УРАВНЕНИЯ ПРИВОДИМЫЕ К КВАДРАТНЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТУМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОСКАЛЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема урока: УРАВНЕНИЯ ПРИВОДИМЫЕ К КВАДРАТНЫМ
Разработала учитель математики, физики Тумановской СОШ БИРИХ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
2008 год
Цель урока:
1) рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным; научить решать такие уравнения.
2) развивать речь и мышление учащихся, внимательность, логическое мышление.
3) привить интерес к математике,
Тип урока: Урок изучения нового материала
План урока: 1. организационный этап
2. устная работа
3. практическая работа
4. подведение итогов урока
ХОД УРОКА
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с темой «Уравнения приводимые к квадратным». Каждый ученик должен уметь верно и рационально решать уравнения, научиться применять различные способы при решении приведенных квадратных уравнений.
1. Устная работа
1. Какие из чисел: -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3 являются корнями уравнения:
а) х3 – х = 0; б) у3 – 9у = 0; в) у3 + 4у = 0 ?
- Сколько решений может иметь уравнение третьей степени?
- Какой способ вы использовали при решении данных уравнений?
2. Проверьте решение уравнения:
х3 - 3х2 + 4х – 12 = 0
х2 (х - 3) + 4 (х - 3) = 0
(х - 3) (х2 + 4) = 0
(х - 3) (х - 2) (х + 2) = 0
Ответ: х = 3, х = -2, х = 2
Учащиеся объясняют допущенную ошибку. Я подвожу итог устной работы.
Итак, вы смогли решить три предложенных уравнения устно, найти ошибку, допущенную при решении четвертого уравнения.
При устном решении уравнений были использованы следующие два способа: вынесение общего множителя за знак скобки и разложение на множители.
Теперь попробуем применить эти способы при выполнении письменной работы.
2. Практическая работа
1. Один ученик решает на доске уравнение
25х3 – 50х2 – х + 2 = 0
При решении он обращает особое внимание на смену знаков во второй скобке. Проговаривает все решение и находит корни уравнения.
2. Уравнение х3 – х2 – 4(х - 1)2 = 0 предлагаю решить более сильным учащимся. При проверке решения обращаю особое внимание учащихся на наиболее важные моменты.
3. Работа на доске. Решить уравнение
(х2 + 2х)2 – 2(х2 + 2х) – 3 = 0
При решении этого уравнения учащиеся выясняют, что необходимо использовать «новый» способ – введение новой переменной.
Обозначим через переменную у = х2 + 2х и подставим в данное уравнение.
у2 – 2у – 3 = 0.
Решим квадратное уравнение относительно переменной у.
Затем находим значение переменной х.
4. Рассмотрим уравнение
(х2 – х + 1) (х2 – х - 7) = 65.
Давайте ответим на вопросы:
- какой степени данное уравнение?
- какой способ решения наиболее рационально использовать для его решения?
- какую новую переменную следует ввести?
(х2 – х + 1) (х2 – х - 7) = 65
Обозначим у = х2 – х (у + 1) (у – 7) = 65
Далее класс решает уравнение самостоятельно. Решения уравнения проверяем у доски.
5. Для сильных учащихся предлагаю решить уравнение
х6 – 3х4 – х2 – 3 = 0
Ответ: -1, 1
6. Уравнение (2х2 + 7х - 8) (2х2 + 7х - 3) – 6 = 0 класс предлагает решить следующим образом: наиболее сильные учащиеся – решают самостоятельно; для остальных решает один из учеников на доске.
Решаем: 2х2 + 7х = у
(у - 8) (у - 3) – 6 = 0
Находим: у1 = 2, у2 = 9 Подставим в наше уравнение и найдем значения х, для этого решим уравнения:
2х2 + 7х = 2 2х2 + 7х = 9
В результате решения двух уравнений находим четыре значения х, которые являются корнями данного уравнения.
7. В конце урока предлагаю устно решить уравнение х6 – 1 = 0.
При решении необходимо применить формулу разности квадратов, легко находим корни.
(х3)2 – 1 = 0
(х3 - 1) (х3 + 1) = 0
Ответ: -1, 1.
3. Подведение итога урока
Еще раз обращаю внимание учащихся на способы, которые были использованы при решении уравнений, приводимых к квадратным.
Работа учащихся на уроке оценивается, оценки комментирую и указываю на допущенные ошибки.
Записываем домашнее задание.
Как правило, урок проходит в быстром темпе, работоспособность учащихся – высокая.
Большое всем спасибо за хорошую работу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ