Конспект урока математики по теме «Решение задач с помощью составления неравенства»
Конспект урока
математики по теме
«Решение задач с помощью составления неравенства»
урок проводится по технологии
«Обучение в сотрудничестве»
Учитель начальных классов
Бугакова Ольга Григорьевна
Цель: 1) Создать условия для знакомства учащихся с решением задач с помощью составления неравенства
2) Содействовать развитию вычислительных навыков учащихся
3) Способствовать воспитанию интереса у учащихся к занятиям математикой; Воспитывать взаимовыручку, взаимопомощь; бережное отношение к природе
Оборудование: магнитофон, магнитные доски, бескозырки, переносные доски, таблицы с пословицами, красочные остановки. Все остановки расположены в разных частях класса и детям приходится поворачиваться в разные стороны, чтобы выполнить задание – данный приём позволяет использовать элементы здоровье сберегающей технологии. Мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Оргмомент. Звучит музыка. Ученики стоят у парт.
Учитель – Ребята, нам сегодня пришло письмо (ученик читает письмо):
Дорогие, ребята!
Пишут вам жители острова, который находится далеко в океане.
На нашем острове произошла экологическая катастрофа. Прежде очень красивый остров с пышной растительностью и богатым животным миром сейчас превратился в пустыню. На нём ничего не растёт, цветов нет, деревьев тоже нет, животные исчезают. А вы знаете, ребята, что в природе всё взаимосвязано и мы боимся, что вместе с исчезновением животных и растений исчезнем и мы, жители острова. Климат на нашем острове похож на климат Центрально – чернозёмной части России. Поэтому растения вашего края смогут прижиться на нашем острове. От лица всех островитян просим вас помочь нам в беде. Добраться до нашего острова будет трудно. Вам понадобится приплыть к нам на кораблях. Маршрут высылаем. Предупреждаем, вас ждут тяжёлые испытания. Вам придётся столкнуться со многими препятствиями, избежать многих ловушек, ведь Злые силы не дремлют. Но мы верим, что, помогая друг другу, решая все проблемы сообща, вы сможете всё преодолеть и прийти к нам на помощь.
С уважением к вам жители маленького острова «Цветочный».
Учитель: Ребята, поможем жителям острова?
Ребята: (да).
II. Рефлексия. Перед трудным походом очень важно командирам знать настроение экипажа. Поэтому определим настроение каждого члена экипажа. У вас на кораблях лежат цветы, которые мы посадим на острове, но они разного цвета. Определите, какое у вас настроение, если отличное, то поднимите красный цветок, если просто хорошее, то жёлтый, если же настроение не очень хорошее, то синий цветок.
Учитель: Я вижу, что команды кораблей сформированы, настроение у всех хорошее. И это очень важно, так как существует легенда, что с плохим настроением в дальний поход выходить нельзя. Капитаны, представьте свои команды (представление команд)
1 капитан: Наш корабль называется «Подсолнух», а это значит, команда корабля поворачивается к солнцу, к знаниям.
2 капитан: Наш корабль называется «Солнышко» мы светим своими знаниями.
Учитель: Жители острова прислали маршрут, по которому мы будем путешествовать. У каждого капитана имеется в судовых документах. Первый порт «Устный счёт». Проверка домашнего задания.
Учитель: Для того чтобы отправиться в плавание должны быть подготовлены на высоком уровне все члены команды корабля, ведь от каждого из них будет зависеть успех похода, поэтому, приказываю капитанам проверить готовность кораблей к плаванию
Капитаны: Есть проверить.
III. Устный счёт.
1.Проводится в группе с использованием заданий в индивидуальных папках
Учитель: открыли папки. Группа «Солнышко» способом «вертушка» решает задание, а группа «Подсолнух» оценивает.
Группа «Подсолнух» решает, а группа «Солнышко» оценивает. Оценка происходит с помощью жестов.
Алгоритм выполнения задания в группе
по типу «вертушка»
Знакомство с поставленной задачей (проблемой)
Выполнение задания с помощью опор по «вертушке»
каждое последующее задание выполняется
следующим учеником. Начинать может
сильный, может слабый
Объяснение каждого задания
Контроль группы за объяснением
Обсуждение работы над заданием Рассмотрение заданий
разными группами, если задания каждой группой, если задания разные были одинаковые для всех групп
Тест на проверку понимания усвоения материала
Дифференциация заданий
Работа индивидуальная
Оценивание группы (общая оценка)
A. 1) 6*3 2) 12+ 8 3) 17-8 4) 48:6
+ 7 * 2 +11 +22
: 5 : 5 : 4 -17
? ? ? ?
B. 1) 13+9 2) 7*8 3) 32: 8 4) 3*9
:2 + 4 *5 +3
-6 : 6 - 7 :5
? ? ? ?
2. Решите задачи: а) В ларёк привезли 60 кг винограда, а яблок на 40 кг больше. Сколько кг яблок привезли в магазин?(100кг)
b) В магазине продали 120 кг картофеля. Осталось ещё 80 кг. Сколько кг картофеля было в магазине?(200кг)
c) Брату 79 лет, а сестра на 3 года старше брата. Сколько лет сестре?(82 г)
d) Человек спит третью часть суток. Сколько часов занимает сон?
3. Реши неравенства: Группа «Подсолнух» - х<4(0,1,2,3). Группа «Солнышко» х<0 (решения данного неравенства нет)
4. Нам не дают разрешение на выход в море, (не отдают судовые документы) если не выполним задание Змея Горыныча – не отгадаем загадки волшебного веера.
( Выполнив задание, открываем тему урока с использованием мультимедийного проектора)
57-24=(33) – Тема:
32+45=(77) – Решение
16+43=(59) – задач
21+76=(97) – с
68-45 = (23) – помощью
48-37=(11) - составления
95-63= (32) - неравенства
Учитель: Тема путешествия открыта, определим теперь, опираясь на тему учебную цель нашего путешествия (Определение цели урока). Каковы же цели развивающая и воспитательная? (дети определяют цели). По мере определения целей урока детьми, идёт проекция целей на экран с использованием мультимедийного проектора.
Путь открыт, можно плыть дальше. Выставляется оценка на данном этапе групп «Подсолнух», «Солнышко»
IV. Мы подплываем к морю «Изучение нового материала нас встречает девочка- колокольчик с проблемным вопросом «Как решить задачу с помощью составления неравенства? (Проблемный вопрос проектируется на экран, при помощи мультимедийного проектора)
Команды кораблей, рассмотрите ситуацию, представленную в учебнике на с.84 и составьте задачу по рисунку. В вазе 14 конфет. После того как Волк взял из неё несколько конфет, в вазе осталось больше 10 конфет. Сколько конфет мог взять Волк из вазы?
Распределите роли в группе и самостоятельно изучите новый материал.
Знакомство с новым материалом проходит в группах на основе применения авторского приёма «Пчёлки», который проводится с помощью следующего алгоритма - Авторская разработка приёма
Приём организации мыслительной деятельности
Алгоритм выполнения задания в группе по типу «Пчёлки»
Члены групп берутся за плечи друг друга, организуют круг
Знакомство с поставленной задачей (проблемой)
Мозговая атака по типу «Сбора нектара» (каждый член группы выдвигает свою версию выполнения задания)
Выбор верной версии
Разработка плана выполнения задания
Выполнение задания
Обсуждение работы над заданием Оформление задания
разными группами, если задание было
одинаковое для всех групп
Тест на проверку усвоения материала
Оценивание группы
Общая оценка
Вопросы учителя на проверку усвоения материала: Что обозначили за х? Почему из 14-х? Какое неравенство получили? Каким образом решали неравенство?
Почему проверяли числа, начиная именно с 1, а не с 0?
Какие числа являются решениями неравенства?
Происходит оценка групп на данном этапе. Члены групп выставляют оценку на индивидуальном листе.
Учитель: Наши корабли благополучно миновали море и отправились в плавание дальше.
V. Остановка – Залив. «Королевство волшебных рыб» Первичное закрепление.
Ребята, изучив новый материал, давайте его закрепим. Работа в тетради на печатной основе В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой Математика. Рабочая тетрадь 2; 3 класс. Группа «Солнышко» №25, группа «Подсолнух» №26. Проверка и оценка – 1 тетрадь от группы. Работа проходит под музыку. Команда, которая справится с заданием быстрее, поднимается на палубу и отдыхает, а так как море штормит, то делаем следующие движения - перекатываемся плавно с носка на пятку (использование элементов здоровье сберегающей технологии)
Солнышко Подсолнух
Пусть х грибов могли использовать
для приготовления супа. Составляю неравенство:
Составляю неравенство: 12-х<6 20-х>16
Если х=1, то 12-1<6 (н) Если х =1, то 20-1>16 (в)
Если х=2, то 12-2<6 (н) Если х =2, то 20-2>16 (в)
Если х =3, то 20-3>16 (в)
Если х =4, то 20-4>16 (н)
Если х=3, то 12-3<6 (н) Ответ:1,2,3
Если х=4, то 12-4<6 (н)
Если х=5, то 12-5<6 (н)
Если х=6, то 12-6<6 (н)
Если х=7, то 12-7<6 (в)
Если х=8, то 12-8<6 (в)
Если х=9, то 12-9<6 (в)
Если х=10, то 12-10<6 (в)
Если х=11, то 12-11<6 (в)
Если х=12, то 12-12<6 (в)
Ответ:7,8,9,10,11,12
Оценка работы членов групп «Солнышко» и «Подсолнух» - одинаковая для всей группы. Каждый член группы фиксирует на своём индивидуальном листе оценку за данный этап работы.
Учитель: Волшебные рыбки нас пропустили, и мы вышли в открытое море.
VI. Порт «Домашнее задание» даётся с объяснением – по учебнику с10 №27 или №29 (нужно знать как выбрать центр и радиус окружностей. В каждом шестиугольнике все стороны равны и при этом они являются симметричными фигурами, имеющими по 6 осей симметрии. Отсюда способ построения окружности в каждом случае. За центр окружности выбирается точка пересечения осей симметрии шестиугольников, а за радиус – длины их сторон.
Учитель: моряки - трудолюбивый и весёлый народ. Любят, и поработать, и повеселиться
VII. Море «Физкультминутка. «Танец «Яблочко»
Наши корабли плывут всё дальше и дальше. Но что это серебрится на горизонте? Это – русалки. Не пропустят корабли, если не сможем понравиться им.
VIII. Порт « Работа по учебнику» – Группа «Солнышко» - №327. Группа «Подсолнух»№326. Представители групп решают на индивидуальной доске, остальные в тетрадях. Учитель: внимание, командам, выполнившим задание, изучить с помощью бинокля водное пространство на несколько миль вокруг. По мере выполнения задания члены групп встают и смотрят в бинокль, что виднеется вдали. Происходит смена позы учеников – использование здоровье сберегающей технологии
Подсолнух Солнышко
Ответы:0,1,2,3,4,5,6 (с опорой на модели)
Могла Маша не найти. Выложите перед собой
ни одного гриба? (Да) столько фишек, сколько
Могла найти 7 грибов? яблок лежало на столе(8).
(Нет, так как на поляне всего 6 грибов) Затем отодвигает 5
Фишек в сторону.
Обратите внимание: Петя
Взял больше 5яблок, т.е
Взял 5 яблок и ещё
Сколько – то. Какие
Возможны варианты?
Ответ: 6,7,8 по очереди
Придвигаются по фишке
К группе из 5 фишек
Оценка работы членов групп «Солнышко» и «Подсолнух» - одинаковая для всей группы. Каждый член группы фиксирует на своём индивидуальном листе оценку за данный этап работы. Член команды, работающий на индивидуальной доске и объясняющий решение на доске, получает дополнительную оценку.
Командиры – видим впереди неопознанный объект, он приближается к кораблям (появляется царь моря – Нептун с заданием: выполнить задание с помощью моделирования сладкими предметами). Творческая работа по группам - №328. Группы составляют друг для друга задачи. Дополнительное задание – решить задачу с помощью составления неравенства. Проверка: оценка групп в баллах и аплодисментами.
Учитель: Путь открыт, плывём дальше. Мы в плавании находимся уже длительное время и наши глаза устали от однообразия водного пространства, поэтому откройте индивидуальные папки, проведём зарядку для глаз.
IX. Учитель: заходим в порт «Тест». Нас встречает морской вельможа и предлагает проверить, как усвоены новые знания. Проводится тест с использованием элементов технологии Юрия Драля.
Задание: решить задачу с помощью составления неравенства
Дано: На полке стояло несколько книг. Когда на полку поставили ещё 5 книг, то на ней стало меньше 11 книг. Сколько книг первоначально могло стоять на полке? (с85,З. №329)
1. В окошко 1 напишите, что мы обозначим за х ( Пусть х книг стояло на полке)
2. Составьте неравенство и запишите его в окошко 2 (х+5<11)
3. В окошках 3,4,5 запишите решения, пишите по 2 решения в каждое окошко
В 3 окошке - 1+5<11(в); 2+5<11(в). В 4 окошке – 3+5<11(в); 4+5<11(в). В 5 окошке - 5+5 <11(в); 6+5 <11(н)
4. В 6 окошке – напишите ответ задачи (Ответ: на полке могло стоять 1,2,3,4 или 5 книг)
Учитель: Приложите контрольные карточки и проверьте правильность решения, поставьте сами себе оценку за данный вид работы.
Учитель: Внимание! Командирам настроить бинокли, по расчётам мы должны подплывать к острову.
Командиры: Остров не замечен
X. Следующий порт - «Итог урока».
Учитель - Уважаемые моряки, вначале нашего путешествия перед нами стояла проблема: Научиться решать задачи с помощью составления неравенства (проектируется на экран, с помощью мультимедийного проектора). Сможем мы сейчас ответить девочке – колокольчику «Как решать задачи таким способом?» Нужно обозначить за х неизвестное в задаче, затем составить неравенство и с помощью подбора решать неравенство. Те числа, при которых неравенство будет верным, и называются решением неравенства, а значит и решением задачи.
Учитель - Как вы считаете, за время вашего путешествия у вас улучшились вычислительные навыки? Что помогло вам пройти все препятствия во время путешествия? (Дружба, взаимовыручка)
Учитель - У каждого из вас есть индивидуальный лист контроля. Заполните его и оцените свою работу. Вы видите пословицы, прочитайте их и ответьте – Какие пословицы подойдут к нашему путешествию.
Учитель: Моряки, настройте свои бинокли, не виден ли где впереди остров?
Командиры: Виден. Мы приближаемся к острову.
XI. Порт назначения «Цветочный остров».Учитель – Ребята, виден пустынный остров, как вы думаете, почему могли исчезнуть все цветы с острова? (ответы детей – Люди могли их истребить за их красоту)
Учитель – Ребята, может ли такое несчастье случиться у нас на Родине? (Может, если мы не будем беречь растения)
Учитель – так давайте беречь и охранять растения, чтобы не стала и наша Родина пустынным островом.
Учитель - приготовьте свои цветочки, определив при этом, какое настроение у вас к концу нашего путешествия и посадите на поляну. Пусть они радуют жителей острова.
А мы спокойно возвращаемся к себе на Родину, в наш класс.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ