Технологическая карта урока математики в 6 классе (ФГОС) по теме "Осевая симметрия" с презентацией
Кировское областное государственное общеобразовательное
бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
пгт Юрья Кировской области
Технологическая карта урока математики
«Осевая симметрия»
Сухогузова Альфия Михайловна,
учитель математики
пгт Юрья
2015 г
Технологическая карта урока математики в 6 классе «Осевая симметрия».
Предмет
Математика
Класс
6
Тема урока
Осевая симметрия
Тип урока
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Цели
Образовательная: через понятие осевой симметрии показать связь между литературой, живописью, архитектурой, расширить представления учащихся о серах применения математики,
Воспитательная: содействовать развитию культуры речи, сотрудничества, воспитывать чувство ответственности за совместный труд,
Развивающая: развивать умение выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы, доказывать и опровергать предположения.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные
Метапредметные
Личностные
понимать, что такое осевая и центральная симметрии, находить признаки симметрий в объектах живой и неживой природы, математических моделях.
регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок: высказывать свое предположение; коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения при работе в группе; познавательные - анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, выдвигать гипотезы
личностные – уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Осевая симметрия, симметричные фигуры, ось симметрии
Организационная структура урока.
№ этапа
Этап урока
УУД
Деятельность
Время
учителя
Учащихся
1
Мотивация
Войдя в кабинет, вы, конечно же, обратили внимание на рисунки, которые рисовали не так давно (фигуры, имеющие центральную симметрию). Вспомните, какое математическое понятие отображено на них.
Это центральная симметрия. Какие фигуры называются центрально-симметричными?
Рассмотрим другие изображения (приложение 1). Каким свойством обладают фигуры на рисунках? (симметричны относительно прямой) Прямую называют осью. О какой симметрии пойдет сегодня речь?
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы.
Приветствие, постановка проблемы
Ответы на вопросы. Выдвижение предположения о теме урока
3 мин
2
Восприятие и осмысление учащимися нового материала. (Презентация слайды 1-5)
В древности слово симметрия употреблялось как «красота», «гармония» (то есть соразмерность). Известный немецкий математик Герман Вейль дал определение симметрии так: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».
Человеческое творчество во всех его проявлениях тяготеет к симметрии. Французский архитектор Ле Корбюзье писал в своей книге «Архитектура ХХ века»: «Человеку необходим порядок: без него все его действия теряют согласованность, логическую взаимосвязь. Чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек».
На сегодняшнем уроке мы попытаемся раздвинуть рамки наших представлений о симметрии, покажем ее применение в литературе, архитектуре, живописи.
Л.: личностное самоопределение.
Р.: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
П.: поиск и выделение необходимой информации; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
К.: принятие решения и его реализация.
Комментирует презентацию.
Слушают учителя
2 мин
3
Первичная проверка понимания.
Задания в группах.
1. Определите фигуры, имеющие ось симметрии, есть ли среди них фигуры, имеющие более одной оси симметрии? (на партах модели геометрических фигур – приложение 2)
2. Определите, какие буквы имеют вертикальную, горизонтальную, обе оси симметрии, или не имеют симметрии, распределите их в соответствующие группы.
(на партах – буквы русского алфавита на магнитной основе для последующего прикрепления их к доске).
В русском языке есть симметричные слова – палиндромы, которые можно читать одинаково в двух направлениях, например, слово ШАЛАШ
3.Найдите еще слова-палиндромы. Определите, где проходит ось симметрии
Сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.
Чтобы убедиться в этом рассмотрим фарфоровую статуэтку работы художника С.С.Пименова «Водоноска». На сарафане девушки вышивка изогнулась, фигура потеряла симметрию, но приобрела движение. (Слайд 6)
Нагляднее всего видна симметрия в архитектуре. Особенно блистательно использовали симметрию в архитектурных сооружениях древние зодчие. Симметрия стала олицетворением закономерности, целесообразности, красоты.
Рассмотрим некоторые сооружения с точки зрения симметрии (Слайды 7-9)
ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. (Растрелли)
ПЕТРОДВОРЕЦ город в Российской Федерации, Ленинградская обл., расположен в 29 км к западу от Санкт-Петербурга.
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в Санкт-Петербурге, памятник позднего русского классицизма. Построен в 1818-58 по проекту А. А. Монферрана,
АДМИРАЛТЕЙСТВО, здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге — выдающийся памятник русской архитектуры. Заложено в 1704 как корабельная верфь
КАЗАНСКИЙ СОБОР в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского классицизма. Построен архитектором А. Н. Воронихиным в 1801-11.
4. Рассмотреть здания Юрьи с точки зрения симметрии. (Слайды 10-11)
Л.: оценивание усваиваемого содержания.
Р.: контроль, коррекция, оценка.
П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия.
К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация, управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Дает задания группам, контролирует работу учащихся. Организует проверку выполнения задания.
Работа с моделями, выявление геометрических фигур, имеющих ось симметрии.
Распределяют буквы по группам в соответствии с расположением оси симметрии.
Находят и демонстрируют слова полиндромы
Находят симметрию в зданиях пгт Юрья
10 мин
6 мин
4 мин
1 мин
2 мин
3 мин
4
Физкультминутка
Показывает различные движения, нужно выполнить симметричные (противоположные) движения.
Выполняют движения, симметричные показанным учителем.
1 мин
5
Восприятие и осмысление нового материала
Принцип симметрии используется в построении орнамента. Орнамент (от лат. – украшение) – узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений. Посмотрите, как использует элементы симметрии в своих работах бабушка вашего одноклассника Ильи Л. – Галина Васильевна. (Слайды 12-15) Найдите элементы симметрии.
А теперь послушайте стихотворение, которое подготовил нам Паша.
Вот мой портрет, а вот – я сам.
Портрет мой как живой.
Я сам, и я, который там,
Качаем головой.
Я показал себе – ему, язык,
И в тот же миг
Он, то есть я, мне самому
Мой показал язык.
Постарайтесь угадать, о какой симметрии идет речь.
Тема «Зеркальная симметрия» будет нами изучаться в 10 классе.
Л.: смыслообразование, патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям, формирование интереса к культуре народа.
Р.: определение цели учебной деятельности, прогнозирование,
П.: поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез как составление целого из частей.
К.: учиться познавать себя через восприятие других.
Демонстрирует работы бабушки ученика класса, предлагает найти элементы симметрии.
Находят элементы симметрии в работах.
Делают предположения о названии симметрии, о которой было прочитано стихотворение.
4 мин
2 мин
6
Информация о домашнем задании.
Нарисуйте орнамент, содержащий осевую симметрию.
Л.: оценивание усваиваемого содержания.
Р.: регуляция учебной деятельности.
П.: выделение существенной информации из слов учителя.
К.: слушание учителя.
Просит дать характеристику домашнего задания.
Записывают задание в дневник, оценивают характер задания.
1 мин
7
Итог урока. Рефлексия.
Итак, на вопрос: «Зачем человеку знать о симметрии?» мы ответим так – чтобы применять ее в своей жизни. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всем, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Некоторым она кажется скучной, некоторые не любят ее за спокойствие, которое она вносит в нашу жизнь. Но как бы мы к ней ни относились, она есть в нашей жизни буквально во всем. Но мир не может быть абсолютно симметричным, устойчивым. Например, строители современных мостов, высотных зданий знают, что конструкция не должна быть безупречно симметричной из-за опасности возникновения резонансных колебаний, приводящих к ее разрушению. То есть симметрия в чистом виде может оказаться опасной.
Возьмите лист цветной бумаги и вырежьте из нее симметричную фигуру, сложите пополам – это открытка. На одной ее стороне напишите, что нового вы узнали о симметрии, а на другой - какие-нибудь приятные пожелания любому участнику нашего урока. Подарите свою открытку, кому пожелаете.
Л.: оценивание усваиваемого содержания.
Р.: осознание уровня и качества усвоения результата.
П.: умение делать выводы, рефлексия способов и условий действий.
К.: умение формулировать собственное мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Оценить степень усвоения полученных знаний, выполнить задание учителя по оформлению открытки.
Делают открытки, дарят их участникам урока
5 мин
Литература.
Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по математике/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2008
И. Зубарева А.Г. Мордкович. «Программа. Математика 5-6 классы, Алгебра 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа 10 -11 классы / авт. – сост. И.И. Зубарева А.Г. Мордкович – Москва: Мнемозина, 2007.
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 6 класс: учебн. Для учащихся общеобразоват. учреждений – 9-е изд., стер. – М.:Мнемозина,2010
http://900igr.net/fotografii/geometrija/Simmetrija/003-Simmetrija-v-prirode.html
http://pix.com.ua/id/animals/insects/butterflies_ii/720075-upsee.html
http://world.host38.ru/index.php/rossiya/1066-Kazanskiiy-sobor-v-Sankt-Peterburge
http://900igr.net/fotografii/geografija/Nash-Sankt-Peterburg/004-Admiraltejstvo.html
http://www.apodarok.ru/catalogue/porcelain/53/12/?p=7
Приложение 1.
Приложение 2.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ