Конспект урока по математике "Вычитание. Свойства вычитания"
Тема урока: «Вычитание. Свойства вычитания»
Форма урока: урок «открытия» нового знания с применением ИКТ.
Цели урока:
Деятельностная цель:
- формирование способности учащихся к новому способу действия;
Образовательная цель:
- расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов;
Формирование УУД:
Личностные: самоопределние, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование урока
Н.Я. Виленкин. Учебник «Математика-5»
Персональный компьютер
Проектор, экран
Методы обучения на уроке:
Исследовательский (работа с книгой по поиску информации);
Частично поисковый (эвристическая беседа, ведущая к поиску правила вычитания суммы из числа)
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный момент (2-3 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Предлагается продолжить фразу: «Живи так, будто завтра умрешь. Учись так, будто …» Махатма Ганди (Слайд1)
Показать продолжение фразы: «Живи так, будто завтра умрешь. Учись так, будто проживешь вечно»
Включаются в деловой ритм урока.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: логические.
2. Актуализация знаний.
(4-6 минут)
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Вычислить устно: (слайд 2)
+ 237 + 363+236
+ 453) + 772
18+439+ 82
(78 + 85) + (22 + 15)
Вопросы: какие свойства сложения использовали для упрощения вычислений?
Решить задачи: (слайд 3)
Даны числа 17 и 28. Найти сумму этих чисел.(45)
На одной полке 47 книг. На второй 38. Сколько книг на 2-х полках? (85)
Две бригады ремонтировали дорогу. Первая бригада отремонтировала 23 км дороги, вторая – 19 км. Сколько км дороги отремонтировали две бригады. (42)
К задачам п. 3 составить обратные задачи. Например: Первое число равно 17, сумма двух чисел равна 45. Найти второе число.
Выбирают порядок действий, доказывают свой выбор: применяем переместительное и сочетательное свойства сложения, чтобы упростить вычисления.
Решают задачи.
Составляют задачи, решают их, используя действие вычитание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: структурирование собственных знаний; логические- анализ объектов с целью выделения признаков, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
3.Целеполагание и мотивация
(8-9 мин)
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Вопросы:
Какое действие применяли при решении обратных задач?
-Итак, тема нашего урока созвучна цели урока
-как называется тема нашего урока?
Записываем в тетрадь тему урока «Вычитание»
Как называются компоненты при вычитании?
Что такое уменьшаемое?
Что такое вычитаемое?
Что такое разность?
Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое?
Слайд 4:
Уменьшаемое – Вычитаемое = Разность
Уменьшаемое = Вычитаемое + Разность
Вычитаемое = Уменьшаемое – Разность
(на доске) Выбрать уравнения,
а) где неизвестно уменьшаемое
б) где неизвестно вычитаемое:
53 – a = 13
X – 53 = 47
X : 14 = 21
23 + х = 111
44*х = 132
83 – х = 61
Y – 240 = 800
Решить их
Задание по вариантам: Составить 2 уравнения с неизвестным уменьшаемым (1 вариант) и 2 уравнения с неизвестным вычитаемым (2 вариант). Решить их.
Затем обменяться тетрадями и проверить решение соседа по парте.
Формулируют тему урока: «Вычитание»
Вспоминают (пользуясь учебником, если необходимо) названия компонентов вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Записывают в тетради: Уменьшаемое – Вычитаемое = Разность
Уменьшаемое = Вычитаемое + Разность
Вычитание = Уменьшаемое – Разность
Выбирают уравнения, решают в тетради и на доске.
Составляют уравнения, решают их.
Проверяют уравнения своих одноклассников, разбирают сними ошибки.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы.
Физкультминутка (2 мин)
Сидя на стуле 1-2 плавно наклонить голову назад, 3-4 – вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Руки на поясе. 1 –поворот головы вправо. 2 – Исходное положение. 3 – Поворот головы влево. 4 – Исходное положение. 6-8 раз.
Взять ручку и быстро вращать ее в ладошках.
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения
(7-9 мин)
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.
Проблема:
Решить задачу 2-мя способами (слайд 5)
Саша, Вася и Коля ходили за грибами и собрали 80 грибов. Саша собрал 26 грибов, Коля – 31 гриб. Сколько грибов собрал Вася?
- Результаты вычислений одинаковы. - Какой вывод можно сделать?
- Как вычесть из числа сумму двух чисел?
- Кто может найти подтверждение этих слов в учебнике?
Сделать запись на доске: вычитание суммы из числа. Записать после нее примеры из следующего задания
Проблема:
(на доске) Вычислить наиболее удобным способом:
(237 + 118) – 37
729 – (513 + 129)
(439 + 526) – 326
637 – (337 + 256)
- Какое свойство вы использовали?
- С какими заданиями вы не справились? Почему?
- Какой вопрос возникает?
- как вы думаете, как можно вычесть число из суммы?
- кто может сам найти ответ в учебнике?
Сделать запись на доске: вычитание числа из суммы.
Решить оставшиеся примеры.
Решают в тетради, затем на доске записывают 2 способа решения задачи:
80 – (26+31) = 80 – 57 = 23
80 – 26 – 31 = 23
Делают вывод: Чтобы из числа вычесть сумму чисел, можно сначала вычесть одно слагаемое, а затем из полученной разности - второе. Находят правило в учебнике, читают.
Делают запись в тетрадях: вычитание суммы из числа. Записывают после нее примеры 2 и 4.
Находят в учебнике и формулируют свойство вычитания числа из суммы.
Делают запись в тетрадях: вычитание числа из суммы.
Решают примеры 1 и 3 на доске и в тетрадях.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
5.Первичное закрепление
(3-5 мин)
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Задание: придумать свои задания на новые правила. Записать на доске. Решают задания другие ученики у доски. Затем первые проверяют правильность решения.
Придумывают задания в тетради, затем желающие записывают их на доске. Решают задания в тетради и на доске.
Проверяют задания.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
6. Организация первичного контроля
(5-6 мин)
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
(Слайд 6)
Задача1 Вычислить наиболее удобным способом (самостоятельно)
(148 + 245) – 45
843 – (154 + 243)
894 – (349 + 148)
(473 + 132) - 173
Затем самопроверка по эталону: (слайд 7)
(148 + 245) - 45 = (245 – 45) + 148 = 200 + 148 = 348
843 – (154 + 243) = (843 – 243) – 154 = 600 – 154 = 446
894 – (394 + 148) = (894 – 394) – 148 = 500 – 148 = 352
(473 + 132) – 173 = (473 – 173) + 132 = 300 + 132 = 432
Самостоятельное решение в тетради.
Самопроверка. Формулируют в чем допущена ошибка.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
7. Подведение итогов урока.
(1 мин)
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
-Что изучили сегодня на уроке?
-Кто желает сформулировать свойства вычитания?
-Для чего они применяются?
Оценить отдельных учащихся
Формулируют свойства с помощью учебника или самостоятельно.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о домашнем задании
(1 мин)
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: № 287, № 288, №290, № 274
9. Рефлексия
(3 мин)
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Составить синквейн «Разность»
Слайд 8
1 строка – одно существительное, выражающее тему синквейна
2 строка – 2 прилагательных, выражающих главную мысль
3 строка – 3 глагола, описывающие действия существительного
4 строка – мое отношение к объекту
5 строка – ассоциация с первым словом
Составляют синквейн, затем желающие зачитывают.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ