План-конспект урока в 5 классе по математике «СЛОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»
План-конспект урока в 5 классе по теме: «СЛОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»
ФИО (полностью)
Дёмина Оксана Олеговна
Место работы
МБОУ «СОШ №38» г. Иркутск
Должность
Учитель математики
Предмет
математика
Класс
5
Тема и номер урока в теме
СЛОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ (изучение нового материала).
Базовый учебник
1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009
Цель урока: познакомить учащихся с правилом сложения дробей с одинаковыми знаменателями и его использованием при решении несложных задач.
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать «правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями»
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят определение и правило среднего арифметического нескольких чисел;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Здесь прием дифференциации используется в форме заполнения технологической карты.
Инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки .Они называются технологическими картами. Эта карта поможет вам в правильном порядке пройти все испытания нашего урока.(Т.е это карта является своего рода алгоритмом учебных действий, которые необходимо выполнить на уроке. ) Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «+».
- Давайте посчитаем сколько испытаний нам необходимо пройти на сегодняшнем уроке?! (8)
- Представим наш урок в виде единичного отрезка, разделенного на 8 частей.
- Каким математическим понятием в этом случае мы можем назвать части целого урока – испытания (учебные действия?) С помощью чего мы обозначаем части целого? (Дроби)
- Сегодня мы будем говорить о дробях.
Слайд 7
№1. испытание: Прочитать дроби.
- Что общего у данных дробей? (знаменатель одинаковый)
- Что показывает знаменатель дроби?
-Что показывает числитель дроби?
- Найдите закономерность в записи числителей?(увеличиваются на 1)
- Какое арифметическое действие соответствует этой закономерности?(сложение)
- Прежде чем мы перейдём к следующему испытанию запишите в графу решения напротив первого испытания, - Какую долю от нашего урока мы преодолели? 1/8
Слайд 8
№2. испытание: – Переходим к следующему испытанию назовите его.
Решите задачу: Вася выпил всего графина воды, а Петя выпил всего графина воды. Сколько выпили воды Вася и Петя вместе?
-Приступайте к решению задачи. Те, кто нашел решение, поднимите руку.
-Сообщите свои решения: выражения и ответы.
-С помощью какого действия мы можем объединить части?
- Значит правы были те, кто составил выражение 2/8+3/8?
- В выражении получилось ...., а есть ли другие мнения.
ПО СИТУАЦИИ:
Если разные ответы
Мы решали одно выражение, но получили разные ответы.
Решая задачу мы получили ответ 5/ 8, но не можем утверждать, что он правильный.
Мы попытались выполнить задание....
Слайд 9
Что общего у этих дробей? (одинаковый знаменатель)
В чем причина затруднения?(не умеем складывать дроби)
Слайд 10
Сформулируем тему нашего урока. «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
-Читаем задание следующего испытания:
№3 испытание.
-Определите цель нашего урока.
Слайд 11
Цель: Сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Важно не прибегая к помощи учебника достигнуть цели. А как это сделать нам подскажет наша карта. Следующее испытание :
Слайд 12
№4 испытание.
Исследовательская работа:
- Отрезки, геометрические фигуры – это математические модели. Наша исследовательская работа будет заключаться в работе с моделями дробных единиц.
-Исследуем модель круга. Круг-модель натурального числа. Дан круг разделенный на 8 частей.
Слайд 13
Слайд 14
-Чтобы ответить на последнее задание мы выполнили графически сложение 2/8 и 3/8. Ведь с помощью дроби 5/8 можно выразить сумму закрашенных частей.
Вернемся к задаче. Следовательно, Вася и Петя выпили 5/8 всего графина воды.
- Работа с моделями дробных чисел помогла выполнить сложение, но всякий раз к ней прибегать неудобно. Поэтому необходимо сформулировать правило или составить алгоритм, пользуясь которым мы могли складывать дроби с одинаковыми знаменателями.
Слайд 15
Наводящие вопросы: - Какую операцию необходимо провести с числителями дроби?
- Следует ли изменять знаменатель дроби?
- Проверим наши выводы по учебнику. Правы ли мы были?
- Мы закончили нашу исследовательскую работу, переходим к следующему испытанию. Назовите следующее испытание?
Слайд 16, 17
№ 5 Практическая работа: часть 1
Закрась соответствующие доли круга и найдите сумму:
Установи соответствие:
Слайд 18
№ 6. Практическая работа: часть 2
Найди сумму дробей:
- Следуя правилу выполним сложение.
Слайд 19
№ 7. Практическая работа: часть 3
Найди сумму дробей:
-Важно использовать правило и увидеть применение переместительного свойства сложения.
- Тема «Дроби» имеет большое практическое значение. А какой вид математических заданий наиболее часто используется на практике? Задача.
Слайд 20
№ 8. Практическая работа: часть 4
Решите уравнение. Решите задачу. В течение учебной недели 5/25 вашего учебного времени занимают уроки русского языка и 4/ 25 уроки математики. Какую часть вашего учебного времени занимают уроки математики и русского языка вместе?
Рефлексия. Слайд 21
-!!! Оказывается знания о дробях используют не только люди, чья деятельность связана с расчетами. Великий русский писатель Л.Н. Толстой восхищался емкостью понятия дробь. Он писал: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле». Мы осуществили 8 учебных действий(испытаний). Подумайте, сколько из них вам удалось осуществить полностью, а какие не получились, и оцените свою работу на уроке дробью, знаменатель которой равен 8 (по количеству уч. действий), а числитель покажет, насколько эффективно вы работали. Чем больше число в числителе, тем лучше вы работали на уроке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ