Использование элементов истории в процессе обучения математике учащихся младших классов
Использование элементов истории в процессе обучения математике учащихся младших классов.
Известный французский математик, физик, философ, Жюль Анри Пуанкаре отмечал, сто при выборе методов преподавания история науки должна быть главным проводником, ибо всякое обучение становится богаче, ярче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета. Чтобы учащиеся проявляли повышенный познавательный интерес к математике, чтобы она не казалась им скучной, сухой, труднопреодолимой наукой, целесообразно в учебный процесс включать элементы истории математики. Осуществление принципа исторического подхода даёт возможность уяснить, что процесс познания есть исторический процесс, понять связь теории с практикой, увидеть, что математика развивалась на основе практики и что критерием достоверности теории является практика.
Речь идёт лишь об умелом, педагогически целесообразном, соответствующем содержанию программы включении элементов истории математики в процесс обучения, о таком включении, которое поможет учителю начальных классов полнее и глубже раскрыть содержание изучаемого понятия, закона, математического факта.
Знакомство учащихся с историей математики должно проводиться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Чтобы подойти с научной точки зрения к решению многих вопросов начального курса математики, надо помнить об исторической связи и рассматривать каждый возможный вопрос с точки зрения того, как исторически возникло известное явление или понятие, какие этапы развития это явление проходило и чем оно стало в современной науке.
Если начинать такую работу с 1 класса и проводить её систематически, то постепенно включение элементов истории в урок станет для учащихся необходимой его частью. Содержание, объём и стиль изложения должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Форма сообщения сведений может быть различной: это и краткая беседа, и лаконичная справка, это решение задачи и виртуальная экскурсия или небольшая презентация. Подготовить дополнительный материал могут и сами ученики. Главная трудность состоит в том, как в исключительно короткий промежуток времени (2 – 3 минуты) суметь преподнести исторический факт в тесной связи с излагаемым на уроке теоретическим материалом и в доступной для учащихся форме.
Темы исторических справок
Как люди научились считать.
Абак. Счёт на пальцах.
О бесконечности ряда натуральных чисел.
Открытие нуля.
Зачем человеку нужны измерения?
Как измеряли в древности?
«Законный дюйм». Из истории линейки.
Меры длины русского народа.
Из истории метра.
О происхождении письменной нумерации.
Римская и арабская нумерация.
Из истории денег.
Меры стоимости у разных народов.
Денежная система русского народа.
Старинные торговые монеты.
Операции сложения и вычитания у древних народов.
Умножение на пальцах.
Зарождение алгебры.
История возникновения знаков «+» и «-»
Как возникла геометрия.
Знакомство древних народов с простейшими геометрическими фигурами.
О названиях геометрических фигур.
Измерение времени у древних народов.
Из истории календаря.
Из истории часов (от солнечных до электронных)
Меры площади на Руси.
Из истории добей.
Источники по истории математики содержат богатый методический материал, но его следует дидактически обработать, т.е. видоизменить так, чтобы элементы истории гармонично вливались в урок и в комплексе решали его задачи: освоение учащимися нового материала на более высоком уровне, повышение познавательной активности, формирование различных приёмов познавательной деятельности (сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование и т.д.)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ