Конспект урока по математике "Умножение и деление натуральных чисел" 5 класс

Модель урока в 5классе.

Учитель: Чойна Анна Игоревна.

Тема: Умножение и деление натуральных чисел.

Цели:

  • дидактические:

- формирование навыков нахождения неизвестных компонентов умножения и деления;

- закрепление и развитие навыков умножения и деления натуральных чисел;

- отработка навыков решения текстовых задач арифметическим способом;

  • развивающие:

- развитие внимательности, быстроты мысли;

- развитие умения делать выводы и культуры речи;

- развитие и укрепление интереса к математике;

  • воспитательные:

- воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности;

- воспитание у учащихся аккуратности при оформлении;

- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих

знаний;

- содействовать формированию дружеских отношений, умению

работать командой.

Задачи:

- закрепить умение выполнять умножение и деление натуральных чисел;

- совершенствовать навыки письменного умножения и деления, умение решать задачи;

- развивать творческое воображение, логическое мышление.

Оснащение урока:

- проектор или интерактивная доска;

- жетоны;

- карточки с заданиями для капитанов;

- раздаточный материал для команд.










Ход урока

I Организационный момент (2мин)

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Рада вас снова всех видеть.

У нас сегодня гости, давайте поприветствуем их. Садитесь, пожалуйста, мы начинаем нашу работу.

О чём мы с вами говорили на предыдущих уроках?

Предполагаемый ответ: об умножение и деление натуральных чисел.

II Постановка проблемы (4мин)

Учитель:

Открываем свои тетрадки и записываем на полях число «14.10», «Классная работа» и тему урока «Умножение и деление натуральных чисел».

Сегодня у нас необычный урок повторения темы "Умножения и деления натуральных чисел", урок-соревнование, участниками которого будут пять команд во главе со своими капитанами (на команды учащиеся разделились заранее, по желанию). Цель сегодняшнего урока: обобщить знания по данной теме и научиться их применять при решении различных заданий.

Познакомлю вас с правилами состязания.

Правила:

  1. Соперникам по очереди задаются вопросы. Будьте внимательными, так как некоторые из них адресованы всему классу. В этом случае отвечает та команда, участники которой первыми поднимут руки.

  2. Если команда не может ответить на вопрос или дает неправильный ответ, то право ответа предоставляется соперникам.

  3. За каждый правильный ответ команда получает жетон, который приравнивается к одному баллу.

  4. В зависимости от количества набранных баллов, в конце урока соревнующиеся получают оценку.

Необычность урока состоит и в том, что это будет урок-сказка. А наш урок хотелось бы начать со следующих строк.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!


Если вы отгадаете загадку, то узнаете главного героя нашего урока.

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный:
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?..

Предполагаемый ответ: Буратино!




Учитель: Буратино по-итальянски – деревянная кукла. Ребята, как называется сказка, и кто ее написал?

Предполагаемый ответ: Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Учитель: Сегодня я вас познакомлю с математической версией этой сказки. Надеюсь, вы поможете, Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает.


III Вычислить (5мин) (Взаимопроверка)

Учитель:

Итак, каморка папы Карло…

Сверчок поведал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать, надо правильно ответить на вопросы, которые, оказывается, записаны на холсте. Буратино - мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша помощь.

Каждый участник нашего урока выполняет в своей тетрадке задание для своей команды. Копии заданий лежат на партах у команд.

I Задание.

I команда:

а) 1456*12= Ответ: 17472

б) 6363:21= Ответ: 303


II команда:

а) 4321*13= Ответ: 56173

б) 2954:14= Ответ: 211


III команда:

а) 2346*15= Ответ: 35190

б) 1968:16= Ответ: 123


IV команда:

а) 3457*18= Ответ: 62226

б) 4752:11= Ответ: 432


V команда:

а) 2453*13= Ответ: 31889

б) 4806:18= Ответ: 267


Учитель: А сейчас каждый передаст свою тетрадку соседу слева для проверки. На экране вы видите правильные ответы. Проверьте результаты своего соседа. Обменяйтесь тетрадками обратно. Поднимите руки те, кто выполнил вычисления без ошибок. Эти ребята приносят своим командам по одному баллу!

Учитель:

Выполнено первое задание, и вам открывается тайна - за холстом есть потайная дверь. А что за этой дверью - не знает никто. Дверь можно открыть только золотым ключиком, который хранится у старой черепахи Тортилы. Узнав об этом, Буратино решил утром отправиться на поиски ключика. Внимание!






IV Групповая работа - Решить задачу (3мин)

II Задание.

Учитель:

Буратино лег спать пораньше - в 19.00, предварительно заведя будильник на 9.00. Обычно Буратино спит 7часов в сутки. Подскажите Буратино, во сколько раз больше он проспал в этот день?

Ответ: В этот день Буратино проспал в 2раза больше, чем в обычный день.

(Команда, участник которой первый ответит правильно, получает жетон.)


V Групповая работа - Решить задачу (4мин)

III Задание.

Учитель:

Дождавшись утра, Буратино отправился в путь. Дорога предстояла трудная и далекая. На окраине города внимание Буратино привлекла харчевня "Три пескаря". Проголодавшийся Буратино решил подкрепиться. Войдя в харчевню, он увидел Карабаса Барабаса, лису Алису и кота Базилио. На вертеле готовилось фирменное блюдо - жарилась утка. У Буратино совсем не было денег, тогда коварный и злой Карабас Барабас предложил ему пойти на сделку. Если Буратино правильно ответит на вопрос, то он его не только накормит, но даст еще 7 золотых монет в придачу. Если же Буратино неправильно ответит на вопрос, то его кинут в огонь для приготовления очередного фирменного блюда. Вот какой вопрос задал Карабас Барабас:

Сколько трехлитровых банок понадобится, чтобы перелить весь апельсиновый сок из полного 40-литрового бидона?

Ответ: Чтобы перелить весь апельсиновый сок понадобится 14 трехлитровых банок.

(Команда, участник которой первый ответит правильно, получает жетон.)


Физкультминутка

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)

Ножками потопали,

Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели. (Приседания.)

Ах, как долго мы писали,

Поморгаем глазками.

Посмотрим влево-вправо.

Посмотрим вверх.

Глазки мы сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Посмотрим по дуге вверх-вправо и вверх-влево.

Жмурься сильно, но держись.

А сейчас опять считать начнем.




VI Решить уравнение, устный опрос (5мин)

IV Задание.

Учитель:

Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино с семью золотыми монетами продолжил путь. За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди нее - маленький домик. В нем жила Мальвина - девочка с голубыми волосами. За ее домиком дорога разветвляется на пять частей. Мальвина рассказала Буратино о том, что вдоль каждой дороги написано уравнение. Нужно найти корни уравнений и по указателю направлений определить путь, ведущий к пруду черепахи Тортилы.

Поможем Буратино справиться с этим трудным заданием. Капитаны команд самостоятельно решают уравнения в своих тетрадях, а затем выписывают полученные ответы на доске для проверки.

I команда:

(х+3)*7=133

Ответ: х=16

II команда:

124:(х-14)=31

Ответ: х=18

III команда:

(х-9)*12=132

Ответ: х=20

IV команда:

224:(х+5)=16

Ответ: х=9

V команда:

18*(х-9)=216

Ответ: х=21

(За правильный ответ команды получают жетон.)

Остальные отвечают на вопросы:

1) Как называются компоненты действия умножения?
(Числа, которые перемножают, называют множителями, результат умножения называют произведением)

2) Если один из множителей равен 0, то чему равно произведение?

(Произведение будет равно 0)

3) Если один из множителей равен 1, чему равно произведение? (Произведение равно второму множителю)

4) Как найти неизвестный множитель?

(Необходимо произведение разделить на второй множитель)

5) Как называются компоненты действия деления?

(Число, которое мы делим называется делимое. Число, на которое делим, называется делителем. А результат действия деления называется частным)

6) Как найти неизвестный делитель?

(Необходимо делимое разделить на частное)

7) Как найти неизвестное делимое?

(Необходимо делитель умножить на частное)

8) Если число разделить на 1, то чему будет равно частное?

(Частное будет равно делителю)

9) Если число разделить на тоже число, то чему будет равно частное? (Частное будет равно 1)

10) Если число разделить на 0, то чему будет равно частное?

(На 0 делить нельзя)

(За каждый правильный ответ команда получает жетон.)

VII Групповая работа - Составление уравнения (3мин)

V Задание.

Учитель:

К пруду Тортилы вел указатель с числом 18, поэтому Буратино пошел по второй дороге.

Оказывается, лиса Алиса и кот Базилио были свидетелями всего происходящего. Они решили заманить Буратино в Страну Дураков. Как вы знаете, лиса Алиса и кот Базилио убедили Буратино зарыть свои 7 монет в землю.

Они ему посоветовали вырыть три ямки, в первую ямку положить х монет, во вторую - на три монеты меньше, чем в первую, а в третью - в два раза больше, чем во вторую.

Составьте к сформулированной задаче уравнение и запишите его в своих тетрадях. А капитаны запишите получившиеся уравнения своих команд на доске.

Ответ: х+(х-3)+2(х-3)=7

(За правильный ответ команды получают жетон.)


VIII Групповая работа – Вычислить (10мин)

VI Задание.

Учитель:

Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино. Они направили на него сыщиков, и он, бросив свои монеты, бежал из Страны Дураков. Чтобы вернуться на правильный путь, ведущий к пруду, Буратино пришлось идти через топкое болото.

Если вы хотите узнать, чем это путешествие закончилось, вам придется последовать за Буратино по математическим кочкам. Не торопитесь при выполнении вычислений, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте. (Цепочкой, по одному, выходят к доске и записывают ответы.) Если увидели, что предыдущий участник команды допустил ошибку, можете ее исправить.



I команда:

27 * 20 = 540

____ + 160 = 700

____ - 250 = 450

____ : 5 = 90

____ * 30 = 2700

____ + 300 = 3000


II команда:

37 * 20 = 740

____ + 160 = 900

____ - 450 = 450

____ : 9 = 50

____ * 40 = 2000

____ + 200 = 2200


III команда:

34 * 20 = 680

____ + 120 = 800

____ - 350 = 450

____ : 5 = 90

____ * 30 = 2700

____ + 300 = 3000


IV команда:

26 * 20 = 520

____ + 280 = 800

____ - 150 = 650

____ : 5 = 130

____ * 20 = 2600

____ + 400 = 3000


V команда:

42 * 20 = 840

____ + 160 = 1000

____ - 550= 450

____ : 9 = 50

____ * 30 = 1500

____ + 500 = 2000

(Каждая команда выписывает свои ответы на доске. За каждый правильный ответ команда получает жетон.)

Учитель:

Очередное препятствие преодолено, хотя некоторых оступившихся пришлось вытягивать из болота.

Наконец-то, Буратино подошел к пруду, в котором живут черепаха Тортила и много-много зеленых лягушек. Квакушки со всех сторон окружили Буратино и рассказали ему о своей мечте.



IX Групповая работа - Решить задачу (3мин)

VII Задание.

Учитель:

В окрестностях пруда четыре болота. В каждом болоте по 58 кочек, а на каждой кочке живет по шесть лягушек. Каждая лягушка мечтает стать лягушкой-путешественницей. Сколько нужно уток, чтобы осуществилась их мечта? Надеюсь, вы не забыли способ передвижения лягушки-путешественницы по воздуху!

Ответ: Чтобы мечта лягушек осуществилась необходимо

4 * 58 * 6 * 2 = 2784 утки.

Учитель:

Благодарные лягушки на кувшинке довезли Буратино до черепахи.

(За правильный ответ команды получают жетон.)



X Групповая работа – Решить задачу (3мин)

VIII Задание.

Учитель:

Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе.

Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зеленую. На красной коробочке было написано "Здесь лежит золотой ключик", на синей - "Непустая коробочка", на зеленой - "Здесь сидит змея". Тортила прочла надписи и сказала: "Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой - змея, а одна коробочка пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он твой".

Так где же лежит золотой ключик?

Кто первым объяснит решение задачи - принесет команде один балл.

Ответ: Золотой ключик лежит в третьей (зеленой) коробочке.

(За правильный ответ команды получают жетон.)



XI Подведение итогов урока (2мин)

Учитель:

Получив ключик, довольный Буратино вернулся домой.

С какими результатами каждая команда пришла к концу путешествия?

Право прочитать надпись за потайной дверью предоставляется капитану победившей команды. (Учащиеся видят четверостишье).

Преодолев так много испытаний,
Вы оказались у дверей в Мир Знаний.
"Входите в нее!" - говорю я всем
Учащимся школы № 33 5Б класса!

За помощь Буратино всем большое спасибо!

О чем на уроке мы сегодня с вами говорили?

Назовите компоненты действия умножения? (Числа, которые перемножают, называют множителями, результат умножения называют произведением)

Назовите компоненты действия деления? (Число, которое мы делим называется делимое. Число, на которое делим, называется делителем. А результат действия деления называется частным)

Если один из множителей равен 0, то чему равно произведение? (Произведение будет равно 0)

Если число разделить на 0, то чему будет равно частное? (На 0 делить нельзя)



Участники победившей команды за урок получают пятерки.



XII Домашнее задание (1мин)

Читать п. 3.2, №226, №248.

Цели:

1. Снять

напряжение.

2. Мотивировать

учащихся на работу.



















































































































Цели:

1. Отработка навыков умножения и деления натуральных чисел.

2. Развитие внимательности.











































































Цели:

1. Отработка навыков решения текстовых задач арифметическим способом.

2. Содействовать умению работать командой.





Цели:

1. Отработка навыков решения текстовых задач арифметическим способом.

2. Содействовать умению работать командой.

3. Развитие внимательности, быстроты мысли.

































































Цели:

1. Формирование навыков нахождения неизвестных компонентов умножения и деления.

2. Воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности.

3. Воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности.

4. Воспитание у учащихся аккуратности при оформлении.









































































Цели:

1. Отработка навыков составления уравнений.

2. Развитие внимательности, быстроты мысли.























Цели:

1. Закрепление и развитие навыков умножения и деления натуральных чисел.

2. Содействовать формированию дружеских отношений, умению

работать командой.







































































































Цели:

1. Развитие внимательности, быстроты мысли.

2. Развитие умения делать выводы и культуры речи.















Цели:

1. Воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности.

2. Развитие умения делать выводы и культуры речи.

















Цель:

1. Развитие и укрепление интереса к математике.

2. Воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ