Математика "Координатная прямая" 6 Класс
Математика 6 класс.
Тема урока: Координатная прямая.
Цели урока:
образовательная - научить строить координатную прямую и находить на ней отрицательные и положительные координаты,
развивающая - развивать логику мышления, внимание;
воспитательная – воспитывать толерантность, интерес к предмету.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Мотивация урока.
«Учиться надо весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». (Анатоль Франс). Что значат эти слова? Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь оно скоро нам понадобится.
3. Актуализация опорных знаний.
Какие числа называются положительными? отрицательными?
Какое число не положительно и не отрицательное?
Величайший древнегреческий математик и физик придумал способ описания громадных чисел. Самое большое число, которое он умел называть было настолько велико, что для его цифровой записи понадобилась бы лента в две тысячи раз длиннее, чем расстояние от Земли до Солнца.
Но записывать такие громадные числа еще не умели. Это стало возможным только после того, как индийскими математиками в VI в. была придумана цифра 0 и ею стали обозначать отсутствие единиц в разрядах десятичной записи числа.
О ком идет речь?
1. 8 * 1,2 = 9,6 А
2. 7,2 : 2,4 = 3 Р
3. 720:18 = 40 X
4. 3*1,6 = 4,8 И
5. 5/8 : 1/2=1 М
6. 1:4 = 0,25 Е
7. 900:15 = 60 Д
Итак, имя ученого Архимед.
Запись положительных и отрицательных чисел под диктовку:
Самое низкое место поверхности суши – побережье Мертвого моря 402 м.
Самый высокий действующий вулкан – Килиманджаро 5895 м.
Самое древнее и самое глубокое озеро – Байкал 1620 м.
Самая низкая отметка на территории России – Прикаспийская низменность 28 м.
4. Изучение нового материала.
Фронтально отвечают на вопросы.
Какая геометрическая модель изображена на рисунке?
Назовите составляющие.
Как называются числа, соответствующие данным точкам?
Назовите координаты указанных точек.
Какую будет иметь координату точка А , если её переместить:
на 3 единичных отрезка вправо?
на 4 единичных отрезка влево
Продолжим луч влево и получим координатную прямую.
«Где-то есть страна Математика. В этой стране живут числа, знаки, выражения. В городе «+» живут – положительные числа, а в городе «- »
живут – отрицательные числа. Правит этим государством король Ноль I. Однажды приползла к ним госпожа прямая и сказала: «Я мечтаю посмотреть на ваше красивое государство с высоты. Помогите мне подняться, сама я не могу этого сделать, боюсь переломиться.»
Числа не отказали в помощи. Положительные числа встали и приподняли прямую справа, а отрицательные встали и приподняли прямую слева. Все бы хорошо, но прямая чуть не переломилась, не хватало одного числа. Позвали числа на помощь короля.. Выручил ноль: он встал между положительными и отрицательными числами по серединке, и сказал:
Я на шкале - число-граница,
Где встану я - там чисел штаб.
Я числам разрешаю разместиться,
На выбранной прямой:
О, направленье и масштаб.
Числа разместились как полагается от нуля, и стали показывать положение на прямой (координату точки), а прямая выбрала направление и масштаб. Но, как только приподнялась прямая, от восхищения видом сверху на красивое государства, не удержалась она и упала, придавила цифры, которые так и не смогли выбраться и остались служить Прямой навсегда.
Ноль стали называть началом отсчета и дали ему титул точки «О», а саму Прямую – координатной прямой. По сей день живет она в стране математики, но иногда заходит в гости и в другие страны: историю, географию и т. д.»
В знаменитом произведении французского математика, физика и философ Рене Декарта “Геометрия”, изданном в 1637 году, описывается геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел: “Положительные числа изображаются на числовой оси точками, лежащими вправо от начала 0, отрицательными – влево”.
Решить № 848, 850, 852.
5. Физкультминутка
Игра: Учитель называет числа, ученики должны правильно среагировать. Если названо:
положительное число – ученик сидит;
отрицательное число – ученик встаёт;
положительная дробь – ученик должен встать и хлопнуть в ладоши;
отрицательная дробь – ученик должен сесть и хлопнуть в ладоши.
6. Закрепление нового материала.
Решить № 854, 856.
7. Самостоятельная работа (задания на карточках)
1 вариант
1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок пять клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (2), B (-3), C (-1), D (1,2), E (-2/5), F (-2,6), M (-1¼).
2. Запишите координаты точек A, M, K и P изображенных на рисунке:
3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку A. Правее точки A на расстоянии 3 см. отметьте точку B. Отметьте точку O – начало отсчета, если A (- 6), а B (- 3).
2 вариант
1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину четырех клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (3), B (-2), C (2,5), D (1,5), E (-2,75), F (-3 2/5), M (-¼).
2. Запишите координаты точек M, N, K и D изображенных на рисунке:
3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точки C и D так, чтобы D была правее точки C и CD = 5 см. Отметьте точку O – начало отсчета, если C (-2), а D (3).
8. Подведение итогов урока
- Где вы встречаетесь с отрицательными и положительными числами?
1. Доход – расход
2. Аванс – долг
3. Выигрыш – проигрыш.
4. Изменение температуры воздуха.
5. Изменение уровня воды в реках.
6. Летоисчисление на уроках истории.
7. Высота над уровнем моря – глубина впадин на уроках географии.
Положение точки земной поверхности, находящейся выше уровня воды в океане (этот уровень обозначают числом 0), обозначают положительным числом, а ниже уровня океана – отрицательным числом. Аналогично можно объяснить любое понятие, рассматриваемое в итоге урока.
- Где в жизни мы еще встречаемся с координатной прямой (шкалой)? (термометры, «линия времени»)
Выучить п. 29, решить № 851, 853, 855.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ