Конспект урока для 1 класса по математике по теме: «Сравнение чисел. Больше на, меньше на»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей»










Конспект урока для 1 класса по математике по теме:

«Сравнение чисел.Больше на, меньше на»











Выполнила:
учитель начальных классов

I квалификационной категории
Евстифеева Елена Александровна















Нижегородская область, г.Арзамас


Тип урока: открытие нового знания.


Тема: «Сравнение чисел. Больше на …, меньше на …».


Основные цели:

  1. сформировать способность к сравнению чисел, составлению графических схем на разностное сравнение;

  2. тренировать автоматизированный навык счета в пределах 9,

  3. развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся через создания на уроке ситуации успеха, творческой атмосферы, через ободрение, поощрение детей к ответу.


Используемые методы:

  • словесный;

  • наглядный;

  • деятельностный;

  • проблемно-поисковый;

  • практический;

  • индуктивный.


Формы организации учебной деятельности:

    • фронтальная;

    • групповая;

    • в парах;

    • индивидуальная.


Оборудование:

У учителя: доска; мультимедийная установка; 2 мешочка с геометрическими фигурками; пуговицы, деревянные геометрические фигуры; 2 полоски разного цвета; учебник; мордашки.

У учащихся: ручка; простой карандаш; фломастер; линейка; карточка № 1; 2 мешочка; геометрические фигуры; портняжный сантиметр; 2 полоски разного цвета; учебник.














Содержание


Цели

и

задачи

Методы и формы организации учебной деятельности

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель:

- Настроенье каково?

Дети:

- Во!

Учитель:

- Все такого мнения?

Дети:

- Да!

Учитель:

- Все без исключения?

Дети:

- Да!

Учитель:

- Молодцы! Давайте пожелаем удачи друг другу на уроке!

(Желают удачи, садятся).

Учитель:

- Девиз нашего урока я вам предлагаю самим расшифровать. Перед вами есть карточка № 1. Работаем.


Карточка 1.


6 – 4 = неудаче

10 – 7 = не

1 + 7 = будь

2 + 7 = смелей!

10 – 9 = При

4 + 2 = ной,

1 + 3 = робей,

8 – 3 = плачь,

9 – 2 = а


Код:

1 2 3 4

3 5 3 6 7 8 9


При неудаче не робей,

Не плачь, не ной, а будь смелей!

Учитель:

- Как вы понимаете девиз нашего урока?

Дети:

- Не нужно бояться ошибок. Мы все только учимся.

Учитель:

- Готовы ли вы добывать новые знания?

Дети:

- Да!


II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Учитель:

- Берем мешочки. В первый мешочек выкладываем столько же квадратов как у меня. Во второй мешочек столько же треугольников как у меня.






Учитель:

- Что можете сказать?

Дети:

- В первом мешочке три квадрата, а во втором – пять треугольников.

Учитель:

- Хорошо! Давайте это запишем.






Учитель:

- Что можем сделать с фигурками?

Дети:

- Сложить, вычесть, сравнить.

Учитель:

- Молодцы! Вот давайте и сравним.

Дети:

- Квадратов меньше треугольников.

- Треугольников больше квадратов.

Учитель:

- Докажите. Покажите, как вы это сделали.







Учитель:

- Какой вывод можете сделать?

Дети:

- Квадратов на 2 меньше, чем треугольников.

- Или треугольников на 2 больше.

Учитель:

- Молодцы! Теперь вы убираете мешочки в сторону, я их тоже убираю. Что теперь можете сказать?

3 5

Дети:

- Между числами можно поставить знак меньше.

- Число 3 на 2 меньше, чем число 5.

- А число 5 на 2 больше, чем 3.

Учитель:

- Умнички! Раз вы справились с этим заданием, даю следующее задание сложнее. Посмотрим на экран.




Учитель:

- Что можете сказать?

Дети:

- Кругов на 2 больше, чем треугольников.

- Или треугольников на 2 меньше, чем кругов.

Учитель:

- Здорово! Раз вы все выполнили, даю задание еще сложнее.

Для выполнения этого задания вам необходимо сесть по группам.

1 группа садится –

2 группа садится –

3 группа садится –

(дети рассаживаются)

Учитель:

- Вам нужно сравнить предметы в мешочке и сказать каких предметов больше и на сколько. Ваше время на выполнение этого задания – 1 минута.

(дети работают в группах)

Учитель:

- Время вышло. У кого какие ответы получились?

Кто не смог выполнить задание? Почему?

Дети:

- Слишком много фигур. Не успели посчитать.

Учитель:

- Хорошо, я вам открою секрет. Предметов 79 и 85.

Дети:

- Составлять пары неудобно.

Учитель:

- Так в чем ваше затруднение?

Дети:

- Не знаем способа.

III. Постановка проблемы.

Учитель:

- Какое задание было последним?

Дети:

- Сравнить предметы и узнать на сколько больше.

Учитель:

- Что общего во всех заданиях, которые мы сегодня выполняли?

Дети:

- Сравнение чисел.

Учитель:

- Предположите, какая тема нашего урока?

Дети:

- Сравнение чисел.

Учитель:

- Поставьте цель – чему нам надо научиться сегодня на уроке?

Дети:

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, используя не рисунок.

Учитель:

- А что нам может помочь достигнуть цель? (задача)

Дети:

- Нужно придумать способ ответа на вопросы: «На сколько больше (меньше)?», для которого не требуется рисунок, а надо выполнить вычисления.


IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель:

- Вернемся к нашим мешочкам. Предположите, что больше 79 или 85? Почему?

Дети:

- (ответы детей)

Учитель:

- Сейчас мы ваши предположения и проверим.

Достаем портняжный сантиметр. Первый вариант ставит пальчик на 79, а второй вариант на 85.


- Какое число идет раньше?

Дети:

- 79.

Учитель:

- Какое идет позже?

Дети:

- 85.

Учитель:

- Что можете сказать?

Дети:

- 79 идет раньше, значит оно больше 85.

Учитель:

- Посчитайте, сколько единиц вмещается от 79 до 85?

Дети:

- 6 единиц.

Учитель:

- Молодцы! Что тогда можете сказать о числах 79 и 85?

Дети:

-79 на 6 единиц больше 85.

Учитель:

- Или?

Дети:

- 85 на 6 единиц меньше 79.

Учитель:

- Назовите здесь целое?

Дети:

-85.

Учитель:

- Назовите части?

Дети:

- 79 и 6.

Учитель:

- Посмотрите на схему. Она правильная?

85




79 6

Учитель:

- Как найти целое?

Дети:

- Нужно сложить части.

79+6=85 или 6+79=85.

Учитель:

- Как найти части?

Дети:

- Нужно из целого вычесть известную часть.

Учитель:

- Давайте еще раз закрепим. Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Дети:

- Чтобы узнать на сколько одно число больше (меньше) другого, надо из больше числа вычесть меньшее.


Физкультминутка.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали три кота

- Красота! Красота!

Мы размяться все успели,

И за парты тихо сели.


V. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель:

- Перед вами на парте есть 2 полоски. Что с ними можно сделать?

Дети:

- Сложить, сравнить.

Учитель:

- Как их можно сравнить?

Дети:

- Наложением.

Учитель:

- Как необходимо накладывать полоски?

Дети:

- Чтобы один конец у них совпал.

Учитель:

- Отметьте карандашом на большей полоске то место, где оканчивается меньшая полоска.








Учитель:

- Я проведу две пунктирные линии. Как вы думаете, что они означают.







Дети:

- Меньшая полоска равна части большей полоски.

Учитель:

- какой буквой удобно обозначить большую полоску?

Дети:

- Буквой б.

Учитель:

- Меньшую полоску?

Дети:

- Буквой м.

Учитель:

- Их разницу?

Дети:

-Буквой р.

Учитель:

- Если большая полоска у нас составлена из частей, то какими буквами можно обозначить части большего отрезка?

Дети:

- Буквами м, р.

б




м р


м


Учитель:

- Так как же нам можно найти разницу, т.е. на сколько одно число больше или меньше другого?

Дети:

-Нужно из большего числа б, вычесть меньшее число м.


Учитель:

- Открываем учебник на с.52 № 2.

Перед нами есть рисунок, с помощью него предлагается заполнить пустые квадраты в примерах.

Дети:

- Если мы к меньшему числу прибавим разницу, будет большее число.

- Если мы разницу прибавим к меньшему числу, будет большее число.

Учитель:

- Что интересного увидели?

Дети:

- От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.

Учитель:

- Молодцы! Давайте продолжим.

Дети:

- Если из большего числа вычесть меньшее число, получаем разницу.

- Если из большего числа вычесть разницу, получаем меньшее число.


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель:

- А сейчас я вам предлагаю выполнить № 3 на этой же странице самостоятельно, а потом проверим. Читаем задание.

Дети:

- Составь выражения.

Учитель:

- Приступаем.

(выполняют)

Учитель:

- Давайте проверим.

(проверяется на мультимедийном экране)

Учитель:

-Поднимите руки, кто не допустил не одной ошибки?

- У кого есть ошибки? Что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?



VII. Включение в систему знаний и повторение.


Учитель:

- А теперь мы выполним с вами №4 на с.52. Задание в рамке.А теперь мы выполним с вами №4 на с.52.

тобы исправить эти ошибки?тельно, а потом проверим. ьшего отрезка?

5555555555555555555





VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель:

- Какую цель мы перед собой ставили?

Дети:

- Научиться узнавать на сколько одно число больше или меньше другого, используя не рисунки, а действия с числами.

Учитель:

- Достигли ли вы эту цель?


Учитель:

- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке веселой или задумчивой мордашкой.


Если у вас не было ошибок или вы смогли преодолеть затруднения и можете двигаться дальше, выберите веселую мордочку.




Если еще возникают затруднения по данной теме, то выберите задумчивую мордочку.


- Вы все сегодня хорошо потрудились, скажем друг другу спасибо.





1) смотивировать к учебной деятельности посредством игровой ситуации;

2)проверка сформированности вычислительных навыков у учащихся;

3) выявить умение выстраивать логическую цепочку чисел и ответов.

4) создание условий для творческой активности детей.


















































1) актуализировать представление о способе сравнения групп предметов с помощью составления пар;

2) зафиксировать затруднение

3) закреплять полученные знания о сравнении чисел;

4) делать логическое умозаключение, представляя доказательство, аргументируя;

5)развивать творческую активность детей;

6) создание ситуации успеха, удовлетворение в работе.






























































































1) выявить причину затруднения;

2) согласовать тему и цель урока.



































1) согласовать способ сравнения с помощью вычисления.












































































1) переключение внимания;

2) эмоциональная разрядка;

3) мышечная активность.











1)зафиксировать во внешней речи способ сравнения предметов с помощью вычисления.




































































































1) тренировать способности к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность умения

сравнивать предметы с помощью вычисления.


















1) закрепить знание о новом способе сравнения;

2) тренировать способность к сравнению.







1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока.














Методы:

  • словесный;

  • наглядный;

  • проблемно-поисковый;

  • практический;

  • деятельностный;


Формы:

    • фронтальная;

















































Методы:

  • словесный;

  • наглядный;

  • проблемно-поисковый;

  • деятельностный;

  • практический;



Формы:

    • индивидуальная;

    • фронтальная;

    • групповая;
































































































Методы:

  • словесный;

  • наглядный;


Формы:

    • фронтальная;

    • индивидуальная.





























Методы:

  • наглядный;

  • проблемно-поисковый;

  • практический;

  • деятельностный;


Формы:

    • в парах;

    • индивидуальная;

    • фронтальная;















































































Методы:

  • наглядный;

  • деятельностный;

  • проблемно-

поисковый;

  • практический;


Формы:

    • индивидуальная.

    • фронтальная;


























































































Методы:

  • наглядный;

  • словесный;

  • первичная самостоятельная работа, закрепление во внешней речи;







Формы:

    • фронтальная;

    • индивидуальная;








Методы:

  • словесный;

  • деятельностный;

Формы:

    • фронтальная;

    • в парах;

    • фронтальная;




Методы:

  • наглядный;

  • словесный;

  • практический;


Формы:

    • фронтальная;

    • индивидуальная.






Список использованной литературы:

Петерсон Л.Г. Математика.1 класс: Методические рекомендации для учителей. – Изд.2-е, перераб. И доп. – М.: Издательство «Ювента», 2008.

Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, – М.: «Школа 2000…», 2005.

Фефилова Е.П., Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по математике. 1 класс. К учебному комплекту Л.Г.Петерсон. – М.: «ВАКО»,2006.


























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ