План – конспект урока математики в 6 классе "Масштаб"
План – конспект
урока математики в 6 классе по теме «Масштаб».
Цели урока:
обучающие: обеспечить усвоение математического определения масштаба на базе знаний из курса географии, усвоение формулы масштаба для трех типов решения задач;
воспитывающие: формировать эстетическое восприятие, универсальность математического языка, внимание и наблюдательность, поощрять доброжелательность и уважительное отношение друг к другу, формировать умение сконцентрироваться в нестандартной ситуации;
развивающие: развивать логическое мышление и пространственное воображение, способствовать правильному изложению речи на математическом языке, вырабатывать навыки самооценки, осуществлять межпредметные связи с другими предметами (географией, историей, русским языком).
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Познавательные:
формировать навыки применения математического определения масштаба, вырабатывать навыки решения задач по данной теме; научить записывать краткую запись и составлять план решения задачи.
Коммуникативные:
воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Методы обучения:
Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)
Наглядный
Проблемно – поисковый
Эвристическая беседа
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, географическая карта
Структура урока.
Организация начала урока (1 минута)
Подготовка к основному этапу урока (7 минут)
Изучение нового материала, усвоение новых знаний и способов действий (8 минут)
Физкультминутка (1 минута)
Первичная проверка понимания (9 минут)
Самостоятельная работа (12 минут)
Контроль и самопроверка знаний (4 минуты)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1,5 минуты)
9. Подведение итогов урока (1,5 минуты)
Ход урока.
№
Содержание урока
Дидактические задачи
1.
Организация начала урока
Формируемые УУД:
Личностные: смыслообразование
Познавательные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Внимание, внимание!
Урок усвоения новых знаний.
Его мы начинаем и к теме приступаем.
Дружно, тихо сели
Настроиться успели на рабочий лад?
Тогда к доске направили свой взгляд.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
2.
Подготовка к основному этапу урока
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Цель: повторение понятия масштаба, виды его из курса географии, нахождение расстояния по географической карте.
Метод: проблемно-поисковый.
Форма: эвристическая беседа.
Учитель. - Чем сегодня будем заниматься ?
Угадать вам надо постараться.
Наблюденья говорят:
Этой темой стал… «Масштаб».
Запишите, ребята, в тетрадях число и тему урока.
Цель урока смотрится простой
Определение и формула масштаба над чертой.
Три типа масштабных задач под чертой.
Надо научиться правило с формулой знать
И на практике к задачам применять.
Вернёмся немного в 19 век.
Путешествиями славился в нём человек.
Ученик 1 (знакомит с исторической справкой)
-Наш соотечественник Миклухо-Маклай, живущий с 1846 по 1888 годы, посвятил свою жизнь изучению народов, населяющих острова Тихого океана. Особенно известно его путешествие на Новую Гвинею, где ученый установил дружелюбные отношения с туземцами и первым доказал равенство рас.
Ученик 2 (выходит ученик в костюме Миклухо-Маклая)
- Жизнь моя, конечно, не рай
Вам представлюсь Миклухо-Маклай.
Я объехал весь свет
И добрался до Новой Гвинеи
По исследованиям рас мне равных нет
В путешествиях я старею.
Заглянуть бы в 20 век
Как сможет добраться сюда человек? (показывает на карту)
Учитель. – Приглашаем в век двадцатый
Вы садитесь-ка к ребятам.
К вам, ребята, проблемный вопрос: что надо знать?
- Масштаб
– Что это такое?
- Масштабом называется дробь, у которой числитель единица, а знаменатель- число, указывающее во сколько раз расстояние на карте меньше, чем на местности.
– Как найти кратчайший путь от Питера до Гвинеи по карте атласа на странице 18?
- Чтобы найти расстояние от Питера до Гвинеи, надо измерить расстояние на карте по линейке. Это 13 см. Посмотреть масштаб карты 1: 90 000 000.
- Какой это масштаб?
- Численный.
- Какие еще существуют виды масштаба?
- Линейный, именованный.
- Переведите численный масштаб карты в именованный.
- 1 см на карте соответствуют 90 000 000см = 900км на местности.
- Как нашли?
- Надо число 90 000 000 разделить на 100 000.
Задание 1. Чему равно расстояние на местности? Проводится устная работа.
Решение: 0,6 ∙ 900 = 540 (км)
2 ∙ 900 = 1800 (км)
3 ∙ 900 = 3700 (км)
-А теперь меняем постановку вопроса. Известно расстояние на местности и масштаб. Как найти расстояние на карте?
Решение: 540 : 900 = 0,6 (см)
1800 : 900 = 2 (см)
2700 : 900 = 3 (см)
-А теперь меняем постановку вопроса. Известно расстояние на местности и на карте. Как найти масштаб?
Решение: 0,6 : 5 400 000 = 1 : 9 000 000
2 : 18 000 000 = 1 : 9 000 000
3 : 27 000 000 = 1 : 9 000 000
Определение: Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом карты.
Сообщение темы урока.
Сообщение цели и задач урока.
Постановка и разрешение проблемной ситуации.
Постанова проблемного вопроса.
Ребята формулируют географическое определение масштаба.
Дедуктивным методом выводят дети определение масштаба
3.
Изучение нового материала
Формируемые УУД:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Цель: познакомить с тремя типами задач на масштаб, по формуле научить решать задачи
Метод: объяснительно-иллюстративный
Форма: беседа, демонстрация слайдов
Ребятам демонстрируются слайды, по которым происходит разбор задач первого, второго, третьего типов.
4.
Физкультминутка – необходимый компонент урока, который позволяет снять напряженность в мышечной системе учащихся этого активного возраста.
5.
Закрепление нового материала
Формируемые УУД:
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
Цель: закрепить изученный материал, запомнить новое
Метод: репродуктивный
Форма: беседа, запись на доске и в тетрадях
Задача № 804.
Дано: в=4,5 км, m =1: 100 000
Найти: а
Решение.
m = а: в
1: 100 000 = а: 4,5
100 000 а = 4,5
а = 0,000 045
0,000 045км = 4,5 см.
Ответ: длина отрезка на карте 4,5 см.
Задача № 805.
Дано: а=3см, m = 1 : 1 000 000
Найти: в
Решение.
m = а: в
1: 1 000 000 = 3 : в
в = 3 ∙ 1 000 000
в= 3 000 000
3 000 000 см. = 30км
Ответ: длина отрезка на местности 30 км
Задача № 809.
Дано: а=2см, в=14км
Найти: m
Решение.
m = а: в
14км = 1 400 000 см
m = 2 : 1 400 000
m = 1 : 700 000
Ответ: 1 : 700 000 – масштаб карты.
Первый ученик решает на доске и объясняет, учитель контролирует.
Второй ученик решает на доске и объясняет, учитель контролирует.
Третий ученик решает на доске и объясняет, учитель контролирует.
6.
Самостоятельная работа
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Цель: проверить, как усвоили изученный материал, более способным дается 1-5 заданий, менее способным 1-3 задания.
1 вариант.
1. По атласу (стр. 15) найти расстояние между городами Самара - Сызрань на местности.
2. По атласу определить масштаб карты и найти расстояние между островами Коломбо и Ява на карте, если известно, что расстояние на местности равно 3 150км.
3. Длина отрезка на карте 20 см, на местности – 40 км. Найти масштаб карты.
4. Длина железной дороги Москва – Петербург 650 км. Изобразите эту дорогу, применяя масштаб одна десятимиллионная.
5. Длина детали на чертеже. Сделанном в масштабе 1:5 равна 8 см. Чему будет равна длина этой же детали на другом чертеже, сделанном в масштабе 2:1 ?
2 вариант.
1. По атласу (стр. 15) найти расстояние между городами Сызрань – Самара на местности.
2. По атласу определить масштаб карты и найти расстояние между островами Маврикий и Тасмания на карте, если известно, что расстояние на местности равно 8 100 км.
3. Длина отрезка на карте 30 см, на местности – 60 км. Найти масштаб карты.
4. Длина железной дороги от Бреста до Владивостока 10 000 км. Уместиться ли это расстояние на одной странице тетради в масштабе одна десятимиллионная.
5. Длина детали на чертеже. Сделанном в масштабе 1:4 равна 7 см. Чему будет равна длина этой же детали на другом чертеже, сделанном в масштабе 5:1?
7.
Контроль и самопроверка знаний.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание ответственности за полученное дело
Познавательные: анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения
Коммуникативные: самоопределение с целью получения наивысшего результата
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция
Цель: Проверить свои ответы по заранее заготовленной рейтинговой таблице
8.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
п. 23 № 826,827,828. Для более сильных учащихся №829.
9.
Подведение итогов урока.
Формируемые УУД:
Личностные: личностное самоопределение
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Выставление оценок за активную работу на уроке и хорошие результаты самостоятельной работы.
В течение урока учащиеся учились рассуждать на проблемную тему, различать и решать три типа математических задач, формировали навыки решения этих задач, развивали логическое мышление. В результате получили цельное представление о жизненно необходимой теме.
Закончился наш урок.
Работали все на славу.
Сейчас прозвенит звонок,
Принявшим участие «Браво!»
Урок окончен – прошу всех встать!
Все, что изучено не забывать!

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ