Рабочая программа школьного математического объединения "Юный исследователь" 5-6 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1

Верхнехавского района Воронежской области







Рабочая программа

школьного объединения

«Юный исследователь»





Классы 5 - 6



Подготовила

учитель математики

Уразова Анна Валериевна











С. Верхняя Хава

2013



«Исследовать - значит видеть то,

что видели все, и думать так, как не

думал никто".

 А. Сент-Дьердьи

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности с Примерными программами для начального общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

  • Закона РФ «Об образовании».


Актуальность. Научные исследования являются определенной школой жизни. Учащимся под руководством педагога предстоит постигнуть приемы рационального интеллектуального труда, развить свои творческие умения. Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о той деятельности, которой предстоит заниматься.

Цель деятельности школьного объединения по математике «Юный исследователь» - формирование исследовательской компетенции, помощь учащимся, начинающим заниматься учебно-исследовательской деятельностью, в организации и осуществлении научного исследования. Курс предназначен для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно: выбирать тему научной работы, знать общую структуру работы, уметь правильно кратко излагать ее суть в письменном виде и устном докладе.

Задачи: учащиеся должны научиться:

  • находить объект и предмет исследования;

  • формулировать цели исследования и выдвигать гипотезу;

  • планировать эксперимент;

  • проводить эксперимент;

  • осуществлять качественный и количественный анализ полученных данных;

  • определять границы применения экспериментальных данных;

  • анализировать полученные результаты.


Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год (1 час в две недели).

Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

1

Планирование учебного проекта

1

2

Сбор информации по теме исследования

1

3

Определение методов исследования

1

4

Оценка исследовательской работы

1

5

Работа над творческим заданием

9

6

Представление результатов исследований

3

7

Защита проекта

1


Всего:

17

Содержание

1. Планирование учебного проекта (1 ч)

Выбор примерной темы (заглавия) работы.

Определение цели работы

Выбор объекта и предмета исследования.

Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.

2. Сбор информации по теме исследования (1 ч)

Поиск и изучение литературы по теме исследования. Электронные ресурсы для учебного проекта. Поиск полезной информации в Интернете.

3. Определение методов исследования (1 ч)

Какие бывают методы исследований? Основные особенности методов исследования.


4. Оценка исследовательской работы (1 ч)

Процедура проведения защиты проектов. Критерии оценки проекта.

5. Работа над творческим заданием (9 ч)

Исследовательская деятельность учащихся. Оформление проектной работы.

6. Представление результатов исследований (3 ч)

Презентация проекта. Создание мультимедийной презентации.

7. Защита проекта (1 ч)

Публичное выступление – презентация проекта.

Примерные темы проектов

5 класс

Натуральные числа и шкалы

  1. О, луч, Солнца, золотой… (Плоскость, прямая, луч)

  2. Особенности температурного режима в нашей местности (Шкалы и координаты)

  3. Магия чисел.

  4. Нумерология.

  5. Числовые фокусы.

  6. Математические задачи в народных сказках.

Сложение и вычитание натуральных чисел

  1. Загадочный мир уравнений.

  2. Как всё начиналось (проекты по истории математики).

Площади и объемы

  1. Прямоугольный параллелепипед. Построение. Применение.

  2. Старинные единицы площадей (Или как в древности мерили Землю)

  3. Модели многогранников

  4. Дом моей мечты (Школа моей мечты). Проект здания.

Обыкновенные дроби

  1. История возникновения дробей, или кому это было нужно?

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

  1. Где используют приближенные вычисления?

  2. Экономический расчёт стоимости ремонта моей комнаты.

Умножение и деление десятичных дробей

  1. Среднее арифметическое (сказка)

Инструменты для вычисления измерений

1.Сбор и обработка статистических данных.

2. Статистика моего класса.

3. Проценты и их применение.


6 класс

Проект № 1 "Положительные и отрицательные числа вокруг нас", "Положительные и отрицательные числа. Исторический экскурс"

Проект № 2 "Живой градусник"

Проект № 3 "Параллельные прямые"

Проект № 4 "Сказка "Путешествие точки по координатной прямой"

Проект № 5 "Симметрия в искусстве", "Симметрия в обыденной жизни"

Проект № 6 "Координаты. Откуда? Где? Зачем? "

Проект № 7 "Древние математические задачи"

Проект № 8 "Олимпиадные задачи, решаемые алгебраическим способом"

Проект № 9 "Колесо лучших современных автомобилей. Зависимость скорости автомобиля от диаметра колеса"

Проект № 10 "Не всё о мячах..."

Проект № 11 "Из тестов IQ Г.Айзенка"

Проект №12 "Интересное о НОД и НОК чисел последовательности Фибоначчи"

Проект № 13 "Какое отношение связывает количество гостей и количество приготовленного блюда?!"

Проект № 14 "Её величество - Пропорция"

Проект № 15 "Вероятность реальных событий"


Для реализации цели используется следующее демонстрационное оборудование:

  • мультимедийный проектор,

  • компьютер с выходом в интернет,

  • устройства MimioClassroom (Mimio-Studio, Teach, Capture, View),

  • электронные приложения


Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

В направлении личностного развития:

  1. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формирование коммуникативной компетентности во общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  4.  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  5. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

  6. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.


В метапредметном направлении:
1) способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

3) способность адекватно оценивать правильность или
ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

5) развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

6) формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

7) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

8) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
9) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
10) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
11) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
12) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
13) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
В предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. 











ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

Компонент

Описание компонента

 

1

Проблема

Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.

Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...

2

Актуальность

Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

 

3

Цель

Запланированный результат ваших исследований

Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета...

4

Задачи

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Определяя задачи исследования Вы составляете план работы, её этапы:
- изучение литературы (научная, критическая, художественная, публицистическая
- материалы проектов других авторов
- Интернет
-архив
-музеи...

5

Методы

Как решать задачи, проводить исследование

Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью...

6

Гипотеза

Предположение, требующее доказательств

 

7

Теоретические основания

Теории, в рамках которых проводится исследование

 

8

Объект

Что исследуется

 

9

Предмет

Как, в каком аспекте исследуется объект

 


Этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы:

(по  О.Д. Калачихиной)

  1. Подготовительный этап:

Этапы работы

Примечания

1

Выбор примерной темы (заглавия) работы

Задает направление исследования. Окончательно формулируется после определения предмета исследования. Отражает суть выполненной работы

2

Определение цели работы

Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Оформляется письменно.

3

Выбор объекта и предмета  исследования.

Определяется по формулировке проблемной ситуации. Выбор обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

4

Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.

Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.

 2. Основной этап:

Этапы работы

Примечания

1

Поиск и изучение литературы по теме исследования.

Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему.

2

Формирование 1-ой главы: «Изучение теории вопроса»

Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники.

3

Формирование 2-ой главы. Выбор методов исследования.

Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов.

4

Практическая работа. Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов.

Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы.

5

Подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи.

Содержит следующие разделы:

1. Введение с научно-категориальным аппаратом.

2. 1 гл.: «теория вопроса».

3. 2 гл.: «практическая работа с описанием методов исследования,  обсуждение результатов».

4. Выводы. Заключение.

5. Список  литературы и ресурсов.

6. Приложения.

6

Подготовка работы к презентации. Подготовка к публичному выступлению.

Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.


Критерии оценки Проекта (макс. 5 баллов):


Содержание Проекта


Презентация Проекта

Творческое задание (2)

Защита Проекта

Общая отметка (ср.ариф)

Критерии

- раскрытие темы;

- указание литературы, других источников.

- наглядность;

- красочность.

- наличие рисунков, таблиц, схем;

- возможно музыкальное сопровождение.

- содержание и качество выполненных расчетов;

- реальность затрат.

- грамотность;

- логичность;

- участие всех в группе;

- понимание темы;

- буклет.


Отметка







Список литературы


  1. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – М.: «Русская Редакция», 2005.

  2. Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2.

  3. Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 1997.

  4. Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8.

  5. Бруднова А. Учебно-исследовательская работа школьников. // Воспитание школьников. 1996. № 3.

  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.

  7. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1.

  8. Криволапова Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской области. Курган, 2003.

  9. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2000. № 12.

  10. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.

  11. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

  12. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской практике // Директор школы. 2000. № 1. С. 46-50.

  13. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.

  14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся» - М.: АРКТИ,

2003 г





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ