Конспект урока по математике в 1 классе «Число и цифра 5»
МБОУ «Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой»
г. Казани Республики Татарстан
Конспект урока по математике
в 1 классе
«Число и цифра 5».
Подготовила
учитель начальных классов
Егорова Маргарита Борисовна
Казань
2014
Тема: «Число и цифра 5».
Основные цели:
1) формировать представление о числе 5, умение записывать его с помощью графической модели и цифры;находить на числовом отрезке;
2) формировать умение складывать и вычитать в пределах 5, фиксировать движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 4;
4) формировать представление о пятиугольнике.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) карточки с числами 1 – 4, модель числового отрезка для этапа 1:
2) Рисунки грибочков, ягод, листочков, числа от 1 до 4.
3) рисунки камней красного, желтого, зеленого и синего цвета на листе А4 (этап 2);
6) образец выполнения математического диктанта на этапе 2:
4) эталон числового отрезка
5) эталон сложения и вычитания нескольких единиц на числовом отрезке
6) карточки с выражениями для задания
7) карточка с заданием для пробного действия:
Рисунок пяти грибочков соединить с нужным числом.
8) изображение цифры 5 для этапа 5:
9) четверостишье для этапа 5:
Ветер осенью летал, Ветер листики считал: Красный лист, Зеленый лист, Липы лист, Клена лист. Лист от ветки оторвался. Ветер злился и сбивался. Вот попробуй, сосчитай. Оторвался, улетай.
10) 5 разноцветных листьев пятиугольной формы:
11) текст загадки для этапа 5:
Есть у ребят Зеленый друг, Зеленый друг, хороший. Он им подарит сотню рук И тысячу ладошек.
12) грибы с волшебными шляпками для этапа 5:
16) эталон числа 5:
13) изображение Чудо - дерева для этапа 6:
14) текст стихотворения для этапа 6:
Здесь фигуры расселись в ряд И о чем-то говорят. Их язык особый, Разгадай – попробуй!
15) карточки с выражениями для задания №1 (этап 6):
16) образец для проверки самостоятельной работы (этап 7):
Раздаточный материал:
1) карточки в конвертах на каждого ученика для этапа 2:
2) цветные карандаши красного, желтого, зеленого и синего цвета;
3) модели числового отрезка для этапа 2 на каждого ученика:
4) эталон числового отрезка ;
5) графические модели чисел 1–4 на прозрачной пленке или кальке. Лист А-4 делится на 8 частей(8 карточек), на нем 2набора карточек:
6) чистый лист А4 для этапа 5;
7) счетные палочки;
8) эталоны к уроку;
9) карточки для самостоятельной работы (этап 7):
10) карточки с пятью звездочками красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого цвета для этапа 9:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске в беспорядке прикреплены карточки с числами 1 — 4, среди них модель числового отрезка :
Посмотрите на записи. На какие группы их можно распределить? (Числа и модель числового отрезка.)
Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие по стране Цифирии. Вы знаете, что в этой стране все наши герои привыкли трудиться и получать хорошие знания. Девизом на нашем уроке будут слова:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
Знаний много мы получим.
И найдем мы путь в науку.
Как вы понимаете эти слова? Что мы будем делать на нашем уроке? (Открывать что-то новое.)
Как мы открываем новое знание? (Мы должны сначала понять, что мы не знаем, и постараться самим построить новый способ.)
Пожмите друг другу руку и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать умение соотносить количество предметов с графической моделью чисел 1 — 4 и цифрой;
2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 4, умение устанавливать порядок на множестве чисел от 1 до 4;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация умения соотносить количество предметов с графической моделью чисел 1 — 4 и цифрой.
Прежде чем отправиться в страну Цифирию, предлагаю вам пройти испытание. Рассмотрите рисунок. Что вы видите? (Грибы, листочки, ягоды, числа от 1 до 4, модели этих чисел)
Соотнесите количество предметов с числами и их моделями. (Самостоятельная работа)
- У кого есть ошибки?
- В чем они?
- Исправьте их.
2) Актуализация вычислительных навыков в пределах 4.
Математический диктант. Ответы фиксируются на моделях числового отрезка. Один ученик работает на оборотной стороне доски, остальные на своих местах.
На пути в страну Цифирию нам встретилась бурная река. Пройти через нее можно по камушкам. А камушки не простые, на них записаны задания
1-й камушек (желтый).
На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез,
А сколько убежало в лес? (2)
2-й камушек (красный)).
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?(4)
3-й камушек (зеленый).
На поляне у дубка
Еж увидел два грибка.
А подальше, у осины
Потерял один он .
Кто ответить нам готов,
Сколько еж нашел грибов(1)
4-й камушек (синий).
В класс вошла Маринка,
А за ней - Аринка.
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?(3)
Учитель предлагает детям проверить свои ответы по образцу .
Результат проверки фиксируется в работе с помощью знаков «+» или «?». Допущенные ошибки исправляются.
3) Актуализация умения устанавливать порядок на множестве чисел от 1 до 4, находить смежные числа с использованием эталона числового отрезка.
Как расположены числа на числовом отрезке? (В порядке возрастания.)
Учитель прикрепляет магнитом эталон числового отрезка к доске и просит детей взять слева на парте карточку с таким же эталоном.
Какое число получается, если единица вычитается из данного числа? (Предыдущее число.)
Назовите, какое число предшествует числу 4? (3.)
Как это показать на модели числового отреза?
Чтобы получить число, стоящее перед числом 4, вычитаю из трех один, делаю один шаг влево, получается число 3.
Учитель показывает выполнение этого задания на модели числового отрезка на доске.
Какое число стоит между числами 3 и 4? (2.)
Какое число получается, если прибавить единицу к данному числу? (Последующее число.)
Назовите, какое число следует за числом 4. (5.)
Расскажите, что вы знаете о числе 5. (Дети называют соседей числа 5, число, за которым 5 стоит при счете.)
4) Актуализация умения складывать и вычитать несколько единиц на числовом отрезке.
Что еще вы умеете делать на числовом отрезке? (Складывать и вычитать несколько единиц.)
Вычислите на числовом отрезке.
2 + 1 = 4- 1 =
5) Пробное действие.
Что мы с вами повторили? (Состав чисел 1-4, нахождение «соседей» на числовом отрезке, сложение и вычитание нескольких единиц на числовом отрезке.)
Какое задание вы сейчас получите? (Задание, в котором есть что-то новое.)
Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает на доске карточку с заданием для пробного действия :
- Соедините количество грибочков с нужной цифрой.( На рисунке 5 грибочков)
- Итак, у кого нет ответа?
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем найти нужное число, модель к данной картинке)
У кого есть ответы?( Мы не можем обосновать, почему мы соединили это количество грибочков с данным числом)
Что же нам делать? (Нужно думать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы выполняли? (Находили число к данной картинке.)
В чем возникло затруднение? (Мы не знаем числа, соответствующего данной картинке)
Почему возникло затруднение? (У нас нет эталона следующего числа, после числа 4.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую же цель мы ставим перед собой? (Открыть эталон следующего числа.)
Кто знает, какое число будет следующим? (Число 5.)
Какой будет тема урока? («Число и цифра 5.»)
Как же мы будем «открывать» число 5? Что сделаем сначала? (Получим его на числовом отрезке.)
Что нам в этом поможет? (Правило присчитывания по одному.)
Что потом? (Мы должны записать это число.)
Как? (В виде графической модели и цифры.)
Что нам в этом поможет? (Графические модели изученных чисел, учебник.)
А затем? (Мы должны узнать состав числа 5.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1) Получение числа 5 на числовом отрезке.
Какой же ваш первый шаг? (Получить число 5 на числовом отрезке.)
Как же это сделать? (Нужно продлить имеющийся числовой отрезок на один единичный отрезок.)
Выполните этот шаг.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся продлевают числовой отрезок на карточке
2) Работа над составлением графической модели числа 5.
Какой следующий шаг? (Составить графическую модель числа 5.)
Составьте в парах модель данного числа.
Учащиеся составляют в парах графическую модель числа 5 с помощью прозрачной пленки или кальки, на которой нарисованы графические модели чисел 1 — 4. Дети путем совмещения моделей чисел 1 — 4 друг с другом должны получить модель числа 5 (например, 4 и 1; 3 и 2).
Учитель предлагает детям зарисовать на 1/2 листа А-4 полученный вариант .
У кого получилась такая же модель числа? (Дети поднимают руку.)
Из каких частей состоит модель числа 5? (1 и 4; 3 и 2.)
Учитель предлагает детям сверить свою работу с образцом в учебнике, стр. 40.
Расскажите, как мы будем изображать число 5 графически. (Четыре точки ставим в углы квадрата, а пятую — в центре.)
3) Работа над согласованием образца написания цифры 5.
Какой наш следующий шаг? (Обозначить число 5 с помощью цифры.)
Что в этом поможет? (Учебник.)
Найдите образец написания цифры 5 на странице 41 учебника. Попробуйте в парах проговорить последовательность написания цифры 5.
Учащиеся в парах определяют последовательность написания цифры 5.
Итак, как же пишется эта цифра?
Учитель вывешивает на доску изображение цифры 5 . Учащиеся устно проговаривают последовательность действий, учитель фиксирует шаги звездочкой и стрелочками.
Рабочую точку ставим чуть правее середины верхней границы клетки. Наклонную линию ведем вниз в центр клетки. Затем пишем полуовал до середины нижней границы клетки. От рабочей точки ведем дугу в верхний правый угол клетки.
Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки:
Три сереньких Мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр?(5)
Какой цифрой обозначим это количество мышек? (Цифрой 5.)
Дети пишут цифру в воздухе, проговаривая хором последовательность шагов.
4) Формирование представления о пятиугольнике.
Учитель прикрепляет к доске магнитами оторвавшиеся листочки и предлагает детям рассмотреть их.
Сравните листочки.
Чем они отличаются друг от друга? (Цветом и размером.)
Чем похожи? (Формой.)
Как называется такая геометрическая фигура? (Пятиугольник.).
Почему? (У пятиугольника 5 углов, 5 вершин, 5 сторон.)
Учитель предлагает детям построить из счетных палочек пятиугольник . Проверяет выполнение задания, проходя по рядам.
5) Работа над составом числа 5.
Какой следующий шаг? (Определить состав числа 5.)
Ветер был озорником и занес листья…Угадайте, куда?
Учитель читает загадку :
Есть у ребят Зеленый друг, Зеленый друг, хороший. Он им подарит сотню рук И тысячу ладошек.
Что это? (Лес.)
Ребята, перед нами волшебный лес. Мы с вами будем собирать грибы. Под одним пенечком мы нашли
4+1=5
Сколько всего? (5.)
Какой эталон поможет доказать, что вы правы? (Эталон числового отрезка.)
Дети комментируют решение примера 4 + 1 с помощью эталона:
Выполняю действие сложения. Значит, двигаюсь от числа 4 по числовому отрезку вправо на 1 шаг. Получаю число 5.
Один ученик записывает этот пример на доске, остальные учащиеся – в рабочие тетради.
Какой пример запишем к этому рисунку? (1 + 4 = 5.)
- Какой пример можно записать к этому рисунку? (3 + 2.)
Какой эталон поможет доказать, что вы правы? (Эталон сложения и вычитания нескольких единиц.)
Как с помощью эталона найти правильный ответ?
Дети записывают в тетрадях и на доске пример 3 + 2 и комментируют его решение по эталону :
Выполняю действие сложения. Значит, двигаюсь от числа 3 по числовому отрезку вправо на 2 шага. Получаю число 5
2 + 3 = 5
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
Мы теперь — канатоходцы,
Сколько можем простоять.
(Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Ну, а если силы взвесить,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали,
Голову поднимем выше (Стойка - ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)
И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).)
- Давайте составим эталон. Что в него будет входить? (Графическая модель числа 5, цифра 5, числовой отрезок, состав числа 5.)
Учитель составляет эталон на доске.
Давайте проверим наше «открытие».
Учитель раздает учащимся эталоны .
Какой вывод мы можем сделать? (Мы сделали верное «открытие».)
Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.)
Что теперь мы можем делать? (Записывать число 5 разными способами, считать в пределах 5 с использованием и без использования числового отрезка.)
Какой следующий шаг на нашем уроке? (Закрепить наши знания о числе 5.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Работа над составом числа
В волшебном лесу растет чудо–дерево:
Здесь фигуры расселись в ряд И о чем-то говорят. Их язык особый, Разгадай – попробуй!
Рассмотрите рисунок. Что особенного в нем? (На дереве вместо плодов растут геометрические фигуры.)
Посмотрите на фигуры, которые выросли на чудо-дереве. На какие части можно разбить эти фигуры? (По цвету — красные и синие; по форме — треугольники и круги; по размеру — большие и маленькие.)
К каждому варианту разбиения дети из предложенных учителем карточек выбирают подходящее числовое выражение и помещают его на доске под рисунком дерева.
Проговорите друг другу состав числа 5 по записям на доске.
2) Работа в прописи, стр. 41.
Сколько всего фигур на рисунке? (5.)
Какой цифрой обозначим это количество? (Цифрой 5.)
Кто хочет по нашему образцу рассказать, как пишется цифра 5? (Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру в воздухе.)
Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.
А теперь запишите в прописи под диктовку друг друга еще по одной цифре.
Давайте выберем среди ваших цифр Королеву красоты. Для этого сравните каждый шаг в написанной вами цифре с образцом учебника и поставьте зеленым карандашом черточку (корону) над той цифрой, которая, по вашему мнению, совпадает с образцом.
Кто нашел Королеву красоты? (Дети поднимают руки.)
Молодцы!
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность способности к выполнению действий сложения и вычитания чисел на числовом отрезке в пределах 5.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Мы хорошо потрудились коллективно, а теперь я предлагаю вам выполнить задание самостоятельно. Как вы думаете, зачем? (Чтобы мы сами проверили себя, поняли изучаемую тему, или нет.)
Учитель раздет учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы .
Положите в мешочки по 5 фигур так, чтобы их можно было разбить на 2 группы. Проведите стрелочки на числовом отрезке и допишите сумму.
+3
____ 1_____2_____3______4_______5
Учащиеся выполняют самостоятельную работу 2-3 минуты.
Затем дети проверяют выполнение задания по образцу , предъявленному на доске, и фиксируют с помощью знаков «+» или «?» заполнение каждого рисунка.
Поднимите руку, кто допустил ошибку при заполнении первого рисунка? Поставьте рядом с первым мешком «?»
Где еще допустили ошибку? (Дети указывают место ошибки: рисунок или пример.)
Исправьте ошибку зеленой ручкой.
Поднимите руку, кто выполнил задание верно? Поставьте рядом с этим рисунком знак «+».
Аналогично проводится проверка заполнения второго рисунка с фиксацией результатов с помощью знаков «+» и «?».
Поднимите руку, кто заполнил два рисунка без ошибок?
Молодцы! Если допустили ошибку, не огорчайтесь, вы сможете ее исправить и тоже будете молодцами.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к устным вычислениям на основе знания состава чисел в пределах 5;
2) тренировать мелкую моторику рук.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) Повторение состава чисел в пределах 5.
Игра «Сосчитай-ка»
Три зайчонка, два ежонка
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки два котенка ,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет там котят?
Пять гусей пустились в путь.
Три решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Четыре румяных, наливных,
А один с кислинкой.
Сколько их?
Под шатром ветвистой ели.
Белка сделала качели
И на Белкины качели
Собрались лесные звери:
Один заяц и куница
Три рыженьких лисицы
На качели все спешат.
Вы, ребята не зевайте,
Всех зверей пересчитайте …. (5) 1+1+3=5
2) Тренировка мелкой моторики рук.
№ 1, стр. 40.
Рассмотрите рисунок учебника. Какую фигуру видите на рисунке? (Пятиугольник.)
Что узнали о пятиугольнике сегодня на уроке? (Дети перечисляют, что у пятиугольника 5 вершин, 5 углов, 5 сторон.)
Вам нужно обвести пятиугольник по точкам, не отрывая карандаша от листа. От какой точки начнем движение? (От точки 1.)
Как будем двигаться дальше? (По порядку от 1 до 5.)
Дети выполняют задание в учебнике.
№ 2, стр. 40.
Что общего между пятиугольником и звездой? (5 точек и 5 отрезков.)
Чем отличаются фигуры? (У пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются.)
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу на уроке;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какова тема сегодняшнего урока? («Число и цифра 5».)
Какую мы ставили перед собой цель на уроке? (Изучить следующее число после числа 4, это число 5.)
Достигли мы целей на уроке? Докажите.
Кому удалось самому «открыть» новое знание? Докажите.
Учитель раздает учащимся рисунки со звездами для самооценивания .
Возьмите рисунок. Что видите на этом рисунке? (5 разноцветных звездочек.)
Оцените свою работу на уроке. Обведите:
красную звездочку, если активно участвовали в работе, легко справлялись с заданиями и не встретили затруднений;
оранжевую звездочку, если участвовали в работе и встретили 1 – 2 затруднения и смогли их преодолеть;
желтую звездочку, если работали с классом, встретили 2 – 3 затруднения; и смогли их преодолеть;
зеленую звездочку, если было трудно, не успевали за классом, встретили затруднения, но не смогли с ними справиться;
голубую звездочку, если не включились в работу с классом.
Веселому карандашу интересно, какие еще трудности остались у вас на конец урока?
Где можно над ними поработать? (При выполнении домашнего задания.)
Домашнее задание: № 5, стр. 41. (Нарисовать свои рисунки и записать к ним выражения.); Работа в прописи.
Литература.
1. Урок « Число и цифра 5» Е.В. Синявская (школа №1 г. Троицк), А.И. Шушковская (ЦСДП «Школа 2000…», АПК и ППРО РФ).
2 .Т.Н. Максимова –Поурочные разработки по математике к УМК Л.Г.Петерсон.-Москва. « ВАКО», 2012
3. Л.Г.Петерсон «Математика» 1класс «Ювента» , 2012.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ