Как решать задачи B14 без производных


Как решать задачи B14 без производных



Иногда в задачах B14 попадаются «плохие» функции, для которых сложно найти производную. Раньше такое было лишь на пробниках, но сейчас эти задачи настолько распространены, что уже не могут быть игнорированы при подготовке к настоящему ЕГЭ.


В этом случае работают другие приемы, один из которых — монотонность.

Определение


Функция f (x) называется монотонно возрастающей на отрезке [a; b], если для любых точек x1 и x2 этого отрезка выполняется следующее:


X1 < x2 ; f (x1) < f (x2).

Функция f (x) называется монотонно убывающей на отрезке [a; b], если для любых точек x1 и x2 этого отрезка выполняется следующее:


х1 < x2 ; f (x1) > f (x2).


Другими словами, для возрастающей функции чем больше x, тем больше f (x). Для убывающей функции все наоборот: чем больше x, тем меньше f (x).

Примеры


Логарифм монотонно возрастает, если основание a > 1, и монотонно убывает, если

0 < a < 1. Не забывайте про область допустимых значений логарифма: x > 0.


f (x) = loga x (a > 0; a ≠ 1; x > 0)


Арифметический квадратный (и не только квадратный) корень монотонно возрастает на всей области определения:


Показательная функция ведет себя аналогично логарифму: растет при a > 1 и убывает при 0 < a < 1. Но в отличие от логарифма, показательная функция определена для всех чисел, а не только для x > 0:


f (x) = a x (a > 0)


Наконец, степени с отрицательным показателем. Можно записывать их как дробь. Имеют точку разрыва, в которой монотонность нарушается.



Все эти функции никогда не встречаются в чистом виде. В них добавляют многочлены, дроби и прочий бред, из-за которого становится тяжело считать производную.

Что при этом происходит — сейчас разберем.


Координаты вершины параболы


Чаще всего аргумент функции заменяется на квадратный трехчлен вида y = ax2 + bx + c. Его график — стандартная парабола, в которой нас интересуют:

Ветви параболы — могут уходить вверх (при a > 0) или вниз (a < 0). Задают направление, в котором функция может принимать бесконечные значения;

Вершина параболы — точка экстремума квадратичной функции, в которой эта функция принимает свое наименьшее (для a > 0) или наибольшее (a < 0) значение.


Наибольший интерес представляет именно вершина параболы, абсцисса которой рассчитывается по формуле:


Итак, мы нашли точку экстремума квадратичной функции. Но если исходная функция монотонна, для нее точка x0 тоже будет точкой экстремума. Таким образом, сформулируем ключевое правило:


Точки экстремума квадратного трехчлена и сложной функции, в которую он входит, совпадают. Поэтому можно искать x0 для квадратного трехчлена, а на функциюзабить.


Из приведенных рассуждений остается непонятным, какую именно точку мы получаем: максимума или минимума. Однако задачи специально составляются так, что это не имеет значения. Судите сами:

Отрезок [a; b] в условии задачи отсутствует. Следовательно, вычислять f (a) и f (b) не требуется. Остается рассмотреть лишь точки экстремума;

Но таких точек всего одна — это вершина параболы x0, координаты которой вычисляются буквально устно и без всяких производных.


Таким образом, решение задачи резко упрощается и сводится всего к двум шагам:

Выписать уравнение параболы y = ax2 + bx + c и найти ее вершину по формуле: x0 = −b/2a;

Найти значение исходной функции в этой точке: f (x0). Если никаких дополнительных условий нет, это и будет ответом.


На первый взгляд, этот алгоритм и его обоснование могут показаться сложными. Я намеренно не выкладываю «голую» схему решения, поскольку бездумное применение таких правил чревато ошибками.


Рассмотрим настоящие задачи из пробного ЕГЭ по математике — именно там данный прием встречается чаще всего. Заодно убедимся, что таким образом многие задачи B14 становятся почти устными.


Задача [Пробный ЕГЭ от 7 декабря 2011, 6 вариант]


Найдите наименьшее значение функции:

Решение


Под корнем стоит квадратичная функция y = x2 + 6x + 13. График этой функции − парабола ветвями вверх, поскольку коэффициент a = 1 > 0.


Вершина параболы:


х0 = −b/(2a) = −6/(2 · 1) = −6/2 = −3


Поскольку ветви параболы направлены вверх, в точке x0 = −3 функция y = x2 + 6x + 13 принимает наименьшее значение.


Корень монотонно возрастает, значит x0 — точка минимума всей функции. Имеем:

Ответ 2


Задача [Пробный ЕГЭ от 7 декабря 2011, 7 вариант]


Найдите наименьшее значение функции:


y = log 2 (x2 + 2x + 9)

Решение


Под логарифмом снова квадратичная функция: y = x2 + 2x + 9. График — парабола ветвями вверх, т.к. a = 1 > 0.


Вершина параболы:


X0 = −b/(2a) = −2/(2 · 1) = −2/2 = −1


Итак, в точке x0 = −1 квадратичная функция принимает наименьшее значение. Но функция y = log 2Х — монотонная, поэтому:


ymin = y(−1) = log 2 ((−1)2 + 2 · (−1) + 9) = ... = log 2 8 = 3

Ответ 3

Задача [Пробный ЕГЭ от 27 сентября 2011, 5 вариант]


Найдите наибольшее значение функции:

Решение


В показателе стоит квадратичная функция y = 1 − 4xx2. Перепишем ее в нормальном виде: y = −x2 − 4x + 1.


Очевидно, что график этой функции — парабола, ветви вниз (a = −1 < 0). Поэтому вершина будет точкой максимума:


X0 = −b/(2a) = −(−4)/(2 · (−1)) = 4/(−2) = −2


Исходная функция — показательная, она монотонна, поэтому наибольшее значение будет в найденной точке x0 = −2:

Ответ 11


Внимательный читатель наверняка заметит, что мы не выписывали область допустимых значений корня и логарифма. Но этого и не требовалось: внутри стоят функции, значения которых всегда положительны.


Следствия из области определения функции

Иногда для решения задачи B14 недостаточно просто найти вершину параболы. Искомое значение может лежать на конце отрезка, а вовсе не в точке экстремума. Если в задаче вообще не указан отрезок, смотрим на область допустимых значений исходной функции. А именно:

Аргумент логарифма должен быть положительным:

y = loga f (x) ; f (x) > 0

Арифметический квадратный корень существует только из неотрицательных чисел:

Знаменатель дроби не должен равняться нулю:


Обратите внимание еще раз: ноль вполне может быть под корнем, но в логарифме или знаменателе дроби — никогда.

Посмотрим, как это работает на конкретных примерах:


Задача [Пробный ЕГЭ от 7 декабря 2011, 8 вариант]

Найдите наибольшее значение функции:

Решение


Под корнем снова квадратичная функция: y = 3 − 2xx2. Ее график — парабола, но ветви вниз, поскольку a = −1 < 0. Значит, парабола уходит на минус бесконечность, что недопустимо, поскольку арифметический квадратный корень из отрицательного числа не существует.


Выписываем область допустимых значений (ОДЗ):


3 − 2xx2 ≥ 0 ; x2 + 2x − 3 ≤ 0 ; (x + 3)(x − 1) ≤ 0 ; x є [−3; 1]


Теперь найдем вершину параболы:


X0 = −b/(2a) = −(−2)/(2 · (−1)) = 2/(−2) = −1


Точка x0 = −1 принадлежит отрезку ОДЗ — и это хорошо. Теперь считаем значение функции в точке x0, а также на концах ОДЗ:

y(−3) = y(1) = 0

Итак, получили числа 2 и 0. Нас просят найти наибольшее — это число 2.

Ответ 2



Задача

Найдите наименьшее значение функции:


y = log 0,5(6xx2 − 5)

Решение

Внутри логарифма стоит квадратичная функция y = 6xx2 − 5. Это парабола ветвями вниз, но в логарифме не может быть отрицательных чисел, поэтому выписываем ОДЗ:


6xx2 − 5 > 0 ; x2 − 6x + 5 < 0 ; (x − 1)(x − 5) < 0 ; x є (1; 5)


Обратите внимание: неравенство строгое, поэтому концы не принадлежат ОДЗ. Этим логарифм отличается от корня, где концы отрезка нас вполне устраивают.


Ищем вершину параболы:


X0 = −b/(2a) = −6/(2 · (−1)) = −6/(−2) = 3


Вершина параболы подходит по ОДЗ: x0 = 3 є (1; 5). Но поскольку концы отрезка нас не интересуют, считаем значение функции только в точке x0:


ymin = y(3) = log 0,5 (6 · 3 − 32 − 5) = log 0,5 (18 − 9 − 5) = log 0,5 4 = −2

Ответ −2



В целом, нельзя сказать, что это легкая задача. Но и трудной ее тоже не назовешь: достаточно знать, как считаются производные — и задача B14 решена. И уж точно эта задача легче текстовой B13 — вот, где настоящая жесть!

Часть C


Здесь собраны 6 «крутых» задач, которые рассчитаны на сильных учеников. Для решения придется хорошо разобраться в школьном курсе математики, а в последних задачах (C5—C6) не обойтись без серьезной подготовки.


За эти 6 задач можно набрать 18 баллов — больше, чем за всю часть B. Поэтому я настоятельно рекомендую присмотреться к этим задачам даже слабым ученикам. Тем более, что некоторые из них не такие сложные, как многие считают. А задача C1 вообще обязательно входит в курс моих занятий с учениками.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ