Конспект урока на тему "Системно - деятельностный подход в обучении математики"

Площадка педагогических идей: «Весёлая математика в начальной школе» (слайд1)
Тема инновационного опыта: «Системно - деятельностный подход в обучении математики».
Цель мастер-класса:
Показать использование деятельностного подхода в обучении через методические приемы.
Задачи мастер-класса:
1. Знакомство педагогов с приемами внедрения новых подходов в обучении учащихся.
2. Создание условий для профессионального общения и стимулирование роста творческого потенциала педагогов.
Форма представления опыта: мастер - класс
Категории участников: учителя.
План
1.Вступительное слово
2.Практическая часть:
3.Рефлексия.
4.Заключение.
1. Вступительное слово
В настоящее время школьный учитель должен освоить технологии, обеспечивающие достижение новых результатов образования. Достижение этих результатов, а также необходимого развивающего эффекта обучения возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса.
Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний. Главной идеей является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Обновление образования, естественно, предполагает изменения в деятельности и самого педагога, у которого возникает закономерный вопрос: с чего начать?
Понятно, что прежде чем включаться в сложный инновационный процесс, необходимо приобрести теоретические знания. Работа по данной системе выявила, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов очень много, главное найти каждому приему свое место в предмете и теме урока. Умение применять различные приемы позволяют учителю быть интересным ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле самого ученика.
Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность.
Девизом мастер - класса я беру слова Л. Боровикова «Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом». (слайд2)
Целью мастер - класса я выражу изречениями из китайской мудрости:
"Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь". (слайд3)
2. Практическая часть

Математические задачки можно использовать при составлении конспектов и сценариев внеклассных мероприятий в начальной школе. Эти задачки помогут развитию познавательного интереса у младших школьников.

В день рождения

В день рождения Артем,

Павел и Василий

По три розы, все втроем,

Свете подарили.

 

А Валера и Вадим

Поднесли сестричке

По две штучки георгин

И одной гвоздичке.

 

А подружки-хохотушки,

Валентина с Лилей,

Поднесли своей подружке

Восемь желтых лилий.

 

А теперь услышу ль я,

(Посчитайте, дети!)

Сколько всех цветов друзья

Подарили Свете?

(23 цветка)

Завтрак

Нам на завтрак баба Мила

Семь яиц вчера сварила.

Съел я ровно два белка,

А Сережа - два желтка.

А сестричка наша Леся -

Три белка с желтками вместе.

Вы смекнуть уже успели -

Сколько мы яичек съели?

И потом, как оказалось,

Сколько их еще осталось?

(5 съели, 2 осталось)

Конфеты

У Сережки две конфеты.

На три больше их у Светы.

 

А у меньшего Андрюши -

На две больше, чем у Ксюши.

 

А у Ксюши их с утра

Столько, сколько у Петра.

 

У Петра же их при этом

На две меньше, чем у Светы.

 

Кто мне верный даст совет -

Сколько всех у них конфет?

(18 конфет)

Ночная добыча

За ночь, в разных закоулках,

Шесть мышей поймала мурка.

 

А ленивый Васька-кот -

Вполовину меньше.

Вот.

 

А добыча у котенка -

Два малюсеньких мышонка.

 

Посчитайте поскорей

Ими пойманных мышей.

(11)

Персики

Было утром у Иринки

Двадцать персиков в корзинке.

 

Но потом пришли друзья:

Таня, Света и Илья.

 

На скамейке посидели -

Вместе персики все съели.

 

Я услышать бы хотел -

Сколько фруктов каждый съел?

(По 5 персиков)

Сыр

Достался было двум мышам

Кусочек сыра на сто грамм.

 

За сколько дней, скажи дружочек,

Норушки съели тот кусочек?

 

Когда одна, известно нам,

Съедала за день по шесть грамм.

 

Второй,- не много и не мало,-

И четырех всегда хватало.

(За 10 дней)

Можно провести веселую математику: урок-сказка

Сказка Чуковского пришла сегодня к нам на урок

Постановка целей и темы урока.

 Сегодня к нам на урок математики пришли герои произведения К.И.Чуковского. (Слайд 2).Зашифровано имя главной героини сказки. 

О ком идёт речь, мы узнаем, если правильно решим выражения

- Муха, Муха – Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

А вот, какую денежку она нашла, вы узнаете, если верно справитесь с заданием:

Б) Работа в парах.

- Вычислите, найдите лишнее выражение:

13-6+10

15-14+0

16-9+10

15-8+10

14-7+10

- Назовите значение «лишнего» выражения (1 рубль)

- Пошла Муха на базар

И купила самовар

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

Нынче Муха – Цокотуха –

Именинница!

  1. Обобщение и систематизация знаний.

А) Решение задачи.

На день рожденье к Мухе приползло 15 тараканов, а букашек на 4 меньше. Сколько букашек приползло на день рожденья к имениннице?

- Что я прочитала?

- Прочитайте требование к задаче.

- Просчитайте условие задачи.

- Составим краткую запись задачи:

Тараканы – 15 н.

Букашки - ? н., на 4 меньше

- Зная, что на день рожденье к Мухе приползло тараканов – 15, а букашек столько же, но на 4 меньше, сможем ответить на вопрос задачи?

 - Каким действием?

- Задачу решает 1 учащийся на невидимой части доски, остальные – самостоятельно.

- Проверяем решение задачи:

15-4=11 (б.)

Ответ: 11 букашек.

Б) Решение неравенств (по вариантам)

- Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки непростые –

В них застежки золотые.

Нам нужно узнать размер сапожек для Мухи. Какой вариант справится быстрее?

1 вариант – 17-1*9+7

2 вариант – 8+8*10+6

- Итак, какой размер сапожек у Мухи – Цокотухи?

Физминутка:

Вдруг какой – то старичок паучок

(показываем бороду, руки перекрещиваем)

Нашу Муху в уголок поволок

(наклоны в стороны)

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

(перекрестные движения руками)

- Дорогие гости, помогите!

(наклоны головы)

Паука – злодея зарубите!

(движения руками)

Но жуки – червяки испугались,

(присели)

По углам, по щелям разбежались…

(бег)

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем, как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

(прыжки)

За кусток, под мосток и молчок.

(сели)

В) Работа с геометрическим материалом.

- А как же прыгал кузнечик? Начертите ломаную.

(1 учащийся работает у доски)

- Начертите ломаную линию, состоящую из трех звеньев. Длина первого звена – 2 см, второго – 1 см, третьего – 2 см.

- какой прыжок короче других?

- Что вы можете сказать о длине первого и третьего прыжка?

- Сколько прямых, отрезков или лучей можно найти на данной ломаной?

- Какова общая длина ломаной?

- Муха криком кричит, надрывается,

А злодей молчит, ухмыляется.

Вдруг откуда – то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

Г) Самостоятельная работа.

- Рассмотрим это фонарик.

- Покажите квадрат. Что вы знаете о квадрате?

- Покажите прямоугольник. Что вы знаете о прямоугольнике? Найдите еще 1 прямоугольник.

- Покажите треугольник. Что вы знаете о треугольнике? Сколько их здесь?

- Заштрихуйте фонарик в соответствии с цветом значений выражений.

- Взаимопроверка по образцу.

Д) Составление сумм и нахождение их значений.

- Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!

«Я злодея зарубил, я тебя освободил

И теперь, душа – девица,

На тебе хочу жениться!»

Зовите музыкантов, будем танцевать!

- А сколько же нужно музыкантов?

(работа выполняется по рядам)

- Из данных чисел составь и запиши суммы и их значения.

1 ряд – 90, 70, 20

2 ряд – 60, 90, 30

3 ряд – 50, 90, 40

 - Итак, сколько же музыкантов пригласил Комарик?

  1. Итог урока.

- Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром!

Нынче Муха – Цокотуха – именинница!

- Вот и закончилась сказка, подошел к концу и наш урок. Кому сегодня на уроке было интересно?

- А кому сегодня на уроке было трудно?

- Вы сегодня показали отличные знания! Спасибо за работу!

3. Заключение
Хотя учитель – это массовая профессия… по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большими художниками. В.В.Давыдов.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ