Конспект урока для 1 класса по математике по теме: «Сравнение чисел. Больше на, меньше на»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей»
Конспект урока для 1 класса по математике по теме:
«Сравнение чисел.Больше на, меньше на»
Выполнила:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Евстифеева Елена Александровна
Нижегородская область, г.Арзамас
Тип урока: открытие нового знания.
Тема: «Сравнение чисел. Больше на …, меньше на …».
Основные цели:
сформировать способность к сравнению чисел, составлению графических схем на разностное сравнение;
тренировать автоматизированный навык счета в пределах 9,
развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся через создания на уроке ситуации успеха, творческой атмосферы, через ободрение, поощрение детей к ответу.
Используемые методы:
словесный;
наглядный;
деятельностный;
проблемно-поисковый;
практический;
индуктивный.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
групповая;
в парах;
индивидуальная.
Оборудование:
У учителя: доска; мультимедийная установка; 2 мешочка с геометрическими фигурками; пуговицы, деревянные геометрические фигуры; 2 полоски разного цвета; учебник; мордашки.
У учащихся: ручка; простой карандаш; фломастер; линейка; карточка № 1; 2 мешочка; геометрические фигуры; портняжный сантиметр; 2 полоски разного цвета; учебник.
Содержание
Цели
и
задачи
Методы и формы организации учебной деятельности
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель:
- Настроенье каково?
Дети:
- Во!
Учитель:
- Все такого мнения?
Дети:
- Да!
Учитель:
- Все без исключения?
Дети:
- Да!
Учитель:
- Молодцы! Давайте пожелаем удачи друг другу на уроке!
(Желают удачи, садятся).
Учитель:
- Девиз нашего урока я вам предлагаю самим расшифровать. Перед вами есть карточка № 1. Работаем.
Карточка 1.
6 – 4 = неудаче
10 – 7 = не
1 + 7 = будь
2 + 7 = смелей!
10 – 9 = При
4 + 2 = ной,
1 + 3 = робей,
8 – 3 = плачь,
9 – 2 = а
Код:
1 2 3 4
3 5 3 6 7 8 9
При неудаче не робей,
Не плачь, не ной, а будь смелей!
Учитель:
- Как вы понимаете девиз нашего урока?
Дети:
- Не нужно бояться ошибок. Мы все только учимся.
Учитель:
- Готовы ли вы добывать новые знания?
Дети:
- Да!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Учитель:
- Берем мешочки. В первый мешочек выкладываем столько же квадратов как у меня. Во второй мешочек столько же треугольников как у меня.
Учитель:
- Что можете сказать?
Дети:
- В первом мешочке три квадрата, а во втором – пять треугольников.
Учитель:
- Хорошо! Давайте это запишем.
Учитель:
- Что можем сделать с фигурками?
Дети:
- Сложить, вычесть, сравнить.
Учитель:
- Молодцы! Вот давайте и сравним.
Дети:
- Квадратов меньше треугольников.
- Треугольников больше квадратов.
Учитель:
- Докажите. Покажите, как вы это сделали.
Учитель:
- Какой вывод можете сделать?
Дети:
- Квадратов на 2 меньше, чем треугольников.
- Или треугольников на 2 больше.
Учитель:
- Молодцы! Теперь вы убираете мешочки в сторону, я их тоже убираю. Что теперь можете сказать?
3 5
Дети:
- Между числами можно поставить знак меньше.
- Число 3 на 2 меньше, чем число 5.
- А число 5 на 2 больше, чем 3.
Учитель:
- Умнички! Раз вы справились с этим заданием, даю следующее задание сложнее. Посмотрим на экран.
Учитель:
- Что можете сказать?
Дети:
- Кругов на 2 больше, чем треугольников.
- Или треугольников на 2 меньше, чем кругов.
Учитель:
- Здорово! Раз вы все выполнили, даю задание еще сложнее.
Для выполнения этого задания вам необходимо сесть по группам.
1 группа садится –
2 группа садится –
3 группа садится –
(дети рассаживаются)
Учитель:
- Вам нужно сравнить предметы в мешочке и сказать каких предметов больше и на сколько. Ваше время на выполнение этого задания – 1 минута.
(дети работают в группах)
Учитель:
- Время вышло. У кого какие ответы получились?
Кто не смог выполнить задание? Почему?
Дети:
- Слишком много фигур. Не успели посчитать.
Учитель:
- Хорошо, я вам открою секрет. Предметов 79 и 85.
Дети:
- Составлять пары неудобно.
Учитель:
- Так в чем ваше затруднение?
Дети:
- Не знаем способа.
III. Постановка проблемы.
Учитель:
- Какое задание было последним?
Дети:
- Сравнить предметы и узнать на сколько больше.
Учитель:
- Что общего во всех заданиях, которые мы сегодня выполняли?
Дети:
- Сравнение чисел.
Учитель:
- Предположите, какая тема нашего урока?
Дети:
- Сравнение чисел.
Учитель:
- Поставьте цель – чему нам надо научиться сегодня на уроке?
Дети:
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, используя не рисунок.
Учитель:
- А что нам может помочь достигнуть цель? (задача)
Дети:
- Нужно придумать способ ответа на вопросы: «На сколько больше (меньше)?», для которого не требуется рисунок, а надо выполнить вычисления.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель:
- Вернемся к нашим мешочкам. Предположите, что больше 79 или 85? Почему?
Дети:
- (ответы детей)
Учитель:
- Сейчас мы ваши предположения и проверим.
Достаем портняжный сантиметр. Первый вариант ставит пальчик на 79, а второй вариант на 85.
- Какое число идет раньше?
Дети:
- 79.
Учитель:
- Какое идет позже?
Дети:
- 85.
Учитель:
- Что можете сказать?
Дети:
- 79 идет раньше, значит оно больше 85.
Учитель:
- Посчитайте, сколько единиц вмещается от 79 до 85?
Дети:
- 6 единиц.
Учитель:
- Молодцы! Что тогда можете сказать о числах 79 и 85?
Дети:
-79 на 6 единиц больше 85.
Учитель:
- Или?
Дети:
- 85 на 6 единиц меньше 79.
Учитель:
- Назовите здесь целое?
Дети:
-85.
Учитель:
- Назовите части?
Дети:
- 79 и 6.
Учитель:
- Посмотрите на схему. Она правильная?
85
79 6
Учитель:
- Как найти целое?
Дети:
- Нужно сложить части.
79+6=85 или 6+79=85.
Учитель:
- Как найти части?
Дети:
- Нужно из целого вычесть известную часть.
Учитель:
- Давайте еще раз закрепим. Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Дети:
- Чтобы узнать на сколько одно число больше (меньше) другого, надо из больше числа вычесть меньшее.
Физкультминутка.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
И сказали три кота
- Красота! Красота!
Мы размяться все успели,
И за парты тихо сели.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель:
- Перед вами на парте есть 2 полоски. Что с ними можно сделать?
Дети:
- Сложить, сравнить.
Учитель:
- Как их можно сравнить?
Дети:
- Наложением.
Учитель:
- Как необходимо накладывать полоски?
Дети:
- Чтобы один конец у них совпал.
Учитель:
- Отметьте карандашом на большей полоске то место, где оканчивается меньшая полоска.
Учитель:
- Я проведу две пунктирные линии. Как вы думаете, что они означают.
Дети:
- Меньшая полоска равна части большей полоски.
Учитель:
- какой буквой удобно обозначить большую полоску?
Дети:
- Буквой б.
Учитель:
- Меньшую полоску?
Дети:
- Буквой м.
Учитель:
- Их разницу?
Дети:
-Буквой р.
Учитель:
- Если большая полоска у нас составлена из частей, то какими буквами можно обозначить части большего отрезка?
Дети:
- Буквами м, р.
б
м р
м
Учитель:
- Так как же нам можно найти разницу, т.е. на сколько одно число больше или меньше другого?
Дети:
-Нужно из большего числа б, вычесть меньшее число м.
Учитель:
- Открываем учебник на с.52 № 2.
Перед нами есть рисунок, с помощью него предлагается заполнить пустые квадраты в примерах.
Дети:
- Если мы к меньшему числу прибавим разницу, будет большее число.
- Если мы разницу прибавим к меньшему числу, будет большее число.
Учитель:
- Что интересного увидели?
Дети:
- От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.
Учитель:
- Молодцы! Давайте продолжим.
Дети:
- Если из большего числа вычесть меньшее число, получаем разницу.
- Если из большего числа вычесть разницу, получаем меньшее число.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель:
- А сейчас я вам предлагаю выполнить № 3 на этой же странице самостоятельно, а потом проверим. Читаем задание.
Дети:
- Составь выражения.
Учитель:
- Приступаем.
(выполняют)
Учитель:
- Давайте проверим.
(проверяется на мультимедийном экране)
Учитель:
-Поднимите руки, кто не допустил не одной ошибки?
- У кого есть ошибки? Что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель:
- А теперь мы выполним с вами №4 на с.52. Задание в рамке.А теперь мы выполним с вами №4 на с.52.
тобы исправить эти ошибки?тельно, а потом проверим. ьшего отрезка?
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель:
- Какую цель мы перед собой ставили?
Дети:
- Научиться узнавать на сколько одно число больше или меньше другого, используя не рисунки, а действия с числами.
Учитель:
- Достигли ли вы эту цель?
Учитель:
- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке веселой или задумчивой мордашкой.
Если у вас не было ошибок или вы смогли преодолеть затруднения и можете двигаться дальше, выберите веселую мордочку.
Если еще возникают затруднения по данной теме, то выберите задумчивую мордочку.
- Вы все сегодня хорошо потрудились, скажем друг другу спасибо.
1) смотивировать к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
2)проверка сформированности вычислительных навыков у учащихся;
3) выявить умение выстраивать логическую цепочку чисел и ответов.
4) создание условий для творческой активности детей.
1) актуализировать представление о способе сравнения групп предметов с помощью составления пар;
2) зафиксировать затруднение
3) закреплять полученные знания о сравнении чисел;
4) делать логическое умозаключение, представляя доказательство, аргументируя;
5)развивать творческую активность детей;
6) создание ситуации успеха, удовлетворение в работе.
1) выявить причину затруднения;
2) согласовать тему и цель урока.
1) согласовать способ сравнения с помощью вычисления.
1) переключение внимания;
2) эмоциональная разрядка;
3) мышечная активность.
1)зафиксировать во внешней речи способ сравнения предметов с помощью вычисления.
1) тренировать способности к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность умения
сравнивать предметы с помощью вычисления.
1) закрепить знание о новом способе сравнения;
2) тренировать способность к сравнению.
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока.
Методы:
словесный;
наглядный;
проблемно-поисковый;
практический;
деятельностный;
Формы:
фронтальная;
Методы:
словесный;
наглядный;
проблемно-поисковый;
деятельностный;
практический;
Формы:
индивидуальная;
фронтальная;
групповая;
Методы:
словесный;
наглядный;
Формы:
фронтальная;
индивидуальная.
Методы:
наглядный;
проблемно-поисковый;
практический;
деятельностный;
Формы:
в парах;
индивидуальная;
фронтальная;
Методы:
наглядный;
деятельностный;
проблемно-
поисковый;
практический;
Формы:
индивидуальная.
фронтальная;
Методы:
наглядный;
словесный;
первичная самостоятельная работа, закрепление во внешней речи;
Формы:
фронтальная;
индивидуальная;
Методы:
словесный;
деятельностный;
Формы:
фронтальная;
в парах;
фронтальная;
Методы:
наглядный;
словесный;
практический;
Формы:
фронтальная;
индивидуальная.
Список использованной литературы:
Петерсон Л.Г. Математика.1 класс: Методические рекомендации для учителей. – Изд.2-е, перераб. И доп. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, – М.: «Школа 2000…», 2005.
Фефилова Е.П., Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по математике. 1 класс. К учебному комплекту Л.Г.Петерсон. – М.: «ВАКО»,2006.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ