Конспект урока по Математике "Вычитание отрицательных чисел" 6 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Вычитание отрицательных чисел
ФИО (полностью)
Никитина Регина Николаевна
Место работы
«МОУ Лицей г.Козьмодемьянска»
Должность
Учитель математики
Предмет
Математика
Класс
6Б
Тема и номер урока в теме
Вычитание отрицательных чисел
Базовый учебник
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. -30-е изд. стер.- М: Мнемозина, 2013
Цель урока: вывести правило вычитания положительных и отрицательных чисел; показать, что вычитание на множестве положительных и отрицательных чисел выполнимо всегда; развивать познавательную активность и широту кругозора.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «вычитание отрицательных чисел», «вычитание чисел с разными знаками»
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят правило вычитания отрицательных чисел, правило нахождения длины отрезка на координатной прямой;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал ( карточки с заданиями, анкета для учащихся, кружки трех цветов, листы самооценки. ), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
14.Структура и ход урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Организационный этап
Мотивация.
Учитель: Ровно встали. Тихо сели. Возьмите желтые кружочки. Нарисуйте на них улыбку. Обменяйтесь кружками. Пусть доброжелательность и взаимоуважение сопровождает вас весь урок.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь.
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись
Девиз урока: «Презирай лень мысли». Учащимся было заранее предложено придумать девиз урока. Лучшие предложения зачитываются и выбирается девиз. Учитель знакомит учеников с листом оценивания.
Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки. Зачитывают свои стихи о математике, сочиненные ими.
II. Вводная беседа. Актуализация знаний.
Учитель: Новые знания нам будет очень трудно получить без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: Найти значение выражения
|-3,6| + |-1,8|; |-4,2| + |-2,9|; |-14| + |-17|; |-4,2| + |-2,9|; |-3½| + |-2,2|; |-2¼| + |-4,7|.
Назовите числа противоположные числам: -4; -21; 12; -(-2); 5,5.
С помощью координатной прямой найдите разность чисел: 7и3;4и4; 1и5; -3и2.
Что мы проходили с вами на прошлых уроках?
Какие действия с отрицательными числами мы научились выполнять? Когда вычитаем, куда двигаемся на координатной прямой?
С помощью координатной прямой всегда можно найти точку, соответствующую разности двух чисел?
А какое действие мы еще с вами не выполняли с отрицательными числами?
А теперь выполним следующие задания:-12+3(-8,в), -29+29(0,ы), -7+(-13)(-20,Ч), -14+8(-6,и), -5+16(11,Т), 13+(-7)(6,А), 8+(-15)(-7,Н), -9+(-5)(-14,И), -10+5(-5,Е) Какое слово у вас получилось?
Правильно. Вычитание. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
III. Изучение нового материала
Учитель: Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и вычитание положительных чисел? Как вы считаете?
Давайте решим задачу. Вчера температура воздуха в Козьмодемьянске была -8 градусов, а сегодня она понизилась на 2 градуса. Какой стала температура сегодня? Как вы рассуждали? В обоих случаях результаты получились одинаковые.
Учитель: По заданной сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое. Чтобы найти искомое слагаемое надо прибавить к сумме число, противоположное известному слагаемому. Например: 4+5=9, 9-5=4, 9-4=5. Дети формулируют сами правило. Чтобы из данного числа вычесть другое число, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: а - в = а +(-в)
Теперь откройте стр. 185, прочитайте правило, закройте его ладошкой, проговорите его про себя, расскажите его соседу по парте, заработайте 1 балл.
Учащиеся решают примеры устно .Проговаривают правила.
Отвечают на вопросы:
Отрицательные числа, сложение отрицательных чисел, сложение чисел с помощью координатной прямой, сложение чисел с разными знаками, противоположные числа.
Сложение.
Влево.
Всегда.
Вычитание.
Вычитание.
?
-8-2=-10. На координатной прямой от точки(-8 ) идем влево на 2 единичных отрезка. Получаем точку ( -10)
Можно еще решить так: -8+(-2)=-10.
Учащиеся рассказывают правила друг другу.
а) Значит чем можно заменить вычитание? разность?
б) А что еще может быть положительным и отрицательным? Придумайте несколько словосочетаний со словами положительный и отрицательный?
в) Назовите тему урока.
г) Приведите примеры заменив вычитание сложением
д )Если уменьшаемое = вычитаемому чему равна разность?
е) Если уменьшаемое меньше вычитаемого, то чему равна разность?
ж) Если уменьшаемое больше вычитаемого, то чему равна разность?
и) Как можно представить выражение , содержащее лишь знаки сложения и вычитания?
к) Что вы еще хотите узнать?
Эти вопросы и будут нашими целями на урок.
а) «Сложением. Суммой»
б) «Человек обладает положительными и отрицательными качествами Отрицательные числа это долг, а положительные числа - это имущество. В далеком прошлом так и делались расчеты. Положительное мнение и отрицательное мнение.»
в) «Вычитание»
г) «5 + (-5) и т д. »
д) «Нулю»
е) «Разность равна положительному числу»
ж) «Как найти расстояние между точками на прямой»
и) «Сложением»
к) «Как вычесть из отрицательного числа отрицательное»
IV. Первичное осмысление и закрепление знаний.
5 – 5 = 5 + ( -5 ) = 0
- 8 - ( -8 ) = 0
8 – 10 = 8 + (-10) = -2
-6 – 13 = - 6 + (-13) = -19
Сравните уменьшаемое и вычитаемое в каждой разности.
Какой вывод можно сделать?
Решить номера из учебника № 1087, № 1088, 1089, стр. 185.
Работа в паре. Решают №1090. а), б). в). Меняются тетрадями, проверяют друг у друга решение, ставят баллы.
Учащиеся делают вывод и анализируют.
Решают самостоятельно. Проверяют решение друг у друга
V. Физкультминутка.
Ребята, встаньте, улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции. Поделитесь капелькой теплоты и доброты .Любое упражнение выполняется при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового, и « умного» тела.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите. Опустите.
Вправо. Влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели встали. Сели встали.
И на месте побежали.
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
VI. Решение задач
Решение задач
Практическое применение действий с отрицательными числами.
Задача 1. Некий торговец купил товар за 7 долларов, продал его за 8 $., потом опять купил, но уже за 9$ и, наконец, продал за десять.
Какова прибыль купца? -7 + 8 – 9 + 10 = 2.
Задача 2. Во время пребывания космонавта в открытом космосе солнечная сторона его скафандра находится при температуре +140 градусов, а теневая сторона при температуре -130 градусов.
Найдите разность температур солнечной и теневой сторон скафандра.
Задача 3. Шмели выдерживают температуру до -7,8. А пчелы выше этой температуры на 1,4 градуса .Какую температуру выдерживают пчелы?
Задача 4. Птица клест-еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха – 35 градусов в гнезде температура +14 градусов. На сколько температура в гнезде выше температуры воздуха?
Задача 5. (сценка) Встречаются Иван Тимофеевич с Тимофеем Ивановичем.
И.Т. –Доброго здоровья тебе, Т.И.
Т.И. –И тебе не хворать!
И.Т. – Не мешало бы нам рассчитаться!
Т.И.- Ну что же! Я не против! У меня 700 рублей и я должен тебе 400 рублей!
И.Т. – Согласен! А у меня 900 рублей и я должен тебе 600 рублей.
Вместе: Сколько останется у каждого после взаимных расчетов?
Учащиеся решают задачу, один ученик решает задачу у доски.
Учащиеся поднимают руки и говорят свои ответы
Учащиеся решают задачу.
VII. Этап оценивания знаний учащихся
Давайте обратимся к вашим листам самооценки. За каждое правильно решенное задание вы ставили себе 1 балл. Суммируйте полученные баллы. Переведите их в оценки
Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».
Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.
Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев.
Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.
VIII. Подведение итогов урока
Рефлексия. Анкета для учащихся.1. На уроке я работал…2.Своей работай на уроке я …3.Урок для меня показался…4.За урок я…5.Мое настроение….6.Материал урока мне был…7.Домашнее задание мне кажется….
Учащиеся заполняют пропуски в анкете
IX. Информирования учащихся о домашнем задании
Учитель: Сегодня мы говорили о вычитании отрицательных чисел.
А еще я предлагаю вам оценить свое настроение. Красный кружок «+» настроение, « - » отрицательное настроение в конце урока. Прикрепите кружки на доску.
Учащиеся внимательно слушают.
Всем: п.34. Выучить правило, №1109,1110,1111,1112..
2)Кто получил «5» выполняют 2 задания. Кто «4»-3 задания, «3»- 4и по желанию более заданий. Дети в конце урока прикрепляют разноцветные кружки на доску.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ