Конспект урока по Математике «Задачи на разностное сравнение»
Тема: «Задачи на разностное сравнение»
Основные цели:
- помочь усвоить правила разностного сравнения чисел, ввести схему из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение.
- учить записывать условие и вопрос задачи на схеме, считывать информацию со схемы.
- закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
Одно из направлений начального обучения математике – отработка умения решать простые арифметические задачи. К наиболее трудным видам таких задач относятся задачи на сравнение двух чисел с помощью вычитания (на разностное сравнение). Возникающие у учащихся затруднения в их решении можно объяснить следующими причинами:
идентичность вопросов « на сколько больше» и « на сколько меньше?», требующих, не смотря на их внешнее различие, выбора одного и того же действия-вычитания;
сложившийся у детей к моменту введения этих задач стереотип мышления, основанный на противопоставлении отношений «на ……. больше» и «на ……. меньше; если в задаче сказано «на …….. больше», надо складывать, а если « на ……. меньше» вычитать.
Для обеспечения большей сознательности в выборе арифметического действия вычитания, я предлагаю иной подход в введению задач на разностное сравнение применение практических операций с величинами. (урок в 1 классе по программе «школа 2100»)
I Актуализация знаний и постановка проблемы
( на интерактивной доске рисунки бабочек и цветов; дети по очереди подходят и выбирают правильные ответы)
Учитель
Учащиеся
Сравните количество цветов и бабочек
-Одинаково, поровну
- Как это можно записать математическим выражением ?
3=3
-А теперь попробуйте изменить мой рисунок так, чтобы количество бабочек отличалось от количества цветов
-Испытывают удивление (но быстро находят различные варианты)
-Сколько получилось решений. Кто прав?
Учащиеся делают вывод о том, что выполнить это задание можно различными способами.
1й способ уменьшить количество цветов на один.
-Молодцы (анализируем 2й способ)
2й способ увеличение цветов на 2 .
-Вспомните, без этих двух цветов по отношению к бабочкам было сколько?
Столько же!
-Подумайте
Цветов стало больше на 2.
-Что же значит на 2 больше?
-Столько же и еще 2.
-А на 2 меньше? (побуждение к формированию проблемы)
-Столько же, но без 2.
-Учитель добавляет большое количество бабочек и цветов
(на доске получается)
Бабочки Цветы
-Достанется ли каждой бабочке по цветку?
- Дети пытаются ответить на данный вопрос, устанавливая взаимно- однозначное соответствие между множеством цветов и бабочек.
-Удивление
-Почему не получается?
-В чем затруднение?
-Число слишком большое.
-И в этом случае можно узнать на сколько одно число больше или меньше другого. Но этот способ вы должны вывести сами сегодня на уроке.
III Совместное «Открытие знаний»
Учитель показывает классу белую и черную ленты
Учитель
Учащиеся
-Какая лента больше, а какая меньше?
-На глаз видно, что белая лента длиннее.
-Докажите, что белая лента больше. ---Как это сделать? ( учитель по предложению ребят накладывает черную ленту на белую)
- Наложить одну ленту на другую.
-Почему вы думаете, что белая лента больше?
-Потому что она такая же, как черная и еще остается.
-Покажите, на сколько белая лента больше черной.
-Вызванный ученик показывает на незакрытую часть белой ленты.
-У меня есть ножницы. Как нам отдельно показать, на сколько белая лента больше черной?
-Тот же ученик отрезает незакрытую часть белой ленты.
-Что показывает эта часть белой ленты?
-На сколько белая лента, больше чем черная.
-А еще что она показывает?
- На сколько черная лента меньше, чем белая.
-А как мы это нашли?
-От белой ленты отрезали длину черной ленты и взяли остаток.
-Скажите, ребята, а без ножниц могли бы узнать, на сколько одна полоска больше другой
-Одни предлагают оторвать часть черной полоски.
-Другие решить ее действием вычитания.
-Обо всем, что мы с вами делали с полосками, можно рассказать на математическом языке.
-Удивление учащихся. Как?
Сейчас узнает. Итак, белая полоска- кол-во цветов.
-А это сколько?
-Учащиеся обращаются к рисунку легко отвечают -6.
-4 –говорят хором.
-Верно, пишем
-А черная ?
-А это сколько?
-Количество цветов.
-Умницы! Вы очень внимательны
-Учащиеся сразу дают ответ.
-Так как же узнать, на сколько 6>4 или 4 < 6?
-Вычитания (6-4=2).
-Какое будем использовать арифметические действия?
-Из большего вычесть меньшее.
-Сделаем вывод: чтобы узнать на сколько одно число > или < другого, нужно.
IV Первичное закрепление
С 44 № 3 Появляется запись на интерактивной доске:
Вопрос - Как найти разность между длинами двух отрезков?
Учитель
Ученик
-Прочитать задание (написано: Расскажите, как Петя нашел разность между длинами отрезков)
Читают, отвечают на вопросы
V Физминутка
На интерактивной доске появляются последовательно примеры;
дети считают и выполняют команды учителя.
Учитель
Ученики
Учитель показывает примеры, дети считают и выполняют команды учителя.
Учащиеся выполняют.
10-8
-Мяукните столько раз, сколько будет в ответе.
5+3
-Подпрыгните столько раз.
8-2
-Подтянитесь столько раз.
6+4
-Сделайте столько поворотов.
7-3
-Присядьте столько раз.
-Спасибо ! Молодцы!
VI Самостоятельное выполнение упражнений
Учитель
Ученик
Найдите № 4 на страница 45.
Читают задание.
Нарисовано 4 куклы
6 мишек. (готовая работа появляется на интерактивной доске)
4 к
К М ? 6 м
Давайте проверим (ведется обсуждение выполненной работы)
Учащиеся записывают решение
6- 4 = 2 (игрушки).
VII Повторение и закрепление ранее изученного материала
Учитель
Ученик
-Найдите № 5 с 45
-У лисы 2 ломтика сыра и 4 ломтика пирога. На сколько ломтиков сыра меньше?
Учащиеся учатся записывать условия и вопрос задачи на схеме.
2 л
сыр пирог ? 4 л
Учащиеся записывают данные.
-Подумайте, как записать решение задачи.
Советуются, обсуждают проблему в парах 4-2=2.
(проверка осуществляется с использованием интерактивной доски).
III Итог урока
Спасибо за работу. Мы смогли справиться с очень непростой проблемой урока – как сравнивать числа и я очень этому рада.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ