Программа кружка по математике «Занимательная математика» 3 – 4 классы


Программа

кружка по математике

«Занимательная математика»

3 – 4 классы


2013-2015


Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 2 года. Занятия 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.


Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.


Основные разработчики программы:


Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области многозначных чисел;

    • содействовать умелому использованию символики;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

    • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.


Основные виды деятельности учащихся:


  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы



Примерное содержание занятий кружка « Занимательная математика»


Учебно-тематическое планирование

на первый год занятий кружка «Занимательная математика»




Наименование тем курса

Всего часов

В том числе


Виды деятельности

Форма контроля

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие 2.«Математика – царица наук»

2

1


1



3,4 Как люди научились считать.



1

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»


5,6 Интересные приемы устного счёта.


1

1


устный счёт


7,8 Решение занимательных задач в стихах.


1

1


работа в группах: инсценирование загадок, решение задач


9,10 Упражнения с многозначными числами


1

1


работа с алгоритмами


11,12 Учимся отгадывать ребусы.


1


1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

13,14 Числа-великаны. Коллективный счёт.


1

1


решение теста -кроссворда

проверочный тест

15,16 Упражнения с многозначными числами


1

1


работа с алгоритмом

контрольный тест

17,18 Решение ребусов и логических задач.



1


1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

19,20 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.


1

1


составление схем, диаграмм


21,22 Загадки- смекалки.


1

1


составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

23,24. Игра «Знай свой разряд».



1

1

работа с таблицей разрядов

тест

25,26 Обратные задачи.



1

1


работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

27,28 Практикум «Подумай и реши».



2


самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами


29,30.Задачи с изменением вопроса.


1

1


инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

31,32,33 «Газета любознательных».

3

1


2

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

34.Решение нестандартных задач.



1


решение задач на установление причинно-следственных отношений


35,36.Решение олимпиадных задач.



1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

37,38.Решение задач международной игры «Кенгуру»



1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

39,40 Школьная олимпиада



1

1

решение заданий повышенной трудности


41,42. Игра «Работа над ошибками»



1

1

работа над ошибками олимпиадных заданий


43,44.Математические горки.



2


решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

45,46 Наглядная алгебра.



2


работа в группах: инсценирование


47,48 Решение логических задач.


1

1


схематическое изображение задач


49,50.Игра «У кого какая цифра»



2


творческая работа


51,52.Знакомьтесь: Архимед!


1

1


работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

53,54 Задачи с многовариантными решениями.


1

1


работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения


55,56 Знакомьтесь: Пифагор!


1

1


работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

57,58 59Задачи с многовариантными решениями.


1

1

1

Работа в парах по решению задач


60. 61, 62 Учимся комбинировать элементы знаковых систем.


1

1

1

составление знаковых систем

тест

63, 64Задачи с многовариантными решениями.


1

1


индивидуальная работа


65,66 Математический КВН



2


работа в группах


67,68.

Круглый стол «Подведем итоги»



2


коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

ИТОГО: 68






Учебно-тематическое планирование

на второй год занятий кружка «Занимательная математика»


Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе


Виды деятельности

Форма контроля

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1



разгадка «математических фокусов»


2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр)




1

групповая работа,

решение нестандартных задач


3. Проектная деятельность «Великие математики»

4

1


3

работа со словарями, энциклопедиями

конкурс буклетов о великих математиках

4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»



1


запись геометрических понятий, решение геометрических заданий


5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.




1

практическая работа

выставка «Я – чертёжник!»

6. Игра «Удивительный квадрат».




1

работа в группе, решение упражнений с квадратами


7. Преобразование фигур на плоскости.




1


конструирование фигур на плоскости из различного материала


8. Задачи-смекалки.



1


решение нестандартных задач


9. Симметрия фигур.




1

создание мини-альбома «Узоры геометрии»

выставка альбомов «Узоры геометрии»

10.Соединение и пересечение фигур.




1

вычерчивание геометрических фигур


11.Познавательная игра «Семь вёрст…»




1

решение нестандартных заданий на меры длины


12.Вычисление площади фигур.




1

создание мини-проекта «Наш школьный стадион»


13.Объём фигур.




1

проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

защита проекта

14.Логическая игра «Молодцы и хитрецы»



1


решение задач на упорядочивание множеств


15.Конструирование предметов из геометрических фигур.



1


мини-проект «Наша детская площадка»


16.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

4

1


3

работа над проектом «Наша детская площадка»

защита проекта

17.Школьный тур олимпиады




1

решение заданий повышенной трудности


18. Международная игра «Кенгуру»



1


Решение нестандартных математических заданий


19. Открытие нуля.



1


исследовательская работа «Почему так?»


20. Экскурсия в компьютерный класс.



1



экскурсия

конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет»

21.Компьютерные математические игры.





1

сообщения о домашних компьютерных математических играх


22. Конкурс знатоков (отборочный тур)





1

решение нестандартных заданий


23.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.



1


составление суперпримеров

защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»

24. Конкурс знатоков (итоговый тур)





1

решение нестандартных заданий


25. Учимся разрешать задачи на противоречия.




1


решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»


26. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»





1

повторение единиц измерения


27. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах.



1


решение задач повышенной сложности


28. Сочинение «Место математики в моей жизни»




1

творческая работа



ИТОГО: 34




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журна




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО Заместитель директора по УВР учителей начальных классов «__»___________20__ г

от_______________№____ ___________Л.В. Прохорова Руководитель ШМО

____________Ворона Л.Г.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ