Конспект урока для 4 класса «Единицы длины. Километр»



Открытый урок

Лобжина Н.А., учитель начальных классов

Предмет: Математика

Тема урока: «Единицы длины. Километр»

Тип урока: открытие нового знания

Возраст учащихся, класс: 4 класс

Цель: создать условия учащимся для знакомства с новой единицей длины – километром в процессе учебной деятельности.

Задачи:

Подвести учащихся к «открытию» новой единицы длины – километр, его соотношение с единицей длины – метр.

Продолжить формирование умений и навыков по чтению и записи четырехзначных чисел, по преобразованию именованных чисел с изученными единицами длины.

Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, классификации, а также развитию личностных качеств учащихся.

Прогнозируемый результат:

· Предметные

- сформировать у учащихся представление о новой единице длины – километр.

- научить переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

· Метапредметные

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить способы её осуществления.

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

- умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем.

- овладение логическими действиями анализа, классификации.

- умение оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Технологии, методы и приемы: Проблемное обучение, частично-поисковый метод, прием создания проблемной ситуации: одновременно предъявить противоречивые факты, точки зрения.

Оборудование: - карточки "что я не знаю?", "сам найду способ";

- карточки «Повторю необходимое», «Выполню пробное действие», «Потренируюсь», «Выполню самостоятельную работу», «Включу новые знания», «Подведу итог»;



- таблица единиц длины;

- карточки с числами на магнитах для удобства классификации;

- карточки разрядов для учащихся (индивидуальные);

- карточки «Запись многозначных чисел», «Разрядный состав числа»;

- карточки «Узнать новую единицу длины», «Научиться переводить километры в метры и наоборот»;

- карточки с заданием для учащихся;

- карточка с темой урока “Единицы длины. Километр”;

- табличка: кило – тысяча;

- карточка 1 км = 1000 м.

-презентация к уроку.

-использование интерактивной доски

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

Архипова О.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011

Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по математике». - М.: «Вако», 2008

Моро М.И., Бантова М.А. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. –М.: Просвещение, 2009

Моро М.И., С. И. Волкова «Рабочая тетрадь по математике» в 2 частях для 4 класса. - М.: «Просвещение», 2013





Ход урока.



1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные:волевая саморегуляция.

- Здравствуйте, ребята! Смотрите, кто это к нам пришел? (Знайка-Математик)

- Что у него в руках? (?)

- О чем нам хочет сообщить Знайка - Математик? (О том, что он принес нам новое знание, новое правило)



- Если мы с вами не знаем правило, оно для нас новое, значит, сегодня на уроке нам с вами предстоит открыть новое … (знание).

- А вы умеет открывать новые знания?

- Конечно! Мы это делали много раз. Как мы это делали? (Сначала нужно понять, что мы не знаем, а потом самому найти способ)

Учитель открывает на доске карточки: "что я не знаю?", "сам найду способ"

- Знайка - Математик желает вам удачи. И мы с вами действуем по плану открытия нового знания.

- Он нам очень хорошо знаком. Скажите, с чего же мы с вами начнем? (С повторения.)

2.Актуализация опорных знаний и определение пробного действия.

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в письменной и устной форме.

- уметь анализировать, классифицировать.

- уметь контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли полно и точно.

Личностные: уметь видеть связь изученного материала с жизненными ситуациями.

- Скажите, с чего же мы с вами начнем? (С повторения)

Учитель открывает карточку «Повторю необходимое»

- Скажите, а мы с вами будем повторять все, что мы знаем?

- Что нам нужно повторить? (Только то, что нам понадобиться на уроке для открытия нового знания)

- А что нам понадобиться, давайте спросим у Знайки – Математика.

Учитель открывает карточку с названиями разрядов

- Смотрите, что появилось?

- Что мы с вами можем повторить, используя данную карточку?

Найдите у себя на столах карточку с названиями разрядов. Запишите в них числа, в которых:

2 сотни, 8 десятков;

2 сотни, 6 десятков, 2 единицы;

5 единиц, 4 десятка, 3 сотни;

2 сотни, 3 тысячи, 7 десятков;

7 тысяч, 3 десятка, 2 сотни;

1 единица, 2 тысячи, 3 сотни;

Прочитайте числа, которые записали.

В процессе проверки чтения и записи чисел, на доске появляются карточки с числами.

- Итак, что мы с вами сейчас повторили?

Учитель вывешивает карточку «Запись многозначных чисел»

Сколько единиц в числах: 280? 2301?

Сколько десятков в числах: 262? 3270?

Сколько сотен в числах: 345? 7230?

- Сколько единиц тысяч в числах: 280? 7230?

- Ребята, что мы повторили сейчас?

Учитель вывешивает карточку «Разрядный состав числа»

Где в жизни мы с вами встречаемся с похожими числами? Для чего они нужны?

- Скажите, почему повторили именно это? (Понадобиться для открытия нового знания)

- Каким будет следующий наш шаг? Что сделаем?

Учитель открывает карточку «Выполню пробное действие»

- Зачем на нужно выполнить пробное действие?

- Возьмите следующий листочек и послушайте внимательно задание.

Помогите разобраться двум рабочим, которые измеряли длину одной и той же дороги между двумя деревнями, чтобы построить новую асфальтированную дорогу.

У одного рабочего её длина получилась такая – 6000 м, а у другого – 6 км. Может ли такое быть? Ведь они измеряли одну и ту же дорогу?(Дети высказывают свои мнения с доказательством, почему они так считают)

На доске появляются карточки с числами: 6000 м и 6 км

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные:формулирование проблемы.

Мнений мы услышали много. Теперь надо выяснить, кто же прав.

- Какие единицы длины мы уже знаем? Запишите их в порядке возрастания.



Давайте установим их соотношение. Запишите рядом с числами их соответствие.

1 дм = ----------;

1 м = ---------;

1 км = ---------; (1 км = ?)

- Ребята, где возникло у нас затруднение?

- Что мы с вами не знаем?

Вывешивается карточка 1 км = ? под карточкой «Что я не знаю»

- Мы выполняли с вами вот это шаг "что я не знаю?"? Поняли чего мы с вами не знаем?

4. Построение выхода из затруднения.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи.

- планирование.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

- выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

- Что сегодня будем изучать на уроке? Назовите тему урока.

На доске появляется карточка с темой урока “ Единицы длины. Километр”

Поставьте перед собой цель. Давайте составим план, по которому мы будем изучать километр.

На доске появляются карточки под темой урока:

Узнать новую единицу длины.

Научиться переводить километры в метры и наоборот.

Выберем средства для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – километр. Как вы считаете, какая известная вам единица измерения длины может понадобиться? Почему?

5. Открытие нового знания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- умение выражать свои мысли.

Познавательные:



- поиск и выделение необходимой информации.

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

- построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

- Итак, мы с вами уже определили то, чего мы не знаем, значит, мы можем перейти к следующему этапу и …. (сами найти способ)

Физкультминутка

- Переходим к следующему этапу.

В названии единицы длины – километр, часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова кило – нет. Это слово взято из французского языка и означает – тысяча.

Кто нам сейчас расшифрует секрет этой единицы длины?

На доске табличка: кило – тысяч

Чтение вывода в учебнике на с. 38 № 167.

Как определить, сколько километров содержат 5000 м, 7898 м, 3125 м, 2040 м?

- Предлагаются другие числа: 7230 м, 280 см, 2301 м, 345 см; 345 м, 280 м, 3270 м, 262 см.

Что обнаружили? На что ещё надо обращать внимание?

Вывод: Возвращение к проблеме урока. Кто же из рабочих был прав?

- Кто из рабочих записал число для измерения дороги рациональным способом?

- Где применяют запись чисел в километрах?

6. Первичное закрепление.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

- упавление поведением партнера – контроль, коррекция.

- умение выражать свои мысли.

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- построение логической цепи рассуждений, доказательство.

- Ребята, все ли цели мы с вами открыли? Но посмотрите Знайка - Математик, почему еще грустный. Как вы думаете, почему? Что нам ещё необходимо сделать?



Учитель открывает карточку «Потренируюсь»

- Возьмите на столах карточку с заданиями. Его вы выполнять будете в парах.

Работа осуществляется в парах на отдельных листочках.

а) Дополните до 1 км:

999 м + ….. = 1 км;

800 м + ….. = 1 км;

750 м + ….. = 1 км;

980 м + ….. = 1 км;

200 м + ….. = 1 км;

б) Заполните пропуски:

5487 м = ……. км …….м;

4867 м = …….км …….м;

12456 м = …….км…….м;

1598 м= …….км ……м ;

Проверка по эталону.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция.

- Итак, мы с вами повторили. Следующий наш этан ….

- Зачем нам нужна самостоятельная работа?

Учитель открывает карточку «Выполню самостоятельную работу»

- Берите следующий листочек.

- Заполните пропуски, чтобы записи были верными.

9407 м = …..км …..м;

4907 м = …..км ….м;

24948 м = …..км …..м;

5020 м = …..км …..м;

- Проверяем! Проверяют по эталону на доске.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные:

-выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.

анализировать текст задач с опорой схематический рисунок.

- построение логической цепи рассуждений.

Карточка «Включу новые знания»

С. 39 № 171 (решение задачи совместно с учителем, фиксация на доске)

9.Рефлексия учебной деятельности

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: умение структурировать знания.

Личностные:смыслообразование.

Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Карточка «Подведу итог»

Какая цель стояла перед вами на уроке?

Достигли ли вы цели? Что вы узнали?

- Обведите на карточке смайлик, который показывает степень вашего осмысления того материала, который изучали на уроке, и ваше внутреннее состояние.

10.Домашнее задание

Стр. 39 № 169, 170 (3 столбик)



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ