Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики как условие компетентностного подхода к обучению
Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики как условие компетентностного подхода к обучению
Алинова Айнагуль Ермухамбетовна,
учитель математики КГУ «ШГ № 35»
г. Экибастуза
Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции усвоения знаний, а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. [1]
Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем объективного знания, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. Они формируются в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. Компетентность нельзя трактовать как сумму предметных знаний, умений и навыков. Это — приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных характеристик качества подготовки. Здесь учитывается и способность применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике.
В настоящее время происходит отставание образования от новых реальностей жизни, девальвация его общественной значимости. На сегодняшний день сформировалось и все более углубляется противоречие между требованиями общества и деятельностью педагогов. А значит, сегодня перед педагогами ставятся новые задачи, требующие совершенствования форм и методов, приемов организации процесса. Целью педагога становится выявление педагогических условий развития навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики через использование активных форм и методов обучения.
Актуальность рассматриваемой проблемы, как средства повышения качества образования бесспорна, так как умение самостоятельно работать является залогом предоставления каждому учащемуся шанса достичь высот культуры, залогом максимального развития ребенка с самыми разными способностями и направлениями интересов.
Таким образом, компетентностный подход является усилением самостоятельного компонента в учебной деятельности всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
Целью данного исследования является рассмотрение аспектов формирования самостоятельной деятельности учащихся, используя компетентностный подход с привлечением личным опыта и потребностей ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Проблема повышения эффективности самостоятельной работы не нова. Различные аспекты самостоятельной работы учащихся исследовались Б. П. Есиповым, М. А. Даниловым, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, П. И. Педкасистым, Н. А. Половниковой, А. В. Усовой и другими. Мнения ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определили ее через понятие метод обучения, другие — через систему приемов обучения. П.И. Пидкасистый определил самостоятельную работу как средство организации и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью. В. И. Андреев, Б. П. Есипов считают правомерным отнести самостоятельную работу учащихся к формам организации учебной деятельности, т. к. в процессе самостоятельной работы могут быть применены различные методы и приемы обучения.
Итак, самостоятельная работа — форма организации учебной деятельности учащихся, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя в ходе, которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств [3].
На уроках математики это может быть: работа с учебной литературой, самостоятельное решение задач, упражнений, подготовка сообщений, докладов, самостоятельная работа с ИКТ, различными карточками, заданиями [2].
На лекции учащиеся активно слушают и конспектируют, самостоятельно работают над предложенной литературой; при подготовке к семинару это работа с литературой по теме, написание реферата или тезисов для выступления; на лабораторно-практических занятиях — исследовательская деятельность, изучение справочной литературы, оформление результатов исследовательской работы. Домашняя самостоятельная работа содержит выполнение упражнений, задач, подготовка рефератов, докладов, выполнение заданий, в том числе творческих.
На этапе знакомства с содержанием изучаемого материала плодотворны самостоятельные работы с текстом. Здесь мы можем формировать умение составлять план ответа, выдвигать гипотезу и решать. Если учащиеся не умеют выдвигать гипотезу, то самостоятельная работа их заключается в изучении текста и составлении плана; самым слабым учащимся предлагаются вопросы плана, а они в тексте находят ответы [5].
На этапе формирования умений по применению изучаемого материала самостоятельная работа может занимать 10—12 минут. Подобная работа проводится практически на всех уроках изучения нового материала. Работа дается в нескольких вариантах или по карточкам.
Таким образом, новизной исследования является создание интерактивной среды, в которой реализованы осуществление самостоятельной деятельности учащихся на любом этапе урока на основе современных технологий обучения. Самостоятельная деятельность на современном уроке является залогом осуществления проектной и исследовательской работы учащегося. Так результатом исследования казахских сетчатых орнаментов при изучении темы «Движение на плоскости» получился научный проект, занявший призовое место в области.
Системное обращение к самостоятельной деятельности учащихся позволило создание учебно-методических пособий «Вопросы и задания для самопроверки курса математики» для учащихся 5-6 классов, рецензированных областным институтом усовершенствования. Материалы названных сборников рекомендуется использовать при организации повторения главы или курса . Структура содержания материала такова, что учащиеся сначала повторяют понятийный аппарат, затем их применение на различных уровнях сложности заданий. Каждая глава заканчивается экспресс - тестом из 10 заданий. Экспресс - тесты могут занимать в структуре урока разное место можно урок завершать или провести его в начале следующего урока. Это зависит от вида урока и уровня подготовки учащихся. Рекомендуемое время проведения 20 минут. В структуру тестов вошли открытые и закрытые тесты; задания носят как вербальный, так и невербальный характер. Такой прием тестирования учащихся предполагает более осмысленный подход к изучению предмета. Описываются критерий оценивания теста.
Приведем пример.
Экспресс-тест 4. Алгебраические выражения и их преобразования
Дается технологическая матрица уровней усвоения: воспроизведение (20%), применение (60%), интеграция (20%) по структурным линиям курса. Приводится структуризация теста по темам программы, указывается спецификация каждого задания.
Содержание теста
1.Найдите значения выражения: -0,3 ас при а=
А) ; В) -; С) 7; Д) -7; Е) 0,7.
2. При каких значениях переменной а выражение имеет смысл?
А) при а≠6; В) при а≠0; С) при а≠3; Д) при а≠-3; Е) а≠-6.
3. Упростите выражение и назовите коэффициент:
А) -; В) ; С) -; Д) ; Е) -.
4. Длина ящика х см, ширина составляет 75% длины, а высота 80% ширины. Найдите объем ящика. Вычислите при х=20
А) 270; В) 27; С) 2700; Д) 540; Е) 5400.
5.Сколько метров проволоки нужно, чтобы изготовить каркас прямоугольного параллелепипеда, длина которого а см, ширина в см, высота с см.
[Из имеющегося куска проволоки изготовь каркас прямоугольного параллелепипеда.]
А) а+в+с; В) 2(а+в+с); С) 3(а+в+с); Д) авс; Е) 4(а+в+с).
6. Впишите в __ пропущенное число 2,5(__а+3в-5)=5а+7,5в-___
А) 2 и -12,5; В) 2 и 12,5; С) 5 и -12,5; Д) 2 и -5; Е) 5 и 12,5.
7. Упростите выражение: (0,2а-3)-(а-2)-(0,4а-4)
А) -1,6а-3; В) 1,2а+3; С) -1,2а-3; Д) -1,2а+3; Е) 1,6а+3.
8. Вставьте пропущенные слова:
Если алгебраическая сумма заключена в скобки, перед которыми стоит знак«-», то при раскрытии скобок знаки слагаемых _________________
9. Перечислите, какие свойства действий дают тождественно равные выражения ________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Придумайте выражение, которое не имеет смысла при значении переменной, равной -5. _______________________________________________
Самостоятельная работа – это, безусловно, активный метод обучения. Понятно, что основные признаки такого рода деятельности на уроках математики - это задания, что даются учителем; проявленная учащимися самостоятельность; руководство учителя перед началом работы; выполнение самих заданий без непосредственного учительского участия; активность и усилия учащихся; предоставление специального времени для выполнения задания. Учитель не принимает активного участия ни в выполнении никакого задания, ни в решении задач, но, тем не менее, он организует всю деятельность. Самостоятельная работа всегда характеризуется какими-либо результатами, к которым ученик всегда приходит самостоятельно. Этот результат, его ценность и такая значимость осознаются много острее и значимее по сравнению с теми, что получаются при совместной деятельности учителя и учеников. Результат работ всегда показывает не только уровень знаний, но и уровень самостоятельности школьника, наличие индивидуального стиля в его деятельности, присутствие творчества и нестандартного подхода к работе. Поэтому очень важно умение представить результат деятельности в виде определенного продукта. В этой связи практикуем задания: составьте а) опорный конспект темы, главы; б) план решения задачи; в) условие и решение обратной задачи; г) текста задания, соответствующего чертежу. В создании ситуации успеха предлагаем решение сложных задач по плану (решите задачу по плану).
Самое серьезное внимание непременно нужно учителю уделять контролю и самоконтролю всех результатов самостоятельной деятельности. Каким бы простым на первый взгляд ни казалось выполненное задание, обязательно его надо проверить и проанализировать. Оценке должен подвергаться как характер, так и необходимая полнота и содержание выполненной детьми работы. Поэтому ученик наряду с правилами работы должен иметь критерий оценивания результатов деятельности. Лучший способ анализа самостоятельной работы это обсуждение её хода и полученных результатов на следующем уроке. В нашей практике здесь существенна роль экспресс – тестов, о которых шла речь выше. После самостоятельной работы ее качественную проверку легко можно осуществить с помощью учеников-консультантов, выбранных учителем из числа успевающих учащихся. При этом каждой группе учеников просто назначается свой консультант. Выполнив своё задание, консультанты получают грамотный инструктаж от учителя и проверяют остальных товарищей по мере выполнения ими работы, разъясняя при этом допущенные ошибки. Устойчивость интереса подкрепляется организацией разнообразной рефлексии учащихся, основанных на современных приемов и педагогических техник.
Педагогическая ценность самостоятельной деятельности зависит и от того, каким именно образом будет организована деятельность самостоятельная у учащихся. Ведь форма такой организации — это есть определенная осознанная расстановка каждого из участников непрерывного учебного процесса, верные способы взаимодействия педагога и ребят, а также самих учащихся между собой.
Список используемой литературы
Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании.// Завуч. Управление современной школой.- №1.– 2008.с. 4-24.
2.Иванов О. А. Углубленное математическое образование сегодня // Математика в школе. № 2. 2001.
3..Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии // Математика в школе. № 5. 2001.
4.Немова Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? // Директор школы. № 7. 2002.
5. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
6. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов // Материалы педагогических исследований. – М., 1961. – Вып. 115.
7. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: Учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев.- М.: Издательство МГПИ, 1978
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ