Конспект урока по математике в 9 классе "Решение задач на смеси и сплавы"
Занятие - практикум в 9 классе, в рамках элективного курса по подготовке к итоговой аттестации по теме:
Решение задач на смеси и сплавы
Цели и задачи урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение задач на смеси и сплавы» в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ;
Формирование навыков применения знаний в нестандартной ситуации;
Развитие логического мышления и способности самостоятельно решать задачи;
Формирование навыков грамотного оформления решений задач ;
Повышение интереса к предмету, расширением межпредметных связей.
Ход урока
Задачи, которые мы будем решать, относятся к традиционным задачам математики. Они охватывают большой круг ситуаций: смешение жидкостей с различным содержанием соли, кислот разной концентрации, сплавление металлов с различным содержанием некоторого металла. Когда-то они имели исключительно практическое значение. В настоящее время эти задачи часто встречаются в тестах на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах.
Мы рассмотрим задачи на смешение, которые можно решить не только алгебраически, то есть с помощью уравнения, но и арифметическим способом.
Для успешной работы нам понадобится повторить основные понятия этой темы.
I. Фронтальная работа с классом.
1. Что такое процент?
2. Как перевести процент в дробь?
3. Как перевести дробь в проценты?
4. Как найти дробь от числа? А число по значению его дроби?
5. Сформулируйте определение концентрации.
(Концентрация вещества в смеси – это часть, которую составляет масса вещества в смеси от массы смеси) Нахождение части от целого.
В химии вы называли эту величину массовой долей вещества.
Концентрация вещества может быть указана и числом и %.
2. Объясните значение высказываний:
а) Концентрация раствора 3 %;
(В 100 г раствора содержится 3 г вещества).
в) Молоко имеет 1,5 % жирности;
(В100 г молока содержится 1,5 г жира).
с) золотое кольцо имеет 583 пробу?
(В1 г кольца содержит 583 миллиграмма золота).
II. Решение задач
При решении задач данного типа следует учесть
1. Всегда выполняется «закон сохранения объема и массы»: если 2 сплава (раствора) соединяются в 1 «новый» сплав (раствор), то выполнятся равенства:
– сохраняется объем;
– сохраняется масса.
2. Точно такой же закон сохранения выполняется для отдельных составляющих частей (компонент) сплава (раствора): массы этих частей в «новом» сплаве равны сумме масс каждой из компонент, входящих в 1 и 2 сплавы (растворы)
В сосуд, содержащий 5 литров 12% водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Для решения задачи я попрошу вас заполнить таблицу, которая находится у вас на столе.
Концентрация
Вещества в растворе
Объем воды
Объем раствора
1.
12%
л
-
5 л
2.
?
л
7 л
л
Решение:
1) 0,6:12=0,05=5% - концентрация получившегося раствора.
Ответ: 5%.
Заполняем 1-й столбик. Здесь мы указываем концентрацию растворов.
Заполняем 4-й столбик. Здесь мы указываем объем каждого раствора. Считаем, что при смешении нет потерь массы, то есть масса смеси равна сумме масс смешиваемых растворов.
Теперь заполним 2-й столбик. Найдем объем вещества в 1-ом растворе.
2. Смешали некоторое количество 15% раствора некоторого вещества с таким же количеством 19% раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Концентрация
Масса вещества
Масса раствора
1.
15%
2.
19%
0,19х
3.
?
Решение:
1) - концентрация получившегося раствора
Ответ: 17%.
3. Смешали 4 литра 15% водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25% водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Концентрация
Масса вещества
Масса раствора
1.
15%
л
4 л
2.
25%
л
6 л
3.
?
л
10 л
Решение:
1) 2,1: 10=0,21=21% - концентрация получившегося раствора
Ответ: 21%.
4. Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
Концентрация никеля
Масса никеля
Масса сплава
1.
10%
2.
30%
3.
25%
кг
200 кг
Решение:
5. Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
Концентрация меди
Масса меди
Масса сплава
1.
10%
2.
40%
3.
30%
Решение:
(кг) - масса первого сплава
(кг) - масса третьего сплава
Ответ: 9 кг.
6. Смешав 30% и 60% растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36% раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50% раствора той же кислоты, то получили бы 41% раствор кислоты. Сколько килограммов 30% раствора использовали для получения смеси?
Задача 6
Концентрация кислоты
Масса кислоты
Масса воды
Масса раствора
1.
30%
2.
60%
3.
-
-
10 кг
10
4.
36%
Составим первое уравнение системы:
Концентрация кислоты
Масса кислоты
Масса раствора
1.
30%
2.
60%
3.
50%
кг
10 кг
4.
41%
Составим второе уравнение системы:
.
Получили систему:
7. Имеются два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй — 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
Задача 7
Концентрация кислоты
Масса кислоты
Масса раствора
1.
30 кг
2.
у
20 кг
3.
68%
кг
(кг)
Составим первое уравнение системы:
Второе уравнение системы :
Получили систему:
(кг) - масса кислоты в 1 сосуде.
Ответ: 18 кг.
Подведем итог урока. Сегодня мы познакомились с алгебраическим и арифметическим способами решения задач на смешение. Научились математически грамотно оформлять решение задач подобного типа, что ни мало важно для успешной сдачи экзамена. Дома еще раз осмыслить способ решения и я думаю, что на уроках алгебры и при подготовке к итоговой аттестации вы успешно примените этот способ.
Домашнее задание:
Решить систему уравнений из задачи 6.
Найти или составить задачу на смеси и сплавы и решить ее.
Подготовиться к самостоятельной работе.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ