Конспект урока на тему "Использование новых методов обучения математике на занятиях и в повседневной жизни"
Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Нет, не подсчет прибылей и убытков занимал умы великих ученых. Которые заложили фундамент этой, титулованной «царицей», науки. Они пытались постичь законы гармонии, понять не только смысл, но и архитектуру Творения.
Как и великому ученому, ребенку неинтересно подсчитывать. Для него математика – это тоже еще одно, особое «тридевятое царство, тридесятое государство». Ребенок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка – это его стихия. Но ведь математика – это тоже особого рода «выдумка без обмана», это мир идей. Этот мир существует объективно. Ведь существуют реально и объективно наше настроение, усталость или вдохновленность, наши мысли, наша любовь. Их нельзя потрогать руками, как стол или вазу, но они существуют.
Для того чтобы реализовать индивидуальный подход к образованию детей и создать условия полноценного развития не только самых слабых, но и способных детей, надо дифференцировать программные задачи по уровням, выделяются три уровня:
первый уровень образует преимущественно технические навыки в необходимом минимальном объеме, доступные для усвоения всем психически развитым в пределах возрастной нормы детям независимо от их способностей к математике и интереса к ней. Этот уровень является удовлетворительным с точки зрения готовности ребенка к школе.
второй уровень включает пропедевтическое ознакомление с наиболее трудными вопросами следующего года обучения. Он же часто используется в заданиях, предлагаемых на приемных собеседования в гимназии, лицеи, специлиазированные школы. Усвоение этого материала обеспечит ребенку высокий уровень готовности к школе.
третий уровень включает материал, который дается детям ознакомительно с целью углубления формирующихся у них основных представлений. Этот уровень затрагивает только сферу представлений. А не навыков.
Адекватность выбора формы обучения детей сказывается не только на эффективности работы, но и на уровне ее напряженности. Поэтому я предлагаю использовать в работе разные формы, варьируя их процентное соотношение в соответствии с возрастом детей. В работе использовать следующие формы:
обучение в повседневных бытовых ситуациях – 75% материала дети младшего возрасте усваивают именно в этой форме;
демонстрационные опыты (младший возраст)
сенсорные праздники на основе народного календаря (младший возраст);
театрализации с математическим содержанием – используются на этапе объяснения либо повторения и закрепления материала в средней и старшей группах;
коллективное занятие с четкими правилами, обязательно для всех, фиксированной продолжительности – только в подготовительной группе по предварительной договоренности с детьми;
свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных приложениях математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна (старший возраст);
самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы). Выделять данный вид занятий как особый предмет дети начинают в старшей группе. До этого момента они воспринимают его как естественную часть жизни, в которой педагог рассказывает, а они лепят или рисуют.
Хочется обратить внимание на то, что так называемые комплексные занятия, конкурсы и викторины не рассматриваются как формы обучения детей. Они могут использоваться в качестве итоговых или показательных, но не собственно обучающих занятий.
Большинство методов и приемов обучения, используемых педагогом при проведении занятий, предполагает речевую активность, как самого педагога, так и ответную – детей.
Одним из важнейших приемов является использование в процессах обучения ребенка. Существует система включения математического содержания в сюжетно-ролевые игры. Предлагаю вашему вниманию динамику использования игровых приемов на занятиях математикой по возрастным группам.
Использование игровых приемов на занятиях математикой.
-
Возрастные
группы
ведущий тип игры
используем на занятиях
Первая младшая
предметно - манипулятивная
внесение дидактических игрушек
вторая младшая
сюжетно - ролевая на стадии игрового действия
использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка
средняя группа
сюжетно – ролевая на стадии игровой ситуации и роли
одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории
старшая и подготови -
тельная группа
сюжетно ролевая на стадии сюжетосложения. Игры с правилами
составление и решение задач. Дидактические игры с правилами: настольные, подвижные.
Таким образом, обращаю внимание на то, что игровая мотивация в привычном понимании и занимательность используются в данной системе работы очень ограниченно, только для обработки какого – либо навыка, который требует монотонных многократных повторений.
В поисковом эксперименте был найден прием включения математического содержания в продуктивную творческую деятельность детей на этапе усвоения или обработки. Сейчас педагоги широко используют лепку, аппликацию, рисование, конструирование на математические темы. Этот прием используется во всех возрастных группах.
Другой прием – сюжетная подача математического содержания. Он применяется в средней группе и включает использование приема одушевления; так, числа первого десятка появляются перед детьми как персонажи истории-мифа о числах. Важна группа приемов, позволяющая обеспечить мотивацию занятий:
сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело, - наглядных пособий и индивидуальных дидактических материалов. Например, счетный материал у каждого ребенка свой, он выбирает его по своему вкусу. Карточки с цифрами каждый раскрашивает, как хочет;
индивидуальная работа. Каждому ребенку хочется переживать успех на занятии – в следующий раз подобное занятие скорее положительную реакцию. Поэтому отстающие дети с новым материалом знакомятся раньше, чем остальные дети группы, что повышает их активность на общем занятии и способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе и собственной ценности;
расположение столов так, чтобы дети сидели лицом друг к другу;
предлагаемые задания предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг к другу;
нетравмирующая оценка. В младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или узнать. В среднем и старшем возрасте – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственным предшествующими достижениями, а не с работой других детей. Оценивание осуществляется в индивидуальном общении, а не в присутствии группы сверстников. Вводится элемент справедливой критики. В подготовительной группе в конце года возможно сравнение работы ребенка с эталонной.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому доверяет, потому что успешность обучения зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт.
Администрация города Ноябрьск
Департамент образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Малыш»
«Использование новых методов обучения математике на занятиях и в повседневной жизни».
(деловая игра)
Подготовила
Воспитатель
Игнатенко Л.И.
г.Ноябрьск – 2008г.
Тема: «Использование новых методов обучения математике на занятиях и в повседневной жизни».
Цель:
систематизировать знания педагогов по обозначенной теме
совершенствовать профессиональные навыки в процессе интеграции игровой деятельности
формирование коммуникативных навыков при работе в микрогруппах
развивать творческий подход во взаимоотношениях внутри микрогруппп
Форма проведения:
Деловая игра
План работы:
I.Информационное сообщение:
Основные урони для индивидуального подхода детей.
Знакомство с разными формами работы
Использование разных игровых приемов
Приемы работы
II. Практическая деятельность
Ход конкурса:
-Уважаемые, педагоги предлагаем вам разделиться на две команды, выбрать капитана и название вашей команды.
- Хотелось бы представить Вам членов жюри!
(в члены жюри предлагаю выбрать заведующую ДОУ и зам. по ВМР)
Конкурс №1
- Вам предлагается набор геометрических форм разного цвета и размера. Ваша задача составить фигуры людей и животных. Побеждает та команда, которая составит наибольшее число фигур. Время выполнения – 5 минут.
-Уважаемое, жюри оцените результаты нашего конкурса и объявите нам результаты!
(после оценивания конкурса, можно послушать какие, фигуры придумали педагоги.)
Конкурс №2.
-Наш второй конкурс называется «Кроссворд». Ваша задача назвать известные математические термины. Время выполнения – 10 минут. Побеждает та команда, которая выполнит кроссворд с наименьшим количеством ошибок.
По горизонтали:
Структурная часть арифметической задачи.
мера длины на Руси.
арифметическое действие.
По вертикали:
Совокупность групп предметов.
пространственный признак предметов
установление взаимодействия между предметами и отрезками натурального ряда чисел.
графическое выражение числа.
Ответы:
По горизонтали:
вопрос
сажень
вычитание
По вертикали:
количество
форма
счет
цифра.
-Просим уважаемое жюри оценить результаты команд.
Конкурс №3.
-Вам предлагается два набора, состоящие из цифр от 1 до 10 и из 55 кружков. Нужно определить, для какой цели при обучении математике можно их использовать. Время выполнения – 5 минут.
Ответ: Для того. Чтобы дети выучили числовой ряд от 1 до 10 и подготовились к усвоению понятий «четное число» и «нечетное число». Ребенку 4-5 лет предлагается положить цифры друг за другом в правильном порядке и под каждой цифрой разместить соответствующее количество кружков.
-Уважаемое жюри, оцените конкурс.
Конкурс №4.
- А сейчас, предлагаем конкурс капитанов! Перед вами две карточки с заданием, прошу выбрать одну из карточек. Подумать и привести соответствующие аргументы по этому вопросу. Время выполнения – 5 минут:
1 карточка:
Вы хотите предложить родителям принять участие в сборе природного и бросового материала для занятий по математике. Расскажите о своих действиях.
Ответ:
В раздевалке на видном месте выставляются образцы природного или бросового материала: разные по размеру пластмассовые крышки от баночек и пузырьков, каштаны и т.д. Раскладываются картинки. Вырезанные из старых журналов. Когда родители приходят за детьми, воспитатель предлагает им взглянуть на образцы и принять участие в сборе необходимого материала для занятий по математике. Обращает внимание на картинки: их содержание должно заключать в себе математические вопросы. Можно продемонстрировать математическую игру: «Исправь ошибку».
Правила игры: в первом ряду выставляются три шишки, рядом ставится соответствующая цифра; во втором ряду – четыре косточки и цифра 4; в третьем ряду один каштан и цифра – 1. По сигналу дети закрывают глаза. Воспитатель нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой, используя разные способы: меняет цифры местами; убирает один из предметов в каком-либо ряду, оставляя ту же цифру. Дети открывают глаза и находят ошибку.
2 карточка:
Вы решили провести математический праздник. Как вы представляете участие родителей в подготовке и проведении такого праздника?
Ответ:
родители вместе с детьми красиво оформляют пригласительные билеты.
воспитатели вместе с родителями втайне от детей украшают зал и готовят атрибуты праздника: костюмы, реквизиты и т.д.
могут кто-то из родителей исполнить роль сказочного персонажа, пришедших на праздник, или ведущего.
воспитатель привлекает родителей к изготовлению поощрительных призов, к организации чаепития.
- Уважаемое жюри, вы выслушали ответы капитанов. Оцените результаты. А мы переходим к последнему из конкурсов.
Конкурс №5.
- Мы, вам предлагаем цветные карточки, на которых наклеены цифры из шершавой бумаги от 0 до 9. Определите, как может быть использован этот материал. Время выполнения – 3 минуты.
Ответ:
Ребенок обводит средним или указательным пальцем контур цифры и называет ее.
-Пока члены жюри будут подводить итоги, давайте вспомним, какие произведения, сказки, песни, стихотворения мы знаем, где используется математика.
Итог.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ