Конспект урока по математике для 1-го класса по теме: «Ознакомление с составной задачей»
Конспект урока по математике для 1-го класса по теме: «Ознакомление с составной задачей»
Учитель начальных классов, МБОУСОШ №57 г.Мурманска, Маланцева Лариса Анатольевна
Цели урока:
познавательные:
а) познакомить учащихся с составной задачей в 2 действия и оформлением записи её решения;
б) формировать навык решения простых задач;
в) совершенствовать навыки сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел в пределах 100;
развивающие:
а) формировать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать; выдвигать гипотезы и предположения;
б) проводить наблюдения, преобразовывать условия задачи;
в) тренировать память, мышление, воображение;
воспитательные:
а) воспитывать исполнительность, внимательность, добросовестность, уверенность в себе;
б) воспитывать чувства, обеспечивающие успешность творческой деятельности: увлечённость, сообразительность, инициативность, самостоятельность.
Ход урока
1. Организационный момент и сообщение целей урока.
Игра « Цветик – семицветик»
На доске вывешивается рисунок с изображением цветика- семицветика. Учитель и дети вместе произносят:
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Один из учеников выходит к доске, отрывает лепесток и говорит:
Лишь коснешься ты земли,
Быть по моему вели!
Ученик читает задание на обратной стороне лепестка.
Задания на лепестках:
1. Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели,
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидит на ветке? (7)
2.В садике гулял павлин,
Подошел еще один,
Два павлина за кустами,
Сколько их? Считайте сами! (4)
3. На березе три синички
Продавали рукавички,
Прилетели еще пять,
Сколько будут продавать? (8) и т.д на каждом лепестке…
- Сегодня на уроке мы будем учиться решать новые задачи, но чтобы решить любую задачу необходимо уметь выполнять действия с числами, т.е. решать примеры.
2.Проверка домашнего задания: с. 55 № 5 ( учебник Моро для 1класса)
-У кого примеры, заданные на дом, вызвали затруднения?
- Давайте постараемся решить аналогичные примеры, записанные на доске. Игра “Найди пример”.
На доске запись:
1) 17 – 10 – р
2) 16 – 10 – е
3) 10 + 8 – л
7) 14 – 1 - г
5) 18 + 1 - а
2) 9 – 3 - е
1) 2 + 10 – м
6) 15 – 5 -т
8) 12 – 0 - м
- Отвечайте на мои вопросы, поставьте под числа нужные буквы и прочитайте слово:
10
6
18
6
13
7
19
12
12
19
Т
е
л
е
г
р
а
м
м
а
Найдите пример, в ответе которого только десятки;
пример, в ответе которого однозначное число;
ответ-1десяток и 8 единиц;
уменьшите 10 на 3 и найдите пример с таким ответом;
в ответе какого примера не хватает 1единицы до 2 десятков;
на сколько 20>10?, найдите пример с таким ответом;
найдите пример, где вычитаемое 1 и решите;
в каком примере уменьшаемое = разности.
Какое слово у вас получилось? (Телеграмма).
-Правильно, к нам на урок пришла телеграмма.
(Учитель читает текст телеграммы: “Дорогие первоклассники! Будьте внимательны, вас ждут впереди новые сложные задания).
Подготовка к новой теме.
-Прежде чем приступить к решению новых задач, нужно потренироваться решать их устно. ( Приготовили вееры с цифрами.)
1) Катя нашла 13 грибов, а Ваня 5 грибов. Сколько грибов нашли дети?
-Измените вопрос так, чтобы она решалась вычитанием.
2) Девочки 1 класса забили 9 голов в ворота соперника, а мальчики на 7 голов больше. Сколько голов забили мальчики ?
-Что нужно изменить в задаче, чтобы она решалась так: 9 – 7.
Работа над новой темой.
-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием, а теперь будем решать задачи, написанные на доске:
-Решите устно:
1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке?
2) На первой проволоке 10 шариков, а на второй 7. Сколько всего шаров на двух проволоках?
-Прочитайте внимательно эти задачи.
-Что в них общего?
-Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей.)
Открываю задачу, записанную на доске:
На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке?
-Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?
-А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках?
Стираю второй вопрос.
-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.
Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.
-Давайте вместе с вами её решим. (ученик у доски).
-Что нам известно в задаче?
-Что сказано про число шариков на второй проволоке?
-Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? “}”.
-Какой вопрос в задаче будет главным?
-Можем ли мы на него ответить?( Нет.)
-А на какой вопрос можем?
На доске наборное полотно с шариками.
-Что мы знаем о шариках на второй проволоке?
-Что значит на 3 меньше? (их 10 без 3).
-Где находятся шарики на второй проволоке? (за полоской).
-Как узнать сколько их?
1) 10 – 3 = 7(ш.)
-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как?
2) 10 + 7 = 17(ш).
-Решение этой задачи можно записать числовым выражением:
-Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? (было), пишем 10+.
-А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем:
10 + (10 – 3) = 17
Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.
-Задачи в два действия называются составными.
Физкультминутка.
Руки ставим все вразлет-
Появился самолет.
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз и делай два.
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
Первичная проверка понимания нового материала.
Решение задачи из учебника. ( Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. С. В. Степанова.), стр.56 № 2.
“В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?”.
Ученик решает у доски с объяснением.
-Что обозначает число 8?
-В выражении 8 + 10 = 18 что обозначает число 10, а что – 8 + 10?
Закрепление изученного материала.
На наборном полотне показано условие задачи:
-Составьте задачу по рисунку и решите её.
(Например: Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?).
-Составим вместе план решения задачи.
-О чём говорят два знака вопроса?
-Какой вопрос главный? Обведите его.
-Что мы можем узнать сначала? Каким действием?
-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?
-Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно.
(Два ученика записывают решение задачи у доски.) Проверка с объяснением.
Итог урока.
-Чему мы учились на уроке?
- Поднимите солнышко кому понравился урок и кто понял решение задач в два действия.
Поднимите тучку, кто не понял решения задач, кому нужна помощь.
Диагностика.
На доске записаны четыре выражения:
1) 6 + 3
3) 6 + (6 + 3)
2) 6 – 3
4) 6 + (6 – 3)
-Я буду читать вам условия задач. Вы должны определить, какое из выражений является решением каждой задачи и записать номер выражения.
Задачи:1) В саду высадили 6 саженцев яблонь, а вишен на 3 саженца меньше. Сколько всего саженцев высадили?
Задача записана на доске.
2)Для украшения ёлки дети сделали 6 снежинок, а фонариков на 3 больше. Сколько всего игрушек сделали ребята?
-Что обозначает выражение (6 + 3), а выражение 6 + (6 + 3)?
Проверка. (2, 3).
-Кто попробует сам составить задачу, которая решалась бы так: 6 + 3.
-А теперь задачу, у которой решение – 6 + (6 – 3).
-Молодцы, вы все хорошо потрудились на уроке.
Домашнее задание.
Раздаю карточки с записью выражений: 5+ ( 5+4 ) и 7+ ( 7-6 ). Составьте самостоятельно условие к задачам и запишите решение в тетрадь.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ