Математика, 2 класс «Геометрические фигуры. Квадрат»

Урок математики по ФГОС

Автор: Федяева Татьяна Николаевна

МКОУ «Барятинская сош»







Урок по математике.

Математика, 2 класс, УМК «Школа России».

Разработчик: Федяева Татьяна Николаевна, I квалификационная категория, учитель начальных классов МКОУ «Барятинская сош».

Тема урока: . «Геометрические фигуры. Квадрат»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока:

Обучающая. Обеспечить усвоение учащимися знаний о новом виде четырехугольников – квадрате, его свойствах.

Развивающая: развивать практические навыки построения геометрических фигур на плоскости, развивать смекалку и находчивость,

Воспитывающая: формировать самооценку и самоконтроль, умение работать в группе, воспитание сотрудничества, воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность и интерес к геометрии.

Планируемые результаты – предметные и метапредметные, на формирование которых направлена работа на данном уроке:

  • Личностные универсальные учебные действия: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;

  • Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • Познавательные:осознанно строить устное высказывание в устной форме; строить логическое рассуждение; произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задачи; ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;

Коммуникативные:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Планируемые способности:

1.Когнитивные (познавательные) качества - умение видеть в окружающих предметах геометрические фигуры .

2.Креативные (творческие) качества – создавать с помощью геометрических фигур предметы.

3. Методологические(оргдеятельностные) качества - договориться с соседом по парте, спланировать свою работу, распределить обязанности в паре, рефлексия.

Личностное целеполагание учеников на занятия будет происходить через интригу связанную с «путешествием».

Формы обучения:

  • Коллективная (фронтальная)

  • Индивидуальная

  • Групповая

Методы:

  • организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:

    1. наглядный;

    2. словесный (рассказ, беседа);

    3. практический (упражнения)

  • стимулирования и мотивации (игровой момент,);

  • контроля и самоконтроля:

    1. устный и письменный;

    2. фронтальный и групповой;

    3. текущий и итоговый

Оборудование: учебник математики, 2 класса, М.И.Моро, , нетбуки, документ-камера, рабочие тетради, , презентация Notebook 10, фигуры для работы в парах, карточки

Форма: урок-путешествие





Ход урока

I. Организационное начало. Психологический настрой

- Здравствуйте, ребята!

У нас сегодня с вами урок математики, а это значит , что нас ждут затеи и задачи,

Я желаю всем удачи,

В добрый путь и в добрый час!

Садитесь!

А сейчас ребята с помощью сигнальных карточек определите с каким настроением вы пришли на урок:

хорошее (зел)

плохое (красн.)

II. Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите, ребята на нашей доске изображена карта. А это значит, что сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по удивительной стране и познакомимся с жителями, которые в ней живут. Некоторых вы уже знаете, а с одним из них мы познакомимся сегодня. А для того что бы узнать как же называется эта нам нужно решить примеры и соединить их с правильным ответом.

12+7

87-7

34+12

72-70

75+5

65-12

68+1

54-54

100-0



О-46

Р-69

Я-100

Г-28

М-2

Е-80

Т-53

И-0

Е-80



Вы совершенно правы это страна Геометрия. Домашним задание к уроку вам нужно было найти определение геометрии в разных источниках информации словарях, у родителей, в Интернете. Давайте послушаем те определения, которые вы нашли.

«Гео» - земля, «Метрия» - измерение, в переводе с греческого. Потому что эта наука появилась в Греции.



- Путешествие наше не близкое, поэтому нам нужен транспорт. Какой вы знаете транспорт пригодный для длительных путешествий?

Мы с вами отправимся на этом поезде. (Слайд изображение поезда из Ромашково,)



- Ребята, а кто из вас уже ездил на поездах? Что нужно для того, чтобы сесть в вагон?

- Правильно, приобрести билеты.

III. Устный счет.

Сейчас я вам раздам билеты с заданиями и для того что бы сесть в поезд вам нужно всё правильно решить и найти уникальный код который позволит вам сесть в вагон

на сколько 13 меньше 14?



1

уменьши 45 на 40;



5

сколько получится, если от числа число30 отнять 10 три раза?



0

сколько десятков в числе 26?



2

сколько единиц в числе 91


1

От наибольшего двузначного числа

отнимите 7


3



Сравните свой код с контрольным. Чем уникален этот код. Правильно в нём закодирована дата нашего путешествия.

- Давайте запишем её в тетрадях .

Число.

Классная работа.

- Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием и благополучно заняли свои места в нашем поезде.

IV. Тема урока.

1. Актуализация знаний.

- Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Музыка «Мы едем, едем, едем…»

- Смотрите, вдали показалась страна Геометрия. Посмотрите внимательно, что необычно в этой стране.

-Правильно, здесь всё сделано из геометрических фигур, т.к наука геометрия изучает различные фигуры.

- И жители живут в этой стране необычные.

-Посмотрите, ребята, на экран! Они нас встречают! Слайд

2. Классификация фигур.

- На какие две группы мы можем их разделить? (На треугольники и четырехугольники).

- Возьмите на парте карточку с названиями фигур и укажите в ней, под каким номером какая фигура.

Треугольники

Четырехугольники







- А теперь обменяйтесь карточками и проверьте своего товарища. Правильные ответы на экране. Если ваш сосед по парте все выполнил верно, то поставьте ему +, а если есть ошибка – то-.

Треугольники

Четырехугольники



1, 3, 5, 7,



2, 4, 6, 8

- Поднимите руки те, кто получил за работу +. Вот вам за старание солнышки.

3. Прямоугольник.

- С каким четырехугольником мы уже знакомы? (Прямоугольник).

- Что вы знаете про него?

Вывод: У прямоугольника все углы прямые, а противоположные стороны равны.

У каждого из вас карточки с фигурами. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке.

4. Объяснение нового материала.

- Посмотрите внимательно на наши четырехугольники. Можем мы их тоже разделить на 2 группы?

-Обведите кружком номер отличающегося четырёхугольника.

А может кто-то из вас сказать как называется этот вид четырехугольника? (Квадрат).

Молодцы!

Объявление темы и целей урока

Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(Квадрат)

Учитель: А какие задачи мы поставим перед собой? (Узнать основные отличия квадрата от других четырёхугольников. Научиться строить квадрат, используя линейку и модель прямого угла…).

Посмотрите вокруг, нет ли в классе предметов напоминающих квадрат? А как нам подтвердить, что это действительно квадраты? Кто знает, какие особенности имеет квадрат? А другие хотели бы узнать какие особенности у квадрата и чем он отличается от прямоугольника?

Ребята, какой из предметов лежащих на вашей парте имеет форму прямоугольника? Покажите. А найдите среди предметов предмет имеющий форму квадрата? Покажите.

Сравните эти два четырехугольника. Чем похожи?

Чем отличаются?

Попробуйте сформулировать правило, что такое квадрат?

Найдите это правило в учебнике. (Хоровое чтение)

Работа с правилом, выделение главного.

Чтобы правило лучше запоминалось есть хороший стишок:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? (Квадрат).

Закрепление правила. Физминутка

Работа в парах. Сейчас проверим как вы усвоили правило. Каждой паре я дам конверт с фигурами. Задание найти среди них квадраты. Кто находит, встаёт.

Проверка: Смотрят друг у друга и прикрепляют на доску.

Упражнение в черчении квадрата



1. Черчение.

Ребята, в стране Геометрии тоже есть школа.

Слайд

- Посмотрите, как старательно чертит мальчик.

Учитель: Чтобы правильно начертить квадрат? – Какие инструменты вам потребуются?

(Линейка, модель прямого угла, простой карандаш).

Работа с мультимедиапродуктом.

Учитель: Обратите внимание, на чертеже указана длина одной сторон квадрата. Почему?

(Стороны квадрата одинаковы).

Значит, мы можем построить квадрат зная его только одну сторону?

А теперь давайте посмотрим вы умеете строить квадрат?

Самостоятельно выполните задание: Постройте квадрат со стороной 2 см.

Способ проверки:

  1. Правильность выполнения чертежа - в парах.

Посмотри друг у друга, правильно ли построил ваш сосед? Если да то поднимите зел. Сигнал если не правильно то крас.

Молодцы, все хорошо справились с заданием!

Сложно это было сделать? Это наверное потому, что наша тетрадь в клеточку и помогает вам при черчении.

А как же быть, если надо построить квадрат на белом, не разлинованном листе. Какие инструменты нам для этого понадобятся?

Итак, ребята давайте вместе попробуем начертить такой квадрат. Самый простой вариант это чертить от угла.

Алгоритм.

1.Приложите треугольник прямым углом в угол листа и отмерьте нужное количество сантиметров.

2.Повторяем этот приём ещё три раза.

Трудно было? А ведь есть прфессии где такое умение просто необходимо. Назовите их? Дома я предлагаю вам составить план построения квадрата другими способами.

Физминутка

Конструкторское бюро

Посмотрите на город наших фигур. Не кажется ли вам, что здесь чего то не хватает? (домов)

Итак, вы правы, давайте мы с вами попробуем себя в роли архитекторов, инженеров и строителей, те более что чертить мы уже умеем, и построим для наших жителей красивые дома.

Но учтите, что дома должны быть не простые, а состоящие только из геометрических фигур. Строительство дома занятие очень сложное и ответственное. В одиночку с этим не справиться поэтому работать вам надо в команде. Задание вам понятно? Получите строительный материал.Приступаем.

Работы вывешиваются на доску.

Выполнение проектной работы.



IV. Проверка знаний

На нетбуках

Молодцы ребята, хороший город получился. Пройдемся по его улицам. смотрите, а что это за здание? Давайте зайдем внутрь и посмотрим кто там работает. (Компьютерщики)

А вам интересно, какое задание они выполняют? Давайте мы откроем наши нетбуки и сделаем предложенное задание.

Выполнение теста.

  1. Выбери правильный ответ.

VI. Итог урока.

Музыка паровозика. А это значит, что нам пора возвращаться в свой класс. Сядьте поудобнее, мы отправляемся. Оглянитесь кругом, мы снова в нашем классе. Давайте поделимся впечатлениями.

Что вам запомнилось?

В какую страну мы ездили?

Кто в ней живёт?

А кто такой квадрат?

Что интересного мы узнали о нём?

Понравилось ли вам наше путешествие? Если да, то поднимите зелёный сигнал светофора и пожелайте нашему паровозику счастливого пути.

Спасибо за урок! Урок окончен.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ