Конспект урока по математике "Решение задач на движение" 4 класс

Тема: Решение задач на движение.

Класс: 4

Автор: Капустина Н.В.

Основные цели:

1) закрепить и систематизировать знания формул одновременного движения (всех видов);

2) тренировать вычислительные навыки; умение решать составные уравнения;

3)развивать вариативное мышление, речь, коммуникативные способности.

4)воспитывать грамотных пешеходов, способствовать воспитанию культуры учебного труда


Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.

Оборудование: ноутбук с проектором, презентация «Решение задач на движение» в программеEasiteachNextGeneration, презентация для проклассаPowerPoint,учебник: Петерсон Л.Г. Математика 4-й класс. 2-я часть, система PROClass,карточки с заданиями.


Демонстрационный материал: карточки с буквами, листы самооценивания, таблица ответов на доске (приложение2),презентация для PROClass, карточки с задачами (приложение3).






План урока

  1. Организационный момент.


  1. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока.

  2. Актуализация знаний.

  3. Решение задач на движение

    • Физминутка для зрения

    • Самостоятельная работа(решение задач на движение)

    • Физминутка подвижная

    • Блиц - турнир

    • Повторение изученного (решение уравнений)

  1. Рефлексия

  2. Домашнее задание








Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

IОрганизационный момент.

Цель

включить учащихся в деловой ритм, проверить уровень знаний и готовность класса к уроку



Слайд 1





Прилож. 1

-Какой символ вы видите?

- Как вы думаете, почему я его поставила?

- И мы с вами, как олимпийцы, будем стремиться к золотым медалям.

А девизом нашего урока станут слова Ломоносова (читают на слайде)

"Математику уж затем учить нужно, что она ум в порядок приводит"

М.В. Ломоносов

-Вот и мы приведем сегодня ум в порядок. И помогут нам в этом ваши знания.


Символ олимпиады


Потому что сейчас идут олимпийские игры в Сочи


Коммуникативные планирование учебного процесса с учителем и сверстниками.


Личностные: проявлять интерес к изучению темы.

II. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;

2) определить содержательные рамки урока: задачи на движение;

3) мотивировать к учебной деятельности.


Прилож. 2

Слайд 2

















Дети на слайде


Появляется на слайде




Переставляют на слайде







Появляется на слайде

-Но сначала, как у настоящих спортсменов – разминка.

Составить загадку С 119 № 10

(У детей на партах таблички с буквами примеров. На доске таблица с ответами)

- Решите пример, соответствующий вашей букве и составьте загадку.





- «Дойти до горизонта»-так говорят о чем то недостижимом, далеком, невозможном.


А какие еще есть значения этого слова?














У нас с вами тоже большие горизонты на пути знаний. Давайте тоже съездим на олимпиаду.

- А каким транспортом можно добраться до Сочи?


- Ребята, скажите, пожалуйста, что связывает все эти предметы?

- А с какой скоростью может двигаться эти машины?


- Раз мы встречаемся с транспортом, то о чем нам нельзя забывать?


-Какие правила движения вы не должны забывать при движении утром в школу?



- А как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? Какой будет тема нашего урока?


- Определите вашу цель на уроке





Ш-430, Е-250,К-26,О-55,Ё-42,

В-127,Ь-99,Р-450,А-190,Д-128,

Н-80,И-50,Й-49.

Загадка- виден край, да не дойдёшь(горизонт)





ГоризонтКруг знаний, идей

Пример: Ученый с широким горизонтом.


Горизонт Видимая граница (линия кажущегося соприкосновения) неба и земной или водной поверхности Пример:  Солнце на горизонте.Корабль скрылся за горизонтом.


Горизонт Круг будущих действий и возможностей Пример: Большие горизонты у кого-нибудь.





Самолетом, машиной, поездом, на корабле.


Это разные виды транспорта. Они все движутся.

Машина – 100, самолет – 900,поезд – 70,корабль -40


О правилах дорожного движения.



Двигаться по дороге навстречу идущему транспорту, переходя улицу посмотреть направо, потом налево, переходить в специально отведенных местах

Мы будем учиться решать задачи на движение.


Отработать умение решать задачи на движение


Регулятивные: целеполагание.


Познавательные : логическое решение проблем, построение логической цепи рассуждения.


Межпредметные

УУД: знание правил дорожного движения,

работа со значением слова.
































Слайд 3









Звуковой файл


- Один из видов олимпийского спорта – БИАТЛОН. Он сочетает в себе лыжные гонки и умение точно стрелять.

Сейчас наше первое соревнование –

(блиц турнир по модулю PROClass)


Один ученик задание – с.119№8

Два ученика – индивид. задания(7 вид, инд.обучение)

Но сначала настроимся, прослушав данные строчки

Не будет в математике удачи,
Коль не дружишь ты с задачей.
Но если с логикой ты дружен
И с рассуждением знаком,
Задачи на движение
Откроют дверь тебе в свой дом!

ТЕСТ




III. Актуализация знаний.

Презентация PowerPoint

PROClass

Цель:

1) актуализировать знания о видах движения, скорости сближения и удаления, формуле движения;

2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;

3) мотивировать к действию и его самостоятельному выполнению

4) организовать анализ полученных ответов



Мы изучили 4 вида задач на движение.

Назовите эти виды задач




Задание:

-по схемам определить скорость сближения или удаления и формулу нахождения


Оцените свои знания в таблице

(у каждого ребенка таблица с результатами его достижений)

1-встречное движение

2-движение вдогонку

3-движение в противоположных направлениях

4- движение с отставанием



Познавательные : распределять формы по группам


Регулятивные: контроль, оценка.


Личностные: умение делать нравственный выбор и давать оценку.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Работа по учебнику


Слайд 4

Открыли учебники, с. 117 прочитайте правило, выделите главную мысль.

При встречном движении и движении вдогонку расстояние между объектами уменьшается, а при движении в противоположных направлениях и с отставанием -увеличивается

Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу.

III. Отработка умения решать задачи на движение

(Включение в систему знаний и повторение).

Цель:

тренировать навык при работе с задачами


Один из видов спорта – конькобежный бег. Он есть как индивидуальный, так и коллективный. Умение работать слаженно, в команде имеет огромное значение. И мы сейчас кол – но решим задачу у доски.

С 118 № 3, решение задачи

Кол – но у доски с объяснением



Работа у доски


Слайд 5

-Прочитайте задачу.

- Какое это движение?

- Начертите схему к этой задаче

- Что известно?



- Что надо найти.


-Можем мы сразу это найти?



-Как найти скорость сближения при движении вдогонку?


- Запишите 1 действие.


-Что теперь мы можем найти? Какой формулой воспользуемся?



Запишите 2-ое действие.


- А теперь мы решили задачу?


- Как мы это узнаем?


-Ответили мы на первый вопрос?

-Запишите выражение.


- Прочитайте второй вопрос.


- Какой формулой будем пользоваться?


- Какая скорость сближения у этих двух объектов?

-Какое расстояние между объектами?

- Как найти время?


- Запишите выражение


- Переведите в мин и секунды.


-Запишите ответ


Оцените свои знания в таблице


Движение вдогонку

Группа 118


Скорость лисицы и косули, расстояние м/у ними(S1)и время


На каком расстоянии от косули будет лисица через 40с


Нет, нам неизвестна скорость сближения


vсбл. = v1 - v2



1) 11 – 9 = 2 (м/с) скорость сближения


Расстояние (чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время)


2) 2 40 = 80 (м) пройденный путь


Нет, т.к. надо узнать на каком расстоянии друг от друга они были

3) 300 – 80 = 220 (м) лисица будет от косули

Да

300 – (11 – 9) 40 = 220 (м)


Через сколько времени она догонит косулю?

Чтобы найти время надо расстояние разделить на скорость.


2 м/с

300м

3) 300 : 2 = 150 (с) лисица догонит косулю


300 : (11 – 9) = 150 (с)


1 мин = 60 с

150 : 60 = 2 мин 30 с


Ответ. 220м, 2мин30с


Регулятивные : вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок.


Познавательные : выбор наиболее эффективного способа решения.


Коммуникативные: согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога, умение правильно и точно выражать свои мысли.

Физминутка для глаз

Презентация PowerPoint





Самостоятельная работа

Цель:

1) организовать выполнение самостоятельной работы

2) организовать взаимопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;

3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.



Слайд 6














Вспомним о таком красивом виде спорта, как фигурное катание

Самостоятельно решите- задачу №4.

А потом по паром сделаем взаимопроверку

(Схема кол – но, решение самостоятельно)

Прочитайте задачу.

- Какое это движение?

- Начертите схему к этой задаче

- Что известно?

- Что надо найти.

(На доске формулы-помощницы)

-Что заметили в величинах?

- Что надо сделать ?



Прямая соединительная линия 113Прямая соединительная линия 114Прямая соединительная линия 115Прямая соединительная линия 116Прямая соединительная линия 117v2 v1



vуд. = v1 + v2

s = vул.t


Проверка по презентации

- Какой формулой пользовались?

- Что находили: скорость сближения или удаления? Как находили?

-Прочитайте решение.

- Кто составил выражение? Прочитайте


Оцените свои знания в таблице





4

520 м/мин580 м/ми

Группа 90



st = ? t = 1 ч



время 1 час, а скорость м/мин

перевести час в мин

1 ч = 60 мин











S= v*t


vуд. = v1 + v2

1) 520 + 580 = 1100 (м/мин) скорость удаления

2) 1100 60 = 66 000 (м) будут друг от друга

или (520 + 580) 60 = 66 000 (м)

1 км = 1000 м

66 000 м = 66 км

Ответ. 66 км

Регулятивные : выполнять взаимопроверку задания.




Познавательные: выбор наиболее эффективного способа решения.



Физминутка подвижная Презентация PowerPoint




Блиц – турнир


Слайд 7

Прилож. 3

Мы с вами в горах.

Нам нужно спустится вниз.

Одним из зимних видов

спорта является скоростной

спуск с трамплина.

Съезжаем !!!

Переспрашивать, переговариваться нельзя: спуск-то одиночный.

С кем говорить, с горами, что ли?

К соседу сзади обернешься, лыжи не туда поедут и сам перевернешься , спуск и без того сложный.

Правильно оценить свои силы и проверить свои знания в блиц турнире. Но он немного необычен. Выберите себе уровень сложности и запишите решение задачи выражением.

Проверка по слайдам(выбрать решение из трех предложенных и подставить к номеру задачи)



Оцените свои знания в таблице



Личностные: самоопределение, умение выражать положительное отношение к процессу познания.


Познавательные :

выделять главное и соотносить с данным(анализ)

НЗ

Повторение изученного

Слайд 8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1)организовать выполнение самостоятельной работы

2)организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;

3)зафиксировать достижение индивидуальной цели.


Бобслей

Скелетон

Керлинг

Это зимние виды спорта, в которых спортсмены России могут претендовать на самые высокие места. Будьте и вы на высоте, выполняя следующее задание.

С 119 № 9

Решите уравнения по вариантам

(2 чел. у доски)

Проверка с доски

а) б)

8 (36 – х : 4) = 240 540 : (у + 12) – 9 = 18

36 – х : 4 = 240 : 8 540 : (у + 12) = 18 + 9

36 – х : 4 = 30 540 : (у + 12) = 27

х : 4 = 36 – 30 у + 12 = 540 : 27

х : 4 = 6 у + 12 = 20

х = 6 4 у = 20 - 12

х = 24 у = 8



Регулятивные: проверять учебные задания и вносить корректировку


Познавательные :

определение порядка действий, использование алгоритма решения уравнения.



IV Рефлексия.

Цели:

1) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) наметить цели дальнейшей деятельности;

4) согласовать домашнее задание.



Слайд 9

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Выберите подходящие вам строчку и поставьте около неё свою фотографию.




Пришло время получить медали.

Я согласна с…..

Я считаю, что……


Регулятивные: анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной(неуспешной деятельности), формирование контрольно – оценочной деятельности.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V Домашнее задание

С 119 № 5, № 12 на выбор

Спасибо за хорошую работу на уроке.

























задания

Знание видов задач и схем

Знание формул скорости сближения и удаления

Умение составлять схемы самосто-

ятельно

Умение решать задачи

Самостоятелные работы

Выполнено самостоятельно

Выпол-нено с по-мощью

1) Встречное движение

2) Движение вдогонку

3) Движение с отставанием

4)Движение в разные направления












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ