Метод проектов в обучении математики


Метод проектов в обучении математики.


Время от времени школу захлёстывают волны модных течений. Подчас цунами. Из самого модного: тестирование, интегрированные уроки, проектная деятельность. Похоже, что сейчас мы находимся на пике моды: проводится огромное количество ученических конференций, выставок и ярмарок проектов, защищаются диссертации, учителя обучаются основам проектной деятельности на курсах.

Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям.

В обучении большинству дисциплин все больше используются методы и средства, позволяющие сделать учебный процесс более интересным и естественным для школьников, повысить их мотивацию к учению, приблизить изучаемый материал к повседневной жизни детей. Во многих случаях такого результата можно достичь за счет использования активных методов, при которых ученик перестает быть пассивным слушателем и зрителем, а становится активным участником образовательного процесса. К числу подобных методов, безусловно, можно отнести методику обучения, основанную на активной творческой проектной деятельности школьников.

Проектная работа – это модель научно исследовательской работы учёного. Включение такой работы в учебный процесс преследует несколько целей:

  • познакомить школьника с одним из наиболее мощных традиционных способов познания окружающего мира;

  • дать школьнику почувствовать радость от успешно решённой трудной (для него) задачи;

  • дать школьнику опыт письменного изложения результатов своей работы, а также устного представления этих результатов сверстникам и взрослым.


Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.

В свою очередь, проектирование в наиболее общем виде можно рассматривать как деятельность или процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В современном мире едва ли не любое деяние, человек склонен рассматривать сквозь призму проектирования.

Следует различать широкое толкование проекта как понятия и конкретную образовательную технологию — “метод проектов”.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Какие мне видятся «плюсы» метода проектов?

«Плюс» первый. Одна из причин моего внимания к методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны: они хотят чётко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что даёт, где может пригодиться. Имея доступ к информации через Интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение требуют новых методов обучения. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Вне всяких сомнений проектирование - относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.

«Плюс» второй. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.

«Плюс третий». Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Наиболее сильные ученики способны самостоятельно разработать математическую модель и им помощь не требуется. А наиболее слабым необходима помощь даже в написании алгоритма выполнения задачи. Данная задача многоуровневая.


В основе большинства проектов лежит групповая работа (2-3 ученика) школьников, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных учащихся. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. Очевидно, что при таком подходе школьники работают активно и самостоятельно.

Этапы работы над проектом:

  • погружение в проект;

  • планирование работы над проектом;

  • аналитический;

  • обобщение;

  • презентация полученных результатов.


Погружение в проект: постановка проблемы; выбор темы проекта; определение цели; выдвижение задач.

В ходе этого этапа учащиеся обсуждают с учителем предложенную для изучения информацию. Выявляют проблемы. Выдвигают гипотезы. Устанавливают цели.

Планирование работы над проектом: определение источников информации, способов её сбора и анализа; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Основная цель этапа планирования — получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы. Ребята вырабатывают план действий, определяют сроки.

В ходе этого этапа учитель лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.

Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоя­тельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.

Следует отметить, что основной за­дачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное по­лучение и анализ информации.

Второй, не менее важной, задачей, ко­торую обсуждают участники, была подготовка к презентации. Участники проектной группы решают, что для презентации необходимы видео и фотосюжеты по каждой из тем.

Этап обобщения: анализ и синтез полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в Интернете и т.д.).

Целью является создание в письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось авторами.

Презентация полученных резуль­татов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совме­стная презентация участниками результатов работы над проектом; сов­местная презентация результатов на уровне школы, города, области и т.д.

Ребята защищают проект, участвуют в обсуждении. Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей дея­тельности.

Проводимые мною проекты являются одновременно и исследовательскими, и творческими. Работа по подготовке проекта всегда начинается с постановки цели, с обдумывания того, зачем проект нужен учителю и учащимся. Каждая проектная группа ведёт дневник (тетрадь 12-18 листов). В этом дневнике записывается состав группы, название проекта, Ф.И.О. руководителя. В процессе работы группы записываются в дневник итог каждого занятия, а также всё что пожелают ребята. Необходимо понимать, что работа над проектом объемная, кропотливая, но польза от проектной деятельности несомненная.

Когда школьники работают над проектом вместе с учителем, рождается единый дух творчества, единый порыв, единство мыслей и чувств. Учитель находится на равных с ребенком, он тоже исследователь, и так же ищет истину, а значит, вместе с учеником может удивляться, радоваться находкам.


Результаты проектной деятельности обучающихся:


Учебный год

Уровень

Название проекта

результат

2005-2006

региональный

«Правильные многоугольники в орнаментах и паркетах».

победитель

2006-2007

районный

«Магические квадраты»

«Геометрия без измерений и вычислений»

победитель

призёр

2007-2008

Всероссийский

региональный

«Числа Фибоначчи»

«Софизмы вокруг нас»

«Леонард Эйлер и развитие математики и математического образования в России».

участник

победитель

призёр


2008-2009

школьный

«Симметрия вокруг нас».

победитель

2009-2010

Всероссийский

«Любимый город в задачах».

победитель

2010-2011

районный

«Построение графика обратной пропорциональности, содержащей модуль»

участие

2011-2012

Всероссийский

«Циклоидальные кривые»

лауреат

2012-2013

международный

«Циклоидальные кривые»;

«Математика и архитектура»;

«Измерительные работы на местности»

победитель

победитель

призёр

2013-2014

районный

«Сравнительный результатов ЕГЭ по математике, с помощью описательной статистики».

победитель


В результате работы над проектами школьники смогли проявить себя, испытать успех, показать себя перед одноклассниками с привлекательной стороны, приобрести немаловажные умения:

  • отмечать успехи друг друга,

  • обсуждать совместно изучаемый материал,

  • анализировать задачи и определять их виды,

  • работать с книгами и другими публикациями по математике и истории математики,

  • преобразовывать информацию в другие формы (слова, рисунки, диаграммы),

  • радоваться опыту совместной работы,

  • выступать перед аудиторией, занимать активную позицию при защите результатов своей работы, сотрудничать, не взирая на индивидуальные различия.

Следует отметить, что, конечно же, основным результатом внедрения этих и других проектов и средств стало очевидное повышение эффективности обучения соответствующим разделам школьного курса математики.

Мне кажется, если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ