Конспект урока математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Белоевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока математики в 5 классе по теме:
«Правильные и неправильные дроби»
Учитель: Отинова Екатерина Ивановна
2014
Цель урока: формирование системы математических понятий.
Задачи урока:
Ввести понятие правильных и неправильных дробей, показать эти дроби в сравнении с единицей; формировать умения составлять и записывать дроби, решать задачи с использованием неправильных дробей.
Развить математическое мышление и логическую речь обучающихся, умения делать выводы, высказывать свои чувства и мысли, расширять кругозор учащихся, умение видеть знакомое в незнакомом.
Воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к одноклассникам; прилежания, активности, внимания.
Содержание темы: Данная тема программы 5 класса по математике учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Организационные формы общения. Индивидуальная, парная, групповая.
Структура урока.
1. Организационный момент.
Мотивационная беседа.
Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.
Проблемная ситуация.
Изучение нового материала.
Закрепление первичных знаний.
Физминутка.
Рефлексия деятельности.
Домашнее задание.
Фрагмент мультфильма “Трое из Простоквашино”.
Ход урока
Организационный момент
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
И удача пусть ждет вас.
За работу, в добрый час!
Мотивационная беседа
Учитель. Ребята, как вы думаете, зачем надо изучать математику? Ответ на этот вопрос найдете, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово «математика».
(СЛАЙД) «Математика» - знание, учение, наука. Именно, поэтому, если человек знал математику, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости.
Хочется, чтобы сегодня все ученики вашего класса показали, насколько вы мудры и насколько знающие люди в математике 5 класса.
Актуализация опорных знаний.
3/7
- Назовите числитель дроби,
- Назовите знаменатель дроби,
- Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби?
Б) У учащихся по два вырезанных круга на парте. (В паре выполнить)
- Как разделить круг на четыре равные части? (Сгибанием)
- Сколько четвертых долей содержит один круг? Два круга?
Задание:
Закрасить 3/4 частей круга, 4/4, 7/4 . Покажите результаты.
IV. Проблемная ситуация.
Давайте проверим, есть ли верно выполненное задание?
Надо было заштриховать 7/4.
-Что показывает знаменатель дроби? (На сколько частей надо разделить целое.)
-Что показывает числитель? (Сколько частей надо взять.)
-Значит надо разделить целое на 4 частей и взять 7. (Делю на 4 части.)
У нас 4 доли, а надо 7.
-Сколько долей не хватает? Где взять ещё 3 доли? (Взять второй круг.)
-На сколько частей надо второй круг разделить? (на 4)
-Сколько взять от второго круга? (3 четвёртые доли.)
-Сравните числитель и знаменатель дроби 7/4 (Числитель больше знаменателя.)
Дробь 7/4 неправильная.
-Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель?
Как будет называться дробь 3/4 , когда числитель меньше знаменателя? (правильной).
А теперь давайте сформулируем тему урока
«Правильные и неправильные дроби» (открывается тема – СЛАЙД)
Какова будет цель нашего урока?
Цель:
- знакомство с понятиями правильная и неправильная дробь,
- умение различать правильную дробь от неправильной.
V. Изучение нового материала
1. Найдите лишнюю дробь:1/3, 4/9, 8/11, 14/13.
Объясните, почему вы так думаете?
А сейчас сформулируем определение неправильной дроби (правильной)
2.Работа по учебнику. Прочитаем правила.
- Правильная дробь меньше единицы (2/5 < 1, 3/4 < 1 - записи на доске)
- Неправильная дробь больше или равна единице (4/3 > 1, 7/4 > 1, 5/5 = 1, 10/10 = 1)
3. Выполнить задание на слайде: сравнить
1и 5/7, 6/6 и 1, 7/9 и 1, 100/100 и 1, 92/91 и 1. (СЛАЙД)
4. Взаимопроверка. (поменялись тетрадями, проверяем карандашом, если правильно - «+», неправильно - «-».
Закрепление первичных знаний.
а) № 894 (устно, по заданию),
б) № 895 (письменно, самостоятельно). Взаимопроверка.
в) № 901, 902, 903 – работа в группе. Рассуждают и решают все, а отвечают ответственные из групп.
VII. Физминутка
Вы на славу потрудились,
И немного утомились
Дружно встать нам всем пора
Начинается игра!
Зарядка с использованием понятий правильных, неправильных дробей. Я буду показывать дробь, а вы будете выполнять:
Если дробь правильная - наклоны влево - вправо.
Если дробь неправильная, но не равна 1 – прыжки на двух ногах.
Если дробь неправильная и равна 1- хлопок.
8/8, 9/10, 11/10, 15/15, 3/4, 20/20.
VIII. Рефлексия деятельности
Перед вами цепочка из слогов и букв. Выполнив задания теста, вы должны поставить соответствующий знак вместо ? «+» если согласны с утверждением или « –» если не согласны.
Правильная дробь не может быть больше 1.( +)
7\7 - это правильная дробь.(-)
3. Неправильная дробь больше или равна 1.( +)
4. 5\8 – это неправильная дробь( -)
5.Неправильная дробь всегда больше правильной.( +)
МО + ЛОК – К + ДЕР – Р + Ц (молодец) – (СЛАЙД).
Вы замечательно поработали. Надеюсь, этот материал вы не забудете, он пригодится вам в старших классах, при сдаче экзамена. Помните слова французского физика Лауэ: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». Думаю, что образование, которое вы получите, будет соответствовать времени, в котором мы живем.
Домашнее задание будет носить разный уровень сложности
Творческий уровень – придумать и решить задачу, используя элементы сказки. Оформить решение в виде рисунка.
Повышенный уровень - найти и выписать из толкового словаря разные значения слова «дробь».
Базовый (обязательный) уровень - № 925,928.
Посмотрите фрагмент мультфильма “Трое из Простоквашино”, который будет напоминать вам о правильных и неправильных дробях. (Если останется время, можно посмотреть в классе, если нет, то дома)
Спасибо за урок!
Литература
1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.-28 ое изд.- М.: Мнемозина,2011. –280с.
2. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А.С.Чесноков, К.И.Нешков.- 8-ое изд.- М.: Просвещение, 2003. – 144с.
3. Математика. 5 – 11классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках / авт. – сост. М.Е.Козина, О.М.Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 123с.
4. Математика. 5 – 8 классы: игровые технологии на уроках / авт. – сост. И.Б.Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 156с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ