Развитие навыков устного счета у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Развитие навыков устного счета у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (из опыта работы Моряхиной Ф.Г.)
При решении примеров и задач у школьников с ОВЗ развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Велика роль решения задач в подготовке учащихся с ОВЗ к жизни, к их дальнейшей трудовой деятельности. При решении сюжетных задач учащиеся учатся переводить отношения между предметами и величинами на язык математики.
Обучая самих учащихся «добывать» числовой материал для составления задач, учитель имеет возможность показать учащимся, что задачи ежедневно ставит сама жизнь и уметь решать такие задачи – значит подготовить себя к ориентировке в окружающей действительности.
Главным правилом при производстве вычислений будет: «вычисляй так, чтобы все вычисленное шло наиболее удобным и кратчайшим путем».
Теперь остановимся на применении устного счета.
Устные вычисления позволяют быстро, без записи, без счетных инструментов производить и сложные расчеты.
Устные вычисления помогают нам и в тех случаях, когда неподходящая обстановка, темнота или отсутствие письменных принадлежностей не позволяют вычислять письменно.
Устные вычисления человек стал делать раньше письменных. Это была историческая необходимость. Эта же необходимость заставляет нас каждый урок начинать с проведения устного счета. Если эти занятия с учащимися с ограниченными возможностями поставлены рационально и носят постоянный характер, то устный счет способствует и развитию памяти. В школе учитель должен применять устные вычисления, пользуясь каждым удобным поводом.
Устный счет позволяет на простых задачах и примерах без большой затраты времени ознакомить учащихся с основными законами арифметики, освоить таблицы сложения и умножения, укрепляет в них самостоятельность и развертывает индивидуальные способности.
Читая вслух задачу, ученик начинает понимать и переводить на язык математики такие понятия, как «меньше», «короче», «ниже», «тоньше», заменяя их словами «меньше» или «больше».
При освоении каждого нового приема не следует гнаться за быстротой вычислений с первых же шагов. Следует помнить, что у детей с ОВЗ понимание каждого приема происходит после многократного повторения и далеко не у всех.
Материал задания должен быть однородным. Для слабоуспевающих учащихся дается облегченное задание.
Самостоятельные устные вычисления обеспечивают:
сознательную работу ученика;
закрепление пройденного;
навык самостоятельно вести работу;
привычку к быстрому счету.
При устном решении задач всем классом дается одна общая задача. Для учащихся с ОВЗ условие следует записывать на доске или на карточках.
Задания должны даваться в порядке возрастающей сложности.
Рассмотрим методы, применяемые в устных вычислениях.
Сложение и вычитание
Основываясь на переместительном и сочетательном законах, мы переставляем и перегруппировываем слагаемые, что часто значительно облегчает вычисление суммы.
Пример:
7+5+2+9+8+3+6+4+7+1=(3+7)+(5+1+4)+(2+8)+(9+6)+7=10+10+10+15+7=45+7=52
Один из интересных способов решения сложения чисел, расположенных симметрично относительно некоторого среднего числа – сложение по способу Пифагорейского круга.
4 3 5 2 6 1 72 7 2 6 3 5 4
Сумма чисел равна квадрату среднего числа
Х = 72=49
Изменение уменьшаемого и вычитаемого
Можно, не меняя разности, изменить уменьшаемое и вычитаемое, что часто упрощает вычисление.
Пример:
247-98=448-98-1=150-1=149
Представляет интерес тот случай вычитания, когда уменьшаемое и вычитаемое числа трехзначные и обозначены одними и теми же цифрами, поставленными в обратном порядке.
Пример:
847-748=99
Разность в этом примере определяется так: находят разность последних цифр уменьшаемого и вычитаемого и помножают ее на 99:
(8-7)*99=1*99=99
Умножение и деление
Переместительный, сочетательный и распределительный законы – основные законы, которыми мы пользуемся при умножении и делении устно.
Перестановка множителей значительно упрощает вычисления.
Пример:
4*3*25*7*2*5=(3*7)*(25*4)*(5*2)=21*100*10*21000
Умножение четного числа на 5 заменяют делением числа на 2 и умножением ео на 10.
Пример:
846*5=(846:2)*10=243*10=4230
Некоторые числа благодаря свойствам позволяют упрощать прием умножения. Такие упрощения применяются при умножении на 25 и на 125
Пример:
48*25=(48:4)*(4*25)=12*100=1200
Пример:
48*125=(48:8)*(8*125)=6*1000=6000
Умножение на 9 производят так: умножают на 10 и вычитают из полученного произведения множимое
Пример:
386*9=36800-386=3312
Особые способы деления для учащихся коррекционных школ достаточно сложны.
Устный счет – это постоянное повторение таблицы умножения, умение умножить числа не только в столбик, но и по таблице Брадиса, по калькулятору.
Знание математики и умение применять их на практике поможет учащимся коррекционных школ подготовиться к жизни в социуме.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ