ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ "Решение уравнений" 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №70
с углубленным изучением отдельных предметов
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
В 6 КЛАССЕ «А»
«Решение уравнений»
Подготовила учитель математики высшей категории: Шиворова Л.У..
Тольятти
2013г.
Пояснительная записка
Данный урок проведен, по учебнику 6 класса для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С, И. Шварцбурд. — М.: Мнемозина, 2009.
Т.к. перед данным уроком была проведена контрольная работа, в начале урока отводится время на работу над ошибками допущенными учащимися.
Устная работа направлена на закрепление вычислительных навыков и подготовку к изучению новой темы.
Этот урок является первым из восьми отведенных на изучение данной темы. Главной целью является ознакомить учащихся новым способом решения уравнений с использованием свойств: умножение или деление обеих частей уравнения на одно и то же число и переносом из одной части уравнения в другую.
Данный урок построен в соответствии с принципами здоровьесбережения. Чередование видов деятельности (устный счет, фронтальная и индивидуальная работа) позволяют сохранить работоспособность детей на хорошем уровне в течение всего урока. Проведение зарядки на 20 минуте (в середине урока) позволяет снять мышечное напряжение у детей и восстановить прочное восприятие учебного материала. Работа в парах, самооценка результатов деятельности способствуют созданию комфортной психологической обстановки на уроке. Данный урок был проведен как открытое мероприятие в рамках школьной декады методической работы и получил положительные отзывы от коллег и учащихся.
Использование наглядности на уроке соответствует возрастным особенностям детей и позволяет активизировать познавательную деятельность через зрительное восприятие материала.
Рефлексия с использованием светофора (зеленый – хорошее настроение, красный – плохое настроение, желтый не определился) позволяет учителю оценить успешность проведения занятия, а детям продемонстрировать свое отношение к изученному материалу.
Класс: 6 «А»
Предмет: Математика.
Тема: Решение уравнений.
№ урока по данной теме: Первый.
Оборудование: Магнитная доска, магнитные фигурки (весы, гири,3 арбуза), карточки с ответами, «светофор».
Цель: Формирование умений и навыков решения простейших линейных уравнений при создании условий здоровьесбережения на уроке.
Воспитание взаимоподдержки в ходе совместной деятельности, настойчивости для достижения конечных результатов.
Развитие умений наводить справки с помощью учебника.
План урока:
I. Организационный момент.1 мин.
II. Повторение пройденного. 8 мин.
Анализ контрольной работы
Устный счет.
III. Изложение нового материала. 10 мин.
Физкультминутка . 3 мин.
IV. Обобщение и закрепление изученного материала. 13мин.
V. Самостоятельная работа. 5мин.
VI. Итог урока. 3 мин.
VII. Домашнее задание. 2 мин.
VIII.Дополнительное задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Оценка настроения в начале урока: поднимают «Светофор» зеленый – хорошее настроение, красный – плохое настроение, желтый не определился.
Объявляется план урока.
II Повторение пройденного.
1.Разобрать на доске типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении контрольной работы.
При умножении 1,4 - 1,4 переводят в обыкновенную дробь.
При раскрытии скобок 0,6 (х + 7) – забывают умножать второе слагаемое.
2.Решить самостоятельно 2 задание из варианта соседа по парте.
(на магнитной доске вывешиваются ответы)
Вариант 1. 2) 5в – 0,6а.
Вариант 2. 2) 1,1п – 1,8т.
3.В Америке несколько десятилетий назад была объявлена премия автору, который напишет книгу «Как человек без математики жил?». Премия осталась невыданной. По-видимому, ни один из авторов не сумел изобразить жизнь человека без всяких математических знаний.
Очень часто, людям разных профессий, приходится решать задачи с использованием уравнений.
Некоторые уравнения вы научились решать в начальной школе.
2. Устно повторить решение уравнений, используя правила нахождения неизвестных компонентов.
а) х +15 = 40, 6) у - 10 = 32, в)8 - х = 2,
х = 40 – 15, у = 32 + 10, х = 8 – 2,
х = 25. у = 42. х = 6.
г) 70 : у = 7, д) х:20 = 3, е) 25 х = 100,
у = 70 : 7, х = 20 3, х = 100 : 25,
у = 10. х = 60. х = 4.
3.Решить уравнение (1 ученик работает на доске по правилу отыскания неизвестного множителя, остальные в тетрадях):
а) 3(х +5) = 24,
х +5 = 24 : 3,
х +5 = 8,
х = 8 – 5,
х = 3.
III. Изложение нового материала.
Учителю показать решение этого уравнения делением обеих частей уравнения на 3. Сделать вывод (если ученики не догадаются, помочь учителю), что корни уравнения не изменяются, если его обе части умножить на одно и то же число, не равное нулю. Найти соответствующее правило в учебнике.
Разобрать решение уравнения
б)5х = 2х + 6
Разобрать на магнитных весах ситуацию: 5 арбузов = 2 арбуза + 6кг
С правой чаши весов уберем 2 арбуза.
Что нужно сделать, для того чтобы равновесие сохранилось? (Убрать 2 арбуза)
Как теперь можно найти, сколько весит 1 арбуз? (6кг:3)
5х – 2х = 2х – 2х + 6, но 2х – 2х =0,
значит 5х – 2х = 6, (Как это уравнение можно получит из данного? Перенести 2х изменив знак) решить уравнение, х = 2.
Сделаем вывод и найдем соответствующее правило в учебнике: корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.
Проговорить по очереди соседу по парте рассмотренные свойства.
Обратить внимание учеников на то ,что в рассмотренных нами примерах данные уравнения приводили к виду ах = в, где а 0.
Уравнение, которое можно привести к виду ах = в, где а 0 с помощью переноса слагаемых и приведения подобных слагаемых, называют линейным уравнением с одним неизвестным.
IV.Обобщение и закрепление изученного материала.
1.Решить уравнения используя правила: № 1316(а - г) 4 ученика, по одному вызвать к доске (решать проговаривая правило), остальные решают в тетрадях.
а) 6х -12 = 5х + 4, б) -9а + 8 =-10а – 2,
6х -5х = 4 +12, -9а +10а = -2 – 8,
х = 16. а = -10.
Ответ: 16. Ответ: - 10.
в) 7т +1 = 8т + 9, г) -12п – 3 = 11п – 3,
7m - 8m = 9 -1, -12п -11п = -3 +3,
- m = 8, - 23п = 0,
т = -8. п = 0 : (-23),
Ответ: - 8. п = 0.
Ответ: 0.
Физкультминутка на снятие мышечного напряжения.
V. Самостоятельная работа.
1.Решить задачу, оформляя в виде таблицы № 1321.
Было Стало
I бидон 3х 3х - 20
II бидон х х + 20
Молока в бидонах стало поровну.
Составим и решим уравнение:
3х - 20 = х + 20
3х - х = 20 + 20
2х = 40
х = 40 : 2
х = 20. В первом бидоне было 20 3 = 60 (л) молока, а во втором-20 л.
Ответ: 60 л, 20 л.
(Первые 3 ученика, решившие задачу правильно, получают оценки).
А знаете ли вы, что по данным врачей, занимающихся проблемами рационального питания, недостаточное употребление молока для растущего организма – это недоразвитые кости и мышцы, это торможение развития мозга, а вместе с ним психического и интеллектуального развития. Молоко удовлетворяет потребности растущего организма во многих необходимых веществах. В день, школьник должен получать не менее 1 стакана молока.
2.Решить уравнение и провести взаимопроверку (кто решит уравнение, начинает решать дополнительные задания
а) 14 + 5х = 4х + 3, б) 3а + 5 = 8а – 15,
5 х - 4х = 3 + 14, 3а - 8а = -15 - 5,
х = 17. -5х = -20,
Ответ: 17. х = -20 : (-5)
х = 4.
Ответ: 4.
(Проверить решение, опираясь на ответ на доске).
VI. Итог урока:
Ответить на вопросы
- Обе части уравнения умножили на число, не равное 0. Изменились ли корни данного уравнения?
- Обе части уравнения разделили на одно и то же число, отличное от нуля. Изменились ли корни данного уравнения?
- Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую. - Какие уравнения называют линейными?
Делаются замечания по уроку, даются рекомендации на что нужно обращать больше внимания, объявляются оценки за урок
Оценка настроения после урока: поднимают «Светофор» зеленый – хорошее настроение, красный – плохое настроение, желтый не определился.
VII. Домашнее задание:
выучить правила п. 42;
решить уравнения № 1342 (а; б; в);
решить задачу, оформляя в виде таблицы № 1330;
дополнительно сильным учащимся решить древнегреческую задачу № 1340.
VIII.Дополнительное задание:
Найдите значение выражения при у = -2, предварительно упростив его
а) -6 () – 2 (1-3у) = -1 + 2у – 2 + 7у = -3 + 9у;
При у = -2, -3 + 9 (-2) = -3 - = -3 – 23 = -26.
б) -8 () – 3 (l -2) = -1 + 2у -3 + 7у = -4 + 9у.
При у = -2, -4 + 9 (-2) = -4 - = -4 - 23 = -27.
Используемая литература:
1.Математика. 6класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С, И. Шварцбурд / авт. –сост. Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2006г.
2.Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений
/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С, И. Шварцбурд. — М.: Мнемозина, 2009.
3. Здоровье детей. №9, 2005
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ