответствующих преобразований; моделировать ход преобразования рационального выражения на основе правил выполнения действий и вида заданного выражения; строить и обосновывать план преобразования рациональных выражений; обосновывать рациональность выбранного способа решения.


Первый этап: Осознание структуры изучаемого явления. На этом этапе вводится модель изучаемого явления, алгоритмы решения различных задач, а также рассматриваются ключевые задачи по данной теме. Я отвожу на неё 1 урок или 2: в зависимости от сложности и объёма материала темы. На втором уроке учащиеся воспроизводят (проговаривают) вслух теоретический материал по вопросам учителя всем классом или отдельно, а потом каждый ученик сдает устный зачет по теории.

Так в 8 классе при изучении темы «Алгебраические дроби» в тетрадях по теории учащиеся записывают:


ДЕЙСТВИЯ С АЛГЕБРАИЧЕСКИМИ ДРОБЯМИ





1. Сокращение алгебраических дробей

2. Сложение и вычитание алгебраических дробей

3. Умножение и деление алгебраических дробей

4. Возведение в степень алгебраических дробей






1. Сокращение дробей.


Алгоритм : 1) разложить на множители

2) сократить

Примеры : 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) ;

7) ; 8)


2. Сложение и вычитание алгебраических дробей


Алгоритм: 1) найти НОЗ ( наименьший общий знаменатель):

- среди чисел НОК ( наименьшее общее кратное)

- среди буквенных выражений каждый встречающийся в наименьшей степени;

2) определить дополнительный множитель для каждой дроби;

3) упростить числитель ( если возможно);

4) разложить на множители знаменатель ( если возможно);

5) сократить ( если возможно).


Примеры : 1) 2) 3) 4)



5) 6) 7) 8)




3. Умножение дробей

Алгоритм: 1) разложить на множители и числитель и знаменатель каждой дроби;

2) числитель умножить на числитель, а знаменатель на знаменатель;

3) сократить ( если возможно).


4. Деление дробей

Алгоритм: 1) разложить на множители и числитель и знаменатель каждой дроби;

2) первую дробь умножить на обратную второй;

3) сократить ( если возможно).

Примеры: 1) 2) 3) 4)



5) 6) 7) 8)




5. Возведение степень

Алгоритм: 1) разложить на множители;

2) использовать формулу


Примеры: 1) 2)


Второй этап: Осознание генезиса способов деятельности. Большая роль на данном этапе отводится внешней речи учащихся; решаются задачи, соответствующие ключевым, и всевозможные их комбинации. Процесс решения ключевых задач осуществляется следующим образом: учащиеся вслух объясняют каждый шаг решения предлагаемых задач, учитель записывает на доске под их диктовку решение. Задача ученика, не, сколько довести до конца решения, сколько объяснить особенности обобщенного алгоритма в той или иной ситуации. Конечный результат: понимание как делать. Желательно на этом этапе включать задачи, которые встречаются на ГИА, чтобы учащиеся осознали важность изучаемой темы. Проводится первая самостоятельная работа, состоящая из ключевых задач или похожие на ключевые.

На эти два этапа отводится до 30℅ общего времени изучения темы.


Третий этап - Этап самореализации, на который отводится 40-50% всего времени. На данном этапе учащиеся должны выполнить большой набор заданий, расположенных по принципу «от простого к сложному», соответствующий их способностям. Процесс периодически прерывается контролем учителя, акцентируя внимание тех, кто не все понял. Результатом этого этапа станет осознание каждым учеником своих возможностей.


Четвёртый этап: Рефлексия, куда входит контроль знаний, усвоенных учащимися по этой теме.

На этот этап отводится 2-3 урока, в зависимости от объема темы. Проводится пред итоговая самостоятельная работа. На следующем уроке (обобщающем) проводится разбор заданий, с которыми учащиеся не справились или справились слабо. Заключительный урок – контрольная работа, условия которой совпадают с условиями последней проведенной самостоятельной работы.


Контрольная работа по теме «Алгебраические дроби» 1 вариант



1. Сократить: а) б) в)



2. Выполнить действия: а) б) в)

г) д) е) ж)



3. Упростить:

а) б)



4. Сократить и найти значение выражения:

а) , при х = 7,3, y = -7,8 б), при b = 2,4



Экспериментальная работа проводилась в 8 классе. Три года это малый промежуток времени, чтобы были видны серьезные результаты эксперимента. Но все - таки наблюдается положительная динамика в развитии навыков учения, в развитии социальных навыков, в развитии ряда коммуникативных навыков. Дети рассуждают и обосновывают свои действия, отстаивают свое мнение, слушают и слышат других более внимательно, лучше стали сотрудничать. Если раньше просили друг у друга списать, то теперь просят помощи.

В экспериментальном режиме изучали некоторые темы в 7 и 9 классах. 7 класс хорошо принял принципы новой формы работы. Ощутимо повысилась мотивация учащихся. В 9 классе ученики на ГИА показали хорошие результаты при выполнении заданий по тем темам, которые изучали в экспериментальном режиме. При работе по этой модели каждый ученик достигает того уровня, который соответствует его возможностям. Слабые ученики при изучении отдельных тем решают комбинированные задания. Т.о. компетентностно-ориентированная модель дала хоть и небольшие, но положительные результаты сформированности универсальных учебных действий.


Использованная литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М: Просвещение, 2008.

2. Проектирование компетентностно-ориентированной среды образовательной среды. Монография./ Под редакцией Н.А. Рыбакиной.- Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ