Конспект урока по математике "Пентамино" 5 класс

Модель урока в 5классе.

Учитель: Чойна Анна Игоревна.

Тема: «Пентамино».

Цели:

  • создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, предметной);

  • образовательный аспект – создание условий для формирования представление об игре «Пентамино»;

  • развивающий аспект – развитие способностей к общению и анализу; развитие логичности и внимательности; развитие познавательного интереса к начальному курсу геометрии;

  • воспитательный аспект – формирование навыков взаимодействия при групповой работе; воспитание личности с нестандартным мышлением.


Планируемые результаты:

  • личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование  начальных элементов  конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;

  • метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;

  • предметные: представление об игре «Пентамино».


Оснащение урока:

- проектор и доска;

- раздаточный материал;

- ножницы.





Ход урока:

  1. Организационный момент (2мин.)

  • проверка присутствующих на уроке;

  • настрой учащихся на учебу;

  • объявление даты, темы.

  1. Постановка проблемы (3мин.)

А наш урок хотелось бы начать со следующей загадки:

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой,
Четыре угла и четыре стороны,
Все четыре стороны одинаковой длины.

  • О какой фигуре идет речь?

Предположительный ответ: квадрат.

  • Ребята, что вы видите у себя на столах?

Предположительный ответ: квадратики, картинки животных.

  • Сколько квадратиков лежит у каждого?

Предположительный ответ: пять.

  • А как вы думаете, что мы будем с ними делать?

Предположительный ответ: собирать все возможные фигуры из них.

  • Сколько таких фигур может у нас получится?

Предположительный ответ: бесконечно много.

  • А вы уверены, что их будет бесконечно много?

Предположительный ответ: нет.

  • Значит, какую задачу мы можем поставить перед собой?

Предположительный ответ: узнать, сколько фигур можно будет сложить из пяти квадратиков.

  • Ранее вы сказали, что у вас на столах лежат еще картинки животных. Посмотрите на них. Что можно сказать про каждую картинку?

Предположительный ответ: каждая картинка разбита на квадратики.

  • Для чего нам будут нужны фигуры, которые мы составим, и эти картинки, разбитые на квадратики?

Предположительный ответ: необходимо будет «заполнить» (замостить) картинки животных фигурами.

  • Как вы думаете, как связана тема нашего урока с выполнением данного задания? Что такое «Пентамино»?

Предположительный ответ: не знаем (может быть, это игра).

  • Какую еще задачу мы можем поставить перед собой?

Предположительный ответ: познакомиться с одной из логических игр – «Пентамино».

  • Как вы думаете, ребята, с какой целью мы будем изучать сегодня эту игру? Где она может пригодиться нам в жизни?

Предположительный ответ: не знаем.

Значит, на этот вопрос мы и будем сегодня с вами искать ответ.

Действительно «Пентамино» - это одна из логических игр и сегодня с ней вы и познакомитесь на уроке. А помогут вам в этом герои знаменитого мультфильма «Приключения дяди Федора»: пес Шарик, кот Матроскин и почтальон Печкин.


  1. Правила игры «Пентамино» (4мин.)

2слайд

Сейчас кот Матроскин познакомит вас с игрой под названием «Пентамино».

Пентамино” - одна из самых популярных мировых головоломок, пик популярности пришелся на конец 60-х годов. В эту головоломку могут играть и дети и взрослые.

Придумал головоломку “Pentomino” Соломон Вольф Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния. (один из учащихся читает информацию об игре, представленную на слайде)


3слайд

Игра заключается в складывании различных фигур из заданного набора пентамино. И нам необходимо сейчас выяснить, сколько же фигур будет входить в набор пентамино.

  1. Собери фигурку (6мин.)

Стимул: полученные фигурки необходимы будут нам для дальнейшей работы.

Задачная формулировка: Составить все возможные фигуры из пяти квадратиков, которые лежат на ваших партах. Постарайтесь собрать фигурку, не совпадающую с фигурой вашего соседа.

Давайте проверим, все ли фигурки удалось вам сложить. Ребята строят получившиеся фигуры на доске, затем происходит демонстрация фигур на слайде.












  • Так сколько все-таки фигур входит в состав набора Пентамино?

Предположительный ответ: двенадцать.

  • Из какого количества квадратиков состоит каждая фигура набора?

Предположительный ответ: пяти.

У каждого на столе лежат ножницы, и я пройду сейчас раздам листы с изображением необходимых нам фигурок для игры в «Пентамино». Ваша задача их вырезать для дальнейшей работы.





  1. Ознакомительное задание – работа в парах (10мин.)

Стимул: самостоятельно в парах замостить прямоугольник 6х10 без подсказок.

4слайд

И вот наши мультяшные друзья приготовили нам уже первую задачу. Посмотри на экран, что вы видите?

Предположительный ответ: прямоугольник, разбитый на квадратики.

  • Каковы размеры данного прямоугольника?

Предположительный ответ: 6х10.

  • Что необходимо будет нам сделать с ним?

Предположительный ответ: нужно «заполнить» (замостить) прямоугольник 6х10 фигурами из набора пентамино.

Задачная формулировка: замостите прямоугольник 12 фигурами из набора пентамино.


5-6слайды

Эта задача имеет более 2 тысяч решений. Наши друзья продемонстрируют нам два из них. Посмотрим, совпали ли они с вашими способами замостить данный прямоугольник.

  • Поднимите руки те ребята, которые замостили прямоугольник первым способом.

  • Поднимите руки те ребята, которые замостили прямоугольник вторым способом.

  • А теперь поднимите руки те ребята, которым удалось замостить прямоугольник другим способом.







Решение 1 Решение 2

















  1. Физкультминутка (5мин.)

7 слайд

А сейчас давайте прервемся на небольшую паузу. Посмотрите на доску, что вы видите?

Предположительный ответ: картинку Собаки, разбитую на фигуры.

  • Ребята, как вы думаете, что нам необходимо нам будет сделать с ней?

Предположительный ответ: замостить.

  • А подойдут ли наши фигурки для «заполнения» этой картинки?

Предположительный ответ: нет.

  • Где же нам взять эти фигурки?

Предположительный ответ: надо их найти.

Пес Шарик придумал для вас следующее задание: «Найдите все фигуры из набора пентамино, спрятанные в классе, и разместите их на доске, найдя подходящее для нее место».


  1. Работа в группах (10мин.)

Класс делится на группы по четыре человека. Каждой группе учащихся выдается картинка с изображением Слона.

Стимул: в группах замостить картинку Слона без подсказок.

Задачная формулировка:

8слайд

А Кот Матроскин подстерегает нас уже со следующее задачей: «Двенадцатью различными фигурками пентамино нужно замостить картинку Слона».


9слайд

Вот каким образом замостил эту картинку кот Матроскин. Ребята поднимите руки те, у кого получился такой же вариант? А у кого получился другой вариант?



















  1. Домашнее задание (2мин.)

Необходимо замостить двенадцатью фигурками пентамино одну из картинок: Цыпленка или Утку.













































































































































































































































































































































































  1. Итог урока (3мин.)

  • В какую игру мы сегодня с вами играли?

Предположительный ответ: «Пентамино».

  • Сколько фигурок входит в набор Пентамино?

Предположительный ответ: двенадцать.

  • Ребята, смогли мы решить задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Предположительный ответ: да.

  • А какие качества личности помогли нам развить задания на уроке?

Предположительный ответ: внимательность, логику, пространственное воображение, быстроту мысли, самостоятельность.

  • А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?

Предположительный ответ: при ремонте (разрезание обоев или плитки), конструирование каких-то деталей.

Выставление оценок за урок.


16слайд

И хотелось бы закончить наш урок словами великого ученого Пойа «Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому».



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ