Технологическая карта урока по математике "Задачи на движение в одном направлении" 5 класс







сценарий проблемно-эвристическогоурока
по математике

«Задачи на движение в одном направлении»














Технологическая карта

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока:

Задачи на движение в одном направлении

Цель урока:

Развитие познавательного интереса, умение переносить знания в новые условия

Планируемые результаты

Личностные:

-формирование умения организовывать свою деятельность

-формирование умения оказывать помощь товарищу

Метапредметные:

познавательные – формирование умения обобщать, делать выводы

коммуникативные – формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе

регулятивные – понимание причины успеха/неуспеха

Предметные:

- Развитие памяти и речи на языке предмета

-формирование умения различать разностороннее движение и движение в одну сторону

- формирование умения соотносить наглядно объект и его скорость

-формирование умения решать задачи на одностороннее движение

Организация образовательного пространства

Ресурсы:

информационный материал

интерактивный материал


Карточки

презентация

Формы организации деятельности:

Коллективная, индивидуальная, групповая

Технология изучения темы

Название этапа

Содержание деятельности

Планируемые результаты

I. Самоопределение деятельности

Организация учащихся

(2 мин.)

Улыбнулись друг другу, ребята. Пожелаем удачи себе и друг другу.

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы, которые задал древнегреческий учёный Фалес:

Что быстрее всего?
– Что приятнее всего?

И сравним наше мнение с мнением ученого.

Л-формирование умения организовать свою деятельность

-формирование умения оказать помощь товарищу

Р-способность к самоорганизации

Актуализация знаний/ проектирование самооценки

(13 мин.)

1) Выпишите единицы измерения:

  • Скорости.

  • Расстояния.

  • Времени.

Какие величины отсутствуют? (площади и объема)

2) Следующее задание на внимание: зрительно-слуховая игра “Да/Нет”

I вариант

II вариант

Устно

S=t*V

t=V*:S

V=S*:t

Зрительно

V=S: t

S=V:t

t=S: V



3) Блиц-турнир

А) Сверхзвуковой самолёт ТУ-144 движется со скоростью 2450 км/ч.; в 2 раза быстрее звука. Найти скорость звука? (1225км/ч)

Б) Реактивный самолёт Ил-86 пролетает от Москвы до Владивостока расстояние в6417 км за 9 часов. Найти скорость Ил-86. Является ли Ил-86 сверхзвуковым?

В) Скорость света 300000 км/с. На Солнце произошла вспышка. Через какое время её увидят на Земле, если расстояние от Земли до Солнца 150000000 км.

4) Проверка индивидуальной работы у доски.

5) Определить какому животному принадлежит скорость.

Сокол-сапсан – 250км/ч = 69м/сек.

Скаковая лошадь – 70 км/ч

Таракан – 30см/сек

Гепард – 96 км/ч. (Данные из книги “Тайны живой природы”).

6) А теперь определите место скорости звука, света, самолёта ТУ-144, животных в таблице.

Мы готовы ответь на первый вопрос: Что быстрее всего?

А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь рядом с солнцем

Кто представил, поднимите руку.

За сколько секунд вы это сделали?

Так что же на свете всего быстрее? (наши мысли).

Л-формирование умения организовывать свою деятельность

-формирование умения оказывать помощь товарищу

М(п) – формирование умения обобщать, делать выводы

М(к) - формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе

М(р) - понимание причины успеха/неуспеха

П- формирование умения соотносить наглядно объект и его скорость


Формулирование учебной задачи

( 5 мин.)

Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)

А теперь решим несколько задач.

1) 2 объекта движутся навстречу друг другу. Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км.

На каком расстоянии они будут друг от друга через час?

Как найти скорость сближения? Vсб=V1+V2http://festival.1september.ru/articles/410032/img3.jpg

2) Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут друг от друга через час? (Эту задачу невозможно решить, т. к. не указано направление движения)

Зададим направление движения.http://festival.1september.ru/articles/410032/img4.jpg

Учащиеся предлагают разные направления движения, учитель выбирает движение в одном направлении и предлагает решить задачу.

Подводящий диалог:

Как называется направление движения з.1 (в противоположном направлении)

Как движутся точки А и В в з. 2 (в одном направлении).

Догонит ли объект со скоростью 5 км/ч - объект со скоростью 6 км/ч, или будет отставать (будет отставать).

Как могут называться такие задачи? (ответы детей)

Такие задачи называются: задачи на движение в одном направлении с отставанием. Попытаемся их решить.

Л-формирование умения организовывать свою деятельность

-формирование умения оказывать помощь товарищу

М(п) – формирование умения обобщать, делать выводы

М(к) - формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе

М(р) - понимание причины успеха/неуспеха

П- Развитие памяти и речи на языке предмета

- формирование умения различать разностороннее движение и движение в одну сторону

- формирование умения соотносить наглядно объект и его скорость

-формирование умения решать задачи на одностороннее движение

II. Учебно-познавательная деятельность

Восприятие учебного материала

( 10 мин.)

Поиск решения

Класс делится на группы. Каждая группа решает задачу самостоятельно.

Обсуждение всех гипотез. Анализ правильного решения

Почему расстояние между А и В будет увеличиваться?

( VВ>VA)

На сколько VВ>VA?

(на 1)

Как узнали? 6-5=1. Чему равна скорость удаления?

(Vуд=VВ –VА)

Чему будет равно расстояние через час?

(30+ (6-5)*1=31 км)

Чему будет равно расстояние через 2 часа?

(30+ (6-5)*2=32 км)

Что такое V*t ?

расстояние

Vуд*t – расстояние на которое будет удаляться объект.



Можно записать так (V1-V2)*t. Заменим числа переменными, получим формулу: S=S+(V1-V2)*t

Л-формирование умения организовывать свою деятельность

-формирование умения оказывать помощь товарищу

М(п) – формирование умения обобщать, делать выводы

М(к) - формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе

М(р) - понимание причины успеха/неуспеха

П - Развитие памяти и речи на языке предмета

- формирование умения различать разностороннее движение и движение в одну сторону

- формирование умения соотносить наглядно объект и его скорость

-формирование умения решать задачи на одностороннее движение

Внедрение знаний в практику

( 5 мин.)

Вывод: Решая задачи на движение, мы должны обращать внимание на направление движения, и какое это движение - с отставанием или вдогонку.

Vуд=V1 –V2 S=S+(V1-V2)*t/

Определите движение с отставанием


III. Диагностика качества освоения темы

Самостоятельная работа

( 5 мин.)

Расстояние между собакой и лисицей 600м. скорость собаки 750м/мин, а лисицы 800м/мин. Догонит ли собака лисицу через 8 минут?

Другими словами, нам нужно узнать, какое расстояние будет между собакой и лисицей через 8 минут?

Если S= 0, то догонит, если S увеличится, то не догонит.

1) Vуд =800-750=50м/мин.

2) 600+50*8=1000м.

Расстояние увеличится, следовательно, собака не догонит лисицу.

Л-формирование умения организовывать свою деятельность

-формирование умения оказывать помощь товарищу

М(п) – формирование умения обобщать, делать выводы

М(к) - формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе

М(р) - понимание причины успеха/неуспеха

П- Развитие памяти и речи на языке предмета

- формирование умения различать разностороннее движение и движение в одну сторону

- формирование умения соотносить наглядно объект и его скорость

-формирование умения решать задачи на одностороннее движение

IV. Рефлексивная деятельность

Самоанализ (текущий и итоговый)

(2 мин.)

Мы узнали, как решать задачи на движение в одном направлении с отставанием?

Ответим на второй вопрос Фалеса: - Что приятнее всего?

- Достичь желаемого.

М(п) – формирование умения обобщать, делать выводы

М(р) - понимание причины успеха/неуспеха

Самооценка (текущая и итоговая)

(3 мин.)

Анализируя свою деятельность на уроке, определите:

Я работал самостоятельно без ошибок. Получил 5.

Я работал с подсказками без ошибок. Получил 4.

Я работал с подсказками, допустил ошибки. Получил 3.

Л-формирование умения организовывать свою деятельность

М(р) - понимание причины успеха/неуспеха

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ