Конспект урока по математике "Приближенные значения чисел. Округление чисел"

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья" №1008













Тема урока «Приближенное значение числа. Округление чисел»












Подготовила:

учитель математики

Сабенина

Ирина Александровна









г. Москва 2013г



Тема урока «Приближенные значения чисел. Округление чисел.»


Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.


Формы работы:

- устная работа;

- работа в группах;

-дидактическая игра .

Методы работы:

- словесный;

- наглядный;

- практический.

Технологии:

- рефлексивные;

-здоровьесберегающие.


Цели и задачи урока: Ознакомить учащихся с приближенным значением числа по недостатку и с избытком. Округление числа до какого-либо разряда. Правила округления чисел.

Предметный результат: Округляют натуральные числа и десятичные дроби. Выполняют прикидку и оценку в ходе вычислений.

Познавательные УУД: Выражают структуру задачи разными средствами. Выполняют операции со знаками и символами.

Регулятивные УУД: сверяют свой способ действия с эталоном

Коммуникативные УУД: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности


План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Подготовка к восприятию новой темы (5-6минут);

  3. Работа с книгой по новой теме (7 минут)

  4. Физкультминутка (2 минуты);

  5. Закрепление новой темы (15 минуты);

  6. Рефлексия, обратная связь (5 минут);

  7. Итог урока, оценки, домашнее задание (3 минуты).


Ход урока:


1. Организационный момент. (2 минуты)

У учителя карточки 4 цветов. Учащиеся берут у учителя карточку, и садятся за стол соответствующей цвету выбранной карточки.

2. Подготовка к восприятию новой темы(5-6 минут)

В третьей четверти мы с вами познакомились с новым видом чисел, учимся выполнять действия с ними.

  • Как называются эти числа? (дробные числа).

  • Чем они отличаются от натуральных чисел? (есть запятая)

  • Зачем нужна запятая, что она разделяет? (целую часть от дробной).

Сегодня мы будем работать по статье, которую вы читали дома.

  • О чем эта статья? (о приближенном значении чисел, округлении чисел).


Я иду в магазин и хочу купить арбуз, весом около 5 килограммов. Вижу несколько арбузов , на этикетках указан их вес: 6кг120гр; 2кг360гр; 5кг 300 гр; 4кг120гр; 10кг650гр.

Какой из вариантов мне подойдет больше всего?(5,300)

Почему вы выбрали этот? ( потому что это значение ближе к тому, что я хочу).

Что вы сделали с числом? (округлили).

Это округление с избытком или недостатком?( С недостатком.)

Задача с часами. (учитель показывает часы) (15,27) Который час?

Назовите приближенное время: (15,30).

Это время приближенно с избытком или недостатком. (С недостатком)

  1. Работа с книгой по новой теме (7-8 минут)

Посмотрите рисунок 148 стр. 73.

  • Что вы видите? (двое весов).

  • Рассматриваем первые. Скажите они в равновесие? (нет).

  • Что тяжелее? (тыква)

  • Тяжелее, чем какой вес? (чем 3 кг)

  • Теперь посмотрим на вторые весы, что на них изменилось? (поменяли гири)

  • Теперь тыква тяжелее или легче? (легче).

  • Чем кокой вес?(4 кг)


Если мы обозначим массу тыквы буквой х, то значение числа х находится в пределах от 3 до 4, и записывается двойным неравенством.

Теперь рассмотрим ситуации с разными значениями х, какое первое значение х рассматривается в статье (х=3,7 кг), посмотрим на картинку, рассмотрим положение числа 3,7 на фрагменте числовой прямой, к какому числу оно ближе (4).

Значит можно 3,7 округлить до 4. Округление с избытком или по недостатку? (с избытком.)

А если х равен 3,142 кг, то к какому числу ближе? (К 3)

Округление с избытком или по недостатку? (по недостатку).

Если будет х= 3,5 то как поступить?

Кто быстро найдет в книге предложение как в этой ситуации поступить? (округлять с избытком)

Прочитайте правило округление чисел. Сейчас я вам расскажу, как пользоваться этим правилом быстро.

Округлить число 75,364 то десятых. Назовите цифру нужного разряда (3),

назовите цифру следующего разряда (6).

Если эта цифра 6, надо ли к нужному разряду прибавлять один или не надо?(надо)

Это мы округлили по избытком или с недостаком? (с избытком)

А теперь округлим это же число до десятков. Какое число стоит в разряде десятков? (7), а следующее (5). Как поступить прибавлять единицу или нет? (прибавлять).

Каким будет ответ? (80)


  1. Физкультминутка (2минуты)


  1. Закрепление новой темы работа в группах.


У каждой команды на столах по 3 конверта в каждом задание. Всего 3 задания.

По сигналу учителя, конверты распечатываются, и учащиеся приступают к выполнению. На первое задание отводиться 5 минут. Через 5 минут команды меняются заданиями по схеме: группа 1- группа 2, группа 2- группа 1, группа3 – группа 4, группа 4- группа 3 и еще 3 минуты. После этого решения отдается экспертам один эксперт из 2 группы и один из 4. Они сверяют решения эксперт из 2 группы решения 3 и 4 команды, эксперт из 4 группы проверяет решения 1 и 2. Количество набранных баллов заноситься в таблицу результатов.

За каждый верно выполненный пример начисляется по 1 балл. (Максимальное количество набранных баллов за первое задание 12, за второе задание 2 балла, Максимальное количество набранных баллов за третье задание 3 балла.)


№№

Команда №1

Команда №2

Команда №3

Команда №4

1





2





3





Таблица занесения результатов






















Команда 1

Задание№1

1.Округлите числа до десятых:
713,34; 16,015; 9,25;

2. Округлите до сотых:
0,526; 2,408; 8,555;

3. Округлите до десятков:
413,3; 664,5; 275,56;

4. Округлите до сотен :
8041,876; 765,09; 2314,76;







1.Округлите числа до десятых:

Команда 1




Команда 2




2. Округлите до сотых:

Команда 1




Команда 2




3. Округлите до десятков:

Команда 1




Команда 2




4. Округлите до сотен :

Команда 3




Команда 4






Команда 2

Задание № 1

1.Округлите числа до десятых:
6,713; 25,385; 0,456

2. Округлите до сотых:
0,654; 6,387; 8,636

3. Округлите до десятков:
763,7; 295,72; 76,84

4. Округлите до сотен :
1845,286; 605,09; 2458,94;




1.Округлите числа до десятых:

Команда 2




Команда 1




  1. Округлите до сотых:

    Команда 2




    Команда 1




  2. Округлите до десятков:

    Команда 2




    Команда 1




  3. Округлите до сотен :

Команда 2




Команда 1






Команда 3

Задание № 1

1.Округлите числа до десятых:
8,209; 16,185; 26,55;

2. Округлите до сотых:
10,5376 ; 32,4358; 0,633

3. Округлите до десятков:
365,3; 764,59; 576,234;

4. Округлите до сотен:
5692,564; 5638,5; 398,28



1.Округлите числа до десятых:

Команда 3




Команда 4




2.Округлите до сотых:

Команда 3




Команда 4




3.Округлите до десятков:

Команда 3




Команда 4




  1. Округлите до сотен :

Команда 3




Команда 4




;






















Команда 4

Задание № 1

1.Округлите числа до десятых:
16,015; 2,595; 40,848

2. Округлите до сотых:
0,560; 3,185; 8,169;

3. Округлите до десятков:
872,3; 761,38; 361,11;

4. Округлите до сотен:
7621,679; 4862,83; 684,34






1.Округлите числа до десятых:

Команда 4




Команда 3





2.Округлите до сотых:

Команда 4




Команда 3




3.Округлите до десятков:

Команда 4




Команда 3




4.Округлите до сотен :

Команда 4




Команда 3









Таблица верных ответов:

Карточка 1

1.

  1. 713,3 ;

  2. 16,0;

  3. 9,3;

2

  1. 0,53;

  2. 2,41;

  3. 8,56;

3

  1. 41,00;

  2. 66,00;

  3. 280,00

4

  1. 8000,00;

  2. 770,00;

  3. 2300,00


Карточка 2

1.

  1. 6,7 ;

  2. 25,4;

  3. 0,5;

2

  1. 0,65;

  2. 6,39;

  3. 8,64;

3

  1. 760,0;

  2. 300;

  3. 80,00

4

  1. 1800,00;

  2. 600,00;

  3. 2500,00


Карточка 3

1.

  1. 8,2 ;

  2. 16,2;

  3. 26,6;

2

  1. 10,54;

  2. 32,44;

  3. 0,63;

3

  1. 370,0;

  2. 760,00;

  3. 580,00.

4

  1. 5700,00;

  2. 5600,00;

  3. 400,00


Карточка 4

1.

  1. 16,00 ;

  2. 2,6;

  3. 40,8;

2

  1. 0,56;

  2. 3,19;

  3. 8,17;

3

  1. 870,0;

  2. 760,00;

  3. 360,00.

4

  1. 7600,00;

  2. 4900,00;

  3. 700,00



На задание 2 конверта 3-4 минут


Конверт №2

Команда 1

А знаете ли вы, где находится самый известный естественный маяк?

Моряки всего мира знают этот вулкан, расположенный у берегов Центральной Америки, высотой около 2000 метров. А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи. Вы сможете прочитать название этого вулкана правильно решите примеры и округлите их до единиц и впишите буквы в таблицу с ответами.

0,9 + 0,12 и

4,8 +5,2 а
3,1 + 2,01 ь

5,43 +0,07 к
5 - 4,81 о

9 - 0,9 л
7,9 - 3,5 с

1

4

10

8

5

6

0









Правильное решение и получившееся слово. Исалько

0,9 + 0,12 =1,02=1

4,8 +5,2 =10
3,1 + 2,01 =5

5,43 +0,07 =6
5 - 4,81 =0

9 - 0,9 =8

7,9 - 3,5=4

Команда №2

Карточка № 2

  1. Язык, входящий в восточно-папуасскую группу (филум) папуасских языков. На этом языке говорит около 4000 человек, проживающих на острове Бугенвиль, расположенном к востоку от Новой Гвинеи и входящем в состав государства Папуа — Новая Гвинея. В нём всего-навсего 12 букв – 5 гласных и 7 согласных. А вот и сам алфавит: A, E, G, I, K, O, P, R, S, T, U, V

5,48 + 3 р

0,28 -0,04 а
0,81 + 1 с
3,76 +0,25 т
9,7 +2,45 о

9,38 – 4,3 к
7,32 +3,19 о

8

12

4

12

5

0

2

 

 


 

 

 

 

Правильное решение и получившееся слово. Ротокас

5,48 + 3 =8

0,28 -0,04 =0
0,81 + 1 =2
3,76 +0,25=4
9,7 +2,45 =12

9,38 – 4,3 =5
7,32 +4,19 =12




Команда №3

Карточка № 2



Очень часто этот термин используется в значении «плавание грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства».

Изначально под этим термином понимали плавание «от мыса к мысу»

без выхода в открытое море. В таком плавании почти всё время находились корабли античных мореходов — сначала египтян, затем греков и римлян, а позднее и викингов.

Вы сможете прочитать название этого термина , если правильно решите примеры и

округлите их до единиц и впишите буквы в таблицу с ответами.

7,8 +6,9 т

1 -0,999 б
12,9 +9,72 а

8,1 – 5,46 о
2,65 +8,08 ж

5,75 -4,02 к

35,54-12,43 а


2

23

0

3

15

23

11

 

 

 

 

 


 

Катобаж

7,8 +6,9 = 15

1 -0,999 =0
12,9 +9,72 =23

8,1 – 5,46 =3
2,65 +8,08 =11

5,75 -4,02 =2

35,54-12,43=23


Команда №4

Карточка № 2

Этот термин используется в партии в шахматы, шашки или иную настольную игру — недостаток времени для обдумывания ходов, которое в официальных соревнованиях регламентируется.

Слово вышло из шахматного лексикона и стало применяться и в других сферах. Смысл, который в него вкладывают — «недостаток времени».

Вы сможете прочитать название этого термина , если правильно решите примеры и

округлите их до единиц и впишите буквы в таблицу с ответами.

24,56- 20,16т

0,9 + 0,12 ц

4,8 +5,2 й
3,1 + 2,01 о

5,43 +0,07 н

9 - 0,9 е
7,9 - 3,5 т


1

8

10

4

6

5

4

 

 

 

 

 

 


Цейтнот

24,56- 20,16=4

0,9 + 0,12 =1

4,8 +5,2 =10
3,1 + 2,01 =5

5,43 +0,07 =6

9 - 0,9 =8
7,9 - 3,5 =4



5-6 минут на задание третьего конверта

Команда №1

Карточка 3

Реши задачи и округли до целых:

1. Скорость катера против течения 11,3 км /ч. Скорость течения 3,9 км|ч. Найди собственную скорость катера и его скорость по течению.

2. Скорость теплохода по течению реки 42,8км/ч . Скорость течения 2,8 км/ч. Найди собственную скорость теплохода и его скорость против течения.

Решение :

  1. 11,3 +3,9= 15,2 км /ч собственная скорость катера

  2. 15,2+3,9=19,1 км /ч скорость катера по течению

Ответ : 15 км /ч,19 км /ч

Решение :

  1. 42,8-2,8=40 км /ч собственная скорость

  2. 40-2,8=37,2 км /ч скорость против течения

Ответ: 40 км /ч , 37 км /ч


Команда №2

 Карточка № 3

Реши задачи и округли до целых:

  1. Скорость катера против течения 32,9 км /ч. Скорость течения 2,4 км|ч. Найди собственную скорость катера и его скорость по течению.

Решение :

  1. 32,9 +2,4= 37,3 км /ч собственная скорость катера

  2. 37,3+2,4=39,7 км /ч скорость катера по течению

Ответ : 37 км /ч, 40 км /ч.


2. Скорость теплохода по течению реки 45,8км/ч . Скорость течения 1,5 км/ч. Найди собственную скорость теплохода и его скорость против течения.

Решение :

1) 45,8 -1,5= 44,3 км /ч собственная скорость теплохода.

2) 44,3+1,5=46,8 км /ч скорость теплохода против течения.

Ответ : 44 км /ч, 47 км /ч.


Команда №3

 Карточка № 3

Реши задачи и округли до целых:

  1. Скорость катера против течения 43,8 км /ч. Скорость течения 1,9 км/ч. Найди собственную скорость катера и его скорость по течению.

Решение :

  1. 43,8 +1,9= 45,7 км /ч собственная скорость катера

  2. 45,7 +1,9=47,6 км /ч скорость катера по течению

Ответ : 46 км /ч, 48 км /ч.


2. Скорость теплохода по течению реки 47,5км/ч . Скорость течения 1,2 км/ч. Найди собственную скорость теплохода и его скорость против течения.

Решение :

  1. 47,5 -1,2= 46,3 км /ч собственная скорость теплохода.

  2. 46,3 -1,2=44,9 км /ч скорость катера по течению

Ответ : 46 км /ч, 45 км /ч.



Команда №4

Карточка № 3

Реши задачи и округли до целых:

  1. Скорость катера против течения 16,5 км /ч. Скорость течения 3,4 км|ч. Найди собственную скорость катера и его скорость по течению.

Решение :

1) 16,5 +3,4= 48,9 км /ч собственная скорость катера

2) 48,9 +3,4=52,3км /ч скорость катера по течению

Ответ : 49 км /ч, 52 км /ч.


2. Скорость теплохода по течению реки 28,4 км/ч . Скорость течения 2,7 км/ч. Найди собственную скорость теплохода и его скорость против течения.

Решение :

1) 28,4 -2,7= 25,7 км /ч собственная скорость теплохода.

2) 25,7 - 2,7=23,0 км /ч скорость теплохода против течения.

Ответ : 26 км /ч, 23 км /ч.


7. Рефлексия, обратная связь

Все эти задания содержали отработку какого умения?

На столах у вас карточки оцените свою работу на уроке

Дополните смайлик соответствующий вашему настроению. C:\Users\Кристина\Desktop\Рисунок1.jpg


Домашнее задание №1297,1301.



Творческое задание. Придумать задачу, в которой было бы решение с помощью сложения и вычитания и округления десятичных дробей, красиво ее оформить на отдельном альбомном листе, записать условие задачи и нарисовать рисунок к этому условию, а в тетрадь записать её решение. Попытайтесь, чтобы ваша задача была интересной , чтобы условия соответствовали действительности.









Список использованной литературы:


1. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. – М.: Мнемозина, 2005.




Интернет - источники:


  1. Большой вопрос. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/73400-gde-nahoditsja-samyj-izvestnyj-estestvennyj-majak.html


  1. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%F2%EE%EA%E0%F1


  1. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%E1%EE%F2%E0%E6


  1. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E5%E9%F2%ED%EE%F2




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ