Разработка дидактических материалов по теме "Решение задач с параметрами"
Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 47 г. Краснодар
РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ»
подготовила
учитель математики
Чепрасова Анна Валериевна
г. Краснодар
2014
Под задачами с параметрами понимаются задачи, в которых ход решения и форма результата зависят от входящих в условие величин, численные значения которых не заданы конкретно, но считаются известными; эти величины называются параметрами. Задачи такого типа для школьников являются наиболее сложными. Поэтому прежде, чем приступать к решению задач с параметрами, важно, чтобы учащиеся видели, что является параметром в том или ином случае. Для этого целесообразно сначала решить следующие задания:
1) Дано уравнение
с параметром a. Напишите уравнение, которое получится при:
а) a = 2; б) a = – 4; в) a = 0; г) a = ; д) a =
.
2) Дано уравнение с параметром x. Напишите уравнение, которое получится при:
а) x = 3; б) x = - 1,5; в) x = ; г) x = 0; д) x = - 20.
1) Является ли линейным относительно x уравнение
при:
а) b = 6; б) b = 0; в) b = 0,5; г) b = 5?
2) В каких из указанных случаев уравнение не является линейным относительно y:
а) при m = 6; б) при m = 0; в) при m = 5; г) при m = - 0,5.
Какие случаи следует выделить при решении уравнения с параметром c:
а) ; б)
?
Решите уравнение относительно x:
а) ; б)
; в)
.
При каких значениях параметра d уравнение
:
а) имеет единственный корень; б) не имеет корней;
в) имеет бесконечное множество корней?
С понятием параметра, по существу, встречаются уже в седьмом классе при изучении линейных уравнений и линейной функции. А значит, и знакомить учащихся с параметрами полезно при изучении линейных уравнений. Это надо делать для того, чтобы ученики привыкли к понятию «параметр» и в старших классах при более детальном изучении задач с параметрами испытывали меньше затруднений. Кроме того, задачи с параметрами хорошо развивают логическое мышление, тренируют память и внимание.
При изучении линейных уравнений можно предложить следующие задания:
Решите уравнение относительно x:
ВАРИАНТ 1. ВАРИАНТ 2.
а) ax = 1; а) ;
б) 3cx = 4; б) ;
в) b + 5x = - 7; в) ;
г) - 0,6m – 0,2x = 0; г) ;
д) ; д)
;
е) 2(b + 3)x = 9; е) ;
ж) ; ж)
;
з) ; з)
;
и) ; и)
;
к) ; к)
;
л) ; л)
;
м) ; м)
;
н) ; н)
;
о) ; о)
.
При каких значениях параметра b уравнение не имеет корней:
ВАРИАНТ 1. ВАРИАНТ 2.
а) ; а)
;
б) ; б)
;
в) ; в)
;
г) . г)
.
Указать, при каких значениях параметра уравнения имеют бесконечно много корней:
ВАРИАНТ 1. ВАРИАНТ 2.
а) ; а)
;
б) ; б)
;
в) ; в)
;
г) . г)
.
1) При каком значении параметра a уравнение
имеет корень, равный 8?
2) При каком значении параметра b уравнение имеет корень, рав-
ный 12?
1) При каком значении параметра с уравнения
и
имеют равные корни?
2) При каком значении параметра b уравнения и
имеют равные корни?
При изучении темы «Линейная функция и ее график» также можно рассмотреть задания, содержащие параметры.
1) При каком значении параметра c прямая
проходит через точку A(-2; 9)?
2) При каком значении параметра d прямая проходит через точку B(5; - 6)?
1) При каком значении параметра n прямая
проходит через точку C(-1; 5)?
2) При каком значении параметра b прямая проходит через точку M(-4; 1)?
1) При каком значении параметра a прямые
и
пересекаются в точке, принадлежащей оси абсцисс?
2) При каком значении параметра b прямые и
пересекаются в точке, принадлежащей оси ординат?
1) Графики функций
и
пересекаются в точке с абсциссой, равной –8 . Найдите ординату точки пересечения.
2) Графики функций и
пересекаются в точке с абсциссой, равной –2. Найдите ординату точки пересечения.
1) Графики функций
и
пересекаются в точке с ординатой, равной 4. Найдите абсциссу точки пересечения.
2) Графики функций
пересекаются в точке с ординатой,
равной 13. Найдите абсциссу точки пересечения.
1) Графики функций
и
симметричны относительно оси абсцисс.
а) Найдите b и k.
б) Найдите точку пересечения этих графиков.
2) Графики функций и
симметричны относительно оси
ординат.
а) Найдите b и k.
б) Найдите точку пересечения этих графиков.
Задания, содержащие параметры, можно предложить и при решении систем линейных уравнений.
1) При каких значениях параметра a система
,
:
а) имеет бесконечное множество решений;
б) имеет единственное решение?
2) При каких значениях параметра система
,
:
а) имеет бесконечное множество решений;
б) имеет единственное решение.
П
ри каких значениях параметра a системы не имеют решений?
а)
, б)
, в)
,
;
;
;
г)
, д)
,
;
.
При каких значениях параметра a системы имеют бесконечно много решений?
а)
, б)
, в)
,
;
;
;
г)
, д)
,
;
.
Р
ешите систему уравнений относительно x и y:
а) , б)
, в)
, г)
,
;
;
;
;
д)
, е)
, ж)
, з)
,
;
;
;
;
и)
, к)
, л)
,
;
;
.
Продолжить рассмотрение задач с параметрами следует при изучении квадратного трехчлена , т. е. при решении квадратных и дробно-рациональных уравнений и текстовых задач, в ходе решения которых составляются такие уравнения. При этом очень важно хорошо знать не только формулы корней квадратного трехчлена, но и теорему Виета: корни
и
квадратного трехчлена
удовлетворяют соотношениям:
,
.
Если – единственный корень, то в теореме Виета следует положить
. Тогда
,
. Верно и обратное утверждение: если числа
таковы, что выполнены написанные выше соотношения, то
и
являются корнями квадратного трехчлена
. Очень важны при решении задач следствия из теоремы Виета.
СЛЕДСТВИЕ 1. Для того, чтобы квадратный трехчлен имел корни одного знака, необходимо и достаточно, чтобы были выполнены условия D > 0, > 0.
При этом оба корня положительны, если дополнительно выполнено условие < 0, и отрицательны, если
< 0.
СЛЕДСТВИЕ 2. Для того чтобы квадратный трехчлен имел два корня разных знаков, необходимо и достаточно выполнение условий D > 0, < 0.
При каких значениях c уравнения
а) ; б)
; в)
; г)
;
д); е)
;
ж)
не имеют корней? (Для ответа на вопрос задачи достаточно решить неравенство D < 0 относительно c).
При каких значениях параметра d уравнения имеют один корень?
а) ; б)
; в)
; г)
;
д) ; е)
; ж)
.
(Для ответа на вопрос задачи достаточно решить уравнение D = 0 относительно d).
При каких значениях параметра a уравнения имеют два различных корня?
а) ; б)
; в)
; г)
;
д) ; е)
.
(Для ответа на вопрос задачи достаточно решить неравенство D >0 относительно a).
При каких значениях параметра k оба корня квадратного уравнения
положительны?
Определите значение параметра n, при котором оба корня уравнения
отрицательны?
Решите относительно x уравнения:
а) ; б)
; в)
; г)
;
д) ; е)
.
Решите относительно y уравнения:
а) ; б)
; в)
; г)
;
д).
При решении задач с параметрами возникают различные уравнения, но в этих случаях приходится учитывать допустимые значения параметра, определяемые смыслом задачи. Иногда границы, в которых заключены значения параметра, приходится устанавливать, проводя дополнительные исследования. Следующие задачи решить в целых числах.
За два дня вспахано 80 га, причем в первый день вспахано на a га больше, чем во второй день. Сколько гектаров земли вспахано во второй день?
Проволоку длиной 135 м разрезали на две части так, что одна из них короче другой в n раз. Найти длину каждой части, зная, что их длины выражаются целым числом метров. (45м и 90м; 27м и 108м; 15м и 120м; 9м и 126м; 5м и 130м; 3м и 132м; 1м и 134м).
Катер прошел расстояние между пристанями по течению реки за 2 ч, а обратно против течения – за 3 ч. Найти собственную скорость катера, если скорость течения реки m км/ч. (5m км/ч).
Купили n м ткани двух сортов по цене 2 р. за метр и 3 р. за метр. За всю покупку заплатили 22р. Сколько метров ткани каждого сорта купили, если
?
(5 м и 4м).
Двое рабочих изготовили вместе 74 детали. Первый изготовлял в день на s деталей больше второго и работал 7 дней, а второй – 8 дней. Сколько деталей в день изготовлял каждый рабочий? (6 деталей и 4 детали).
В трех корзинах 54 кг яблок. В первой корзине на 12 кг яблок меньше, чем во второй, а в третьей – в n раз больше, чем в первой. Сколько килограммов яблок в каждой корзине? (1, 13, 40; 2, 14, 38; 3, 15, 36; 6, 18, 30; 7, 19, 28).
Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 13 см. Один из катетов на k см больше другого. Найти катеты прямоугольного треугольника. (5см и 12см).
Турист прошел 3 км по шоссе и s км – по проселочной дороге, затратив на весь путь 2ч. По шоссе он шел со скоростью на 2 км/ч большей, чем по проселку. С какой скоростью шел турист по проселку? (1 км/ч; 4 км/ч).
О Т В Е Т Ы.
Понятие параметра. 1. 1) а) ; б)
; в)
; г)
;
д) .
2) а) ; б)
; в)
;
г) ; д)
.
2.1) а) нет; б) да; в)нет; г) да.
в случаях а) и б).
3. а) c = 0; c 0; б) c = 0; c = 4; c 0 и c 4.
4. а) , a 0; корней нет, a = 0; б) x = 1, a 0; бесконечно много
корней, a = 0; в) x = 3, a 0; бесконечно много корней, a = 0.
а) при d 0 и d - 10; б) при d = 0; в) d = - 10.
Решение линейных ВАРИАНТ 1.
уравнений. 1. а) a 0; ж)
;
корней нет, a = 0; з) , a 0;
б) , c 0; корней нет, a = 0;
корней нет, c = 0; и) , a -1;
в) ; корней нет, a = - 1;
г) ; к)
, d 8;
д) , a 0; корней нет, d = 8;
корней нет, a = 0; л) , a 0;
е) , b - 3; корней нет, a = 0, b 0;
корней нет, b = - 3; бесконечно много корней, a = 0; b = 0;
м) , b 0;
корней нет, b = 0, a 1;
бесконечно много корней, b = 0, a = 1;
н) , b 0;
корней нет, b = 0, a 3;
бесконечно много корней, b = 0, a = 3;
о) .
2. а) ; б)
; в)
; г)
.
3. а) ; б)
; в)
; г) нет.
4. 1) при a = 3,5; 2) при b = 4,5.
5.1) при с = -2,5; 2) при b = .
Линейная функция 1. 1) –6; 2) –2. 2. 1) 8; 2) 29. 3. 1) 4; 2) – 4.
и ее график. 4. 1) - 13; 2) – 2. 5. 1) 0,8; 2) 1. 6. 1) b = 4, k = 2. 2) b = -6, k = - 4.
Решение систем 1. 1) а) 4; б) при a 4. 2) а) – 2; б) при b - 2. 2. а) 0; б) – 12;
линейных уравнений. в) –3 и 2; г) –2 и – 4; д) –1 и 1. 3. а) 1; б) 3; в) 3; г) –3; д) 0.
4. а)
, б) a
, при a
;
; корней нет;
в)
; при b = 1,6 корней нет.
Список использованной литературы.
Сборник развивающих задач с решениями по математике для 5-6 классов. / В.К. Совайленко, О.В. Лебедева. – Ростов-на-Дону:Легион, 2005. 256с.
Текстовые задачи: Пособие для учащихся. / А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 1997. – 112с.
Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Л.И. Горохова и др. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 266 с.
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс. Издание третье, переработанное и дополненное. Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону: Легион, 2008. – 224 с.
Чулков П. В. и др. Алгебра. Тесты. 7-9 класс – М.: «Издат-Школа», 1998. – 192 с.
Алгебра. 7 – 9 классы. Тесты для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская ; под ред. А. Г. Мордковича. – 8-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2009. – 119 с. : ил.
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса.-М.:Илекса, - 2005, - 192 с.
Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА- 2012. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие/Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов н/Д: Легион-М, 2011. – 314 с. – (ГИА-9)
Математика. Приложение к газете «Первое сентября».

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ