Тема: Названия и обозначения дробей. Числитель и знаменатель дроби

Тема. Названия и обозначения дробей. Числитель и знаменатель дроби.

Цель. Познакомиться с образованием, названиями и записью дробей. Читать и записывать дробные числа. Изображать дроби на геометрических фигурах (квадрат, круг), разделенных на равные части. Познакомиться с названиями чисел в записи дробей. Применять эти термины при чтении и записи дробей.

УУД. Личностные. Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.

Познавательные. Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Коммуникативные. Допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Чему вы учитесь в школе в первую очередь?

- Напомните, что это значит?


- Мы учимся учиться.

-Учиться это значит понять, что я не знаю и уметь самому добывать знания.

Устный счёт

Презентация

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Формулирование темы урока)

- Рассмотрите математические записи, данные на доске:

делимое, слагаемое, частное, числитель, множитель, делитель, знаменатель.

- Соедините линией каждое понятие и соответствующее ему число: 36:9,  98+35,  52•2, дробь  

- Справились ли вы с заданием полностью?

- Какие трудности у вас возникли?

- Почему не справились с заданием полностью?

- Кто догадался, какая задача сегодня стоит перед вами на уроке?

- Назовите тему урока.

- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? 

- Сегодняшний урок математики будет очень насыщенным и, надеюсь, интересным. Поэтому прошу вас быть максимально собранными, наблюдательными и внимательными.

Пробуют соединить линией, но полностью не справляются.




- Нет, не справились.

- Не знаем, как называются числа 3 и 4 в дроби.

- Не знаем, где знаменатель, где числитель в дроби.

- Узнать: какое число в дроби является знаменателем, а какое числителем.

- Числитель и знаменатель в дроби.

Поиск решения, совместное открытие знаний (побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)

1. - Посмотрим, как животные делили апельсин.  Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.  

- Как в песенке животные называют равные части?  

Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? 

Сколько долек поучил каждый?  

- Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин?  

- Каждый получил одну пятую часть апельсина. Как записать это число?

- Рассмотрим запись: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. В записи два числа разделены дробной чертой. Число под чертой (5) показывает, на сколько равных частей делят, а число над чертой (1) – сколько таких частей досталось каждому.

- Запишите дроби:

  • одна вторая;

  • одна третья;

  • одна пятая;

  • две третьих.

- Как вы считаете, где в дроби числитель, а где знаменатель?

Попробуйте найти информацию в учебнике. Прочитайте правило на стр.76






- Запишите дроби, у которых:

а) знаменатель 7 , числитель 3;

б) знаменатель 8 , числитель 2;

в) числитель 1 , знаменатель5.

2. Практическая работа.

-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось?  (Две равных части).

- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски. Запишите.

-Закрасьте одну такую часть полоски.

-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части.

- Закрасьте две части. Как можно записать. 2/8


3. - Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Приведите примеры. Представьте, что к вам пришли гости, а у вас 1 торт. Как быть? Надо делить его поровну.

- Возьмите на столе модель “торта” (круг).

Учитель показывает, дети повторяют.

К I-у варианту пришло 3 гостя + хозяин. Делим на 4 части. Раскрасьте ¼. А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Раскрасьте 1/8.

- А как это записать на математическом языке?


4. Выполнение № 399 (4)

- Начертите три квадрата. Разделите каждый квадрат на 4 равные части.

- Раскрасьте:

  • в первом квадрате ¼ часть;

  • во втором – 2/4 части;

  • в третьем – ¾ части.




Дольки

Пять долек


Одну дольку апельсина

Да




Выявление существенных признаков записи дробей. Распознавание дроби. Запись дробей по их названию.









- Изучая правило и используя ранее изученную информацию, уч-ся выяснили, что число, которое стоит под чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется знаменателем дроби, а число, которое стоит над чертой, показывает, сколько частей взяли от целого, называется числителем дроби.        

- Записывают ещё несколько дробей с разными числителями и знаменателями.


Запись дробей по их названию.























Используем дроби

Рефлексия учебной деятельности, самооценка.

- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Что у вас получилось на уроке лучше всего, над чем нужно ещё поработать?

- Оцените свою деятельность на уроке. Отметьте кружочком.


Объяснение домашнего задания

402



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ