Конспект урока для 4 класса "Нахождение нескольких долей целого"
Бавыкина Светлана Аркадьевна
Класс: 4 «Е»
Дата: 18.10.2014
Предмет: математика
№ урока по расписанию: 2
Тема урока: Нахождение нескольких долей целого
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
Цели: учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Задачи: научить решать задачи на нахождение нескольких долей целого.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап
Организационный момент: Слайд 1
- Наш урок будет состоять из нескольких этапов (частей). На каждом этапе вы будете вспоминать пройденное, изучать новое, закреплять изученное. Из этих этапов (частей) сложится целый урок. У вас на парте модель сегодняшнего урока – это мандарин. В конце урока мы к нему вернёмся, а пока...
...Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем , запоминаем,
Ни минутки ни теряем.
Создаёт эмоциональный настрой на работу по новой теме. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Подготовка класса к работе. Планирование учебного сотрудничества с учителем.
2 этап
Проверка домашнего задания: Слайд 2
- Кто смог разгадать ребус на полях?
С какого выражения вы начали решение?
(Со второго.)
Чему равен круг? Как вы находили?
(120 + 40 = 160.)
Чему равен треугольник?
(380 - 160 = 220.)
Выводит на экран задание, вызывает учащегося к доске для комментированного выполнения задания.
Анализируют задание, выявляют закономерность, объясняют последовательность выполнения.
3 этап
Актуализация знаний: Слайд 3
1.Индивидуальная работа по карточкам
- Реши уравнения. (карточки крепятся на доске, по одному ученику с каждого ряда выходят решать уравнения.)
65 - х = 60:15 (1 ряд)
х + 420 =1200 - 250 (2 ряд)
х-16 =102:2 (3 ряд)
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте решение уравнения у своего соседа, при необходимости укажите на недочёты в работе.
2.Индивидуальная работа у доски
- Вычисли удобным способом. (карточки крепятся на откидных досках)
23 + 24 + 25 + 26 + 27 (1вариант)
36 + 25 + 64 + 100 + 75 (2 вариант)
3.Устный счет: Переход на презентацию «Устный счёт»
1. Выполните действия.
2. Найдите Х.
Переход на физкультминутку для глаз
Переход на слайд 4 (основная презентация)
Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения задания, контролирует выполнение работы, осуществляет выборочный контроль.
Организует взаимопроверку.
Побуждает к аргументированному высказыванию своего мнения.
Организует фронтальную устную работу при выполнении задания на устный счёт.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу над заданием.
Определяет типичные недостатки.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Выполняют задание в тетради, находят верный путь решения, сравнивают своё решение с решением одноклассника на доске, проверяют правильность выполнения задания у своего соседа, анализируют решение и делают выводы о правильности выполнения.
4 этап
Самоопределение к деятельности: Слайд 4
(У каждого ученика полоска цветной бумаги длиной 20 см.)
—Возьмите полоску. Измерьте ее длину.
Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось?
(4.)
Как вы думаете, чему равна длина одной доли?
(5 см.)
Как вы определили? (20: 4 = 5 (см).)
Да, определять величину одной доли мы уже умеем.
Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.
Напишите на каждой доле ее длину.
Чему равна длина двух таких долей?
(10 см.)
Как вы узнали?
(Число 5повторяется 2раза: 5-2 = 10(см).)
Чему равна длина трех таких долей?
(15 см.)
Как вы узнали?
(Число 5 повторяется 3 раза: 5 • 3 = 15 (см).)
Сформулируйте тему урока.
(Нахождение нескольких долей целого.) Слайд 5
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Даёт комментарии к ходу выполнения. Побуждает к аргументированному высказыванию своего мнения.
Подводит обучающихся к формулировке темы урока.
Выполняют задание учителя, комментируют полученные результаты, обсуждают ход выполнения задания.
Анализируют выполненную работу, объясняют свой выбор.
Формулируют тему и цель данного урока.
5 этап
Работа по теме урока: Слайд 6
Работа по учебнику
Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 64. Ответьте на вопросы, выполните задания.
Что находили в первом действии? (Сколько сантиметров в одной пятой доле.)
—Что находили во втором действии? (Длину четырех таких долей.)
Давайте сделаем вывод: Слайд 7
Чтобы найти несколько долей от целого надо:
1) найти величину одной доли
2) величину одной доли умножить на количество взятых долей
№291 (с. 64). Слайд 8
Прочитайте задачу.
Как вы думаете, что мы будем находить в первом действии? (Длину одной доли.)
Как найти длину одной доли? (60:6, так как доли шестые.)
Что вы будете находить во втором действии? (Длину пяти таких долей.)
Как найти длину пяти долей? (10 • 5, так как число повторяется 5 раз.)
Переход на презентацию «Задачи»
Запишите решение задачи по действиям с пояснением. №293 (с. 64).
Прочитайте задачу.
—Сколько вопросов поставлено к одному условию? Сколько
здесь задач? (Две.)
—Заполните таблицу к первой задаче и решите ее.
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение
на доске. Проверка.)
-
В 1 день
Количество дней
Всего кг
? кг (одинаково)
7 дней
21 кг
? дней
36 кг
Решение; 36 : (21 : 7) = 12 (дн.).
Ответ: 36 кг масла хватит на 12 дней.
— Чем отличается вторая задача? (Расход масла за один день
неодинаковый, он увеличивается на 1 кг.) (Заполнение таблицы на доске и в тетрадях.) В 1 день
Количество дней
Всего кг
? кг
7 дней
21 кг
? кг, на 1 кг >
? дней
36 кг
—Сколько знаков вопроса? Сколько действий будет в решении задачи? (Три.)
(Те, кто знает, как решать задачу, записывают решение самостоятельно, с остальными работает учитель.)
На какой вопрос мы можем ответить? (Первоначальный расход масла за день: 21:7 = 3 (кг).)
На какой вопрос будем отвечать дальше? (Какой расход масла стал:
3 + 1 = 4 (кг).)
— Как ответить на главный вопрос задачи? (36: 4 = 9(дн.).)
Организует учащихся для решения проблемной ситуации. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Напоминает обучающимся, как такое задание можно выполнить. Контролирует выполнение работы. Задаёт вопросы наводящего характера. Подводит обучающихся к выводу об алгоритме выполняемых действий. Организует самостоятельную работу с учебником, коллективную проверку выполнения задания.
Самостоятельно работают с учебником. Составляют план выполнения задания и определяют алгоритм для заданий предложенного типа.
Выполняют задание в тетради. Производят самопроверку выполненного задания по образцу на доске.
Строят цепочки логических рассуждений и делают выводы по ходу решения задачи.
6 этап
Физкультминутка: Слайд 9
Тема физкультминутки тесно связана с математикой.
- Необходимо подпрыгнуть, если вы согласны с тем, что увидите на доске, или присесть, если не согласны, т.е. нашли ошибку.
Обеспечивает мотивацию правильного и внимательного выполнения упражнений. Отмечает степень правильного выполнения.
Анализируют задание, делают вывод «верно-неверно», выполняют движение согласно своему выводу.
7 этап
Закрепление изученного материала:
Слайд 10
Вычислите, чему равно:
1\2 км =(500м)
1\4 м =(25 см)
1\5 см =(2 мм)
1\10 дм =(1 см)
Слайд 11
Найдите:
4/7 ОТ ЧИСЛА 28
2/6 ОТ ЧИСЛА 36
3/8 ОТ ЧИСЛА 72
Устанавливает степень осознанности воспринятого учащимися материала. Делает первичное обобщение. Организует фронтальную работу у экрана и в тетради. Побуждает к высказыванию аргументированного мнения по ходу задания. Акцентирует внимание на результативных ответах обучающихся.
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения и доказывая правильность своего решения. Осуществляют самооценку.
8 этап
Рефлексия: Слайд 12
Выполнение задания на странице 64.(самостоятельно)
- Проверка задания:
площадь одной доли каждого квадрата равна 1 см2
- Почему?
Площадь всего квадрата равна 4 см2
4:4=1 (см2) – площадь одной доли
- Найди площадь 3\4 долей каждого квадрата:
1∙3=3(см2) – площадь трёх долей
Переход на слайд «Рабочая тетрадь» (если есть время)
Выполнение заданий в рабочей тетради
№8 (с. 54).
(Самостоятельное выполнение. Учащиеся по цепочке называют ответы и объясняют решение.)
№ 9 (с. 54).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
—Оцените свою работу на уроке.
- Вот теперь мы можем вернуться к модели урока – к мандарину. Отделите от мандарина столько долек (частей), сколько этапов урока у вас вызвали затруднение и положите на предложенную тарелочку (тарелочка на столе у учителя).
- Я вижу, что затруднений было совсем мало, но нам надо будет ещё поработать.
- Оставшиеся дольки вы сможете скушать на перемене!
Организует рефлексию. Организует беседу по уточнению и конкретизации полученных знаний. Подводит учащихся к выводу о степени усвоения полученного на уроке материала.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
9 этап
Подведение итогов урока
Как найти несколько долей числа?
С какими заданиями вы сегодня легко справились?
Какие задания вызвали затруднения?
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.
Осуществляет оценку учебной деятельности.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.
10 этап
Домашнее задание: Слайд 13 «Домашнее задание»
Учебник: № 292, 294 (с. 64)
Даёт комментарий к домашнему заданию
Записывают задание в дневник.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ