Урок для 2 класса по теме: "Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 20"
Ткаченко М.В., учитель классов КРО
ГКС(К)ОУ "Курганская специальная (коррекционная)общеобразовательная
школа-интернат VI вида
КЛАСС 2 ПРЕДМЕТ Математика
ТЕМА УРОКА-СКАЗКИ: «Сложение и вычитание чисел без перехода через
разряд в пределах 20»
ЦЕЛИ УРОКА:
обр.- закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах
20 без перехода через разряд;
- учить решать задачи в 2 действия и записывать краткую запись задачи;
корр.- развитие мелкой моторики при письме,
коррекция мышления и внимания при решении математических заданий;
актуализация знаний о событиях сказки, ее героях.
восп.- развитие навыка аккуратного письма в тетради;
- формирование критического отношения к героям урока-сказки;
- воспитание умения оценивать поведение людей посредством анализа
поступков героев сказки.
Обор-е: кочки с примерами, пирожки с примерами, карточки с числами, рисунки
Машеньки и медведя, картинки лебедей, малины, изображение цифровика,
замок из геометрических фигур.
Подготовительная работа: прочитать на уроке чтения сказку «Маша и медведи»,
нарисовать героев сказки Машу и медведя
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята!
Начинается урок.
Рот закрыли на замок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки - все на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать.
И учиться лучше всех!
Настраиваются на занятие
2.Сообщение темы и целей
- Тема нашего урока: «Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 20».
- Сегодня мы попадем в сказку. Отгадайте, по строкам сказки кого мы встретим? «А дорога не легка, и корзина нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок»?
- Как начинается эта сказка?
Вывешивает изображение Машеньки (предварительно перед уроком выбрав из работ учеников лучший рисунок всем классом)
- Давайте, опишем героиню сказки? - Вспомните сказку и расскажите о характере Маши?
- Почему она заблудилась?
- Машенька заигралась, стала невнимательной и потерялась. Поступила она безответственно, неблагоразумно. Эта шалость может угрожать ее жизни.
- Как вы думаете, правильно поступила Машенька? Поступила безответственно.
«Машеньку и медведя»
Читает заранее подготовленный к выразительному чтению ученик: «Жили-были дед да баба, и была у них внученька Машенька. Пошла она как-то в лес с подружками по грибы, да и заблудилась».
Веселая, радостная, беззаботная.
Отстала от подруг
Нет
3. Устный счет
- Зашла она в топкое место, перейти его можно вот по этим кочкам, но
прыгать можно только через одну.
- Назовем «кочки» все вместе? (Вывешиваем кочки)
1. Далее ученикам раздаются карточки в виде кочек:
10+4= 12+8=
19-9= 15+3=
17+3= 19-3=
2. Прочитай и реши задачу.
Однажды три цыпленка,
А с ними три мышонка,
А с ними три веселых
Умытых поросенка.
Бежали спозаранку
Из дома на полянку.
Посчитайте поскорей
Сколько было всех друзей
Кто утром спозаранку
Играли на полянке?
3. Начерти отрезок 1 дм. 1 см.
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20
Решают устно примеры, а остальные ребята проверяет
9
Цыплята, мышата, поросята
Чертят в тетради
4. Повторение материала
- Идет Маша дальше, грибы собирает. Нашла она сначала 10 грибочков.
Они в корзине. Потом еще 4.
- Сколько стало всего?
- Как узнали?
- Почему прибавили?
- А сейчас представим, что в корзине у Маши 12 грибов, 2 она отдала белочке. Сколько грибов осталось в корзине? Покажите на карточках ответ.
Как узнали? Почему вычитали? (она отдала грибы, их стало меньше)
Правильно решили задачу, и поэтому к вам в гости пришел вот такой человек. Из каких цифр он состоит?
(вывешиваем на доску цифровика)
Идет Маша дальше. Видит, стоит избушка, зашла. А жил здесь медведь. Увидел он Машу и заревел: «Будешь ты теперь у меня жить, готовить, убирать будешь!» (Вывешиваем медведя).
- Опишите медведя?
- Как он себя повел?
- Какими словами можно описать его поведение?
- Можем мы назвать его поведение безответственным?
- Живет Маша у медведя, а сама по дому скучает. Думала, думала, как убежать от медведя и придумала. Говорит мишке: «Я испеку пирожков, а ты отнеси их дедушке с бабушкой».
Пока будет печься пирожок, мы будем решать примеры, которые записаны на пирожках.
а) 18 сложить 2
б) уменьши число 17 на 3
в) увеличь число 11 на 3
г) первое слагаемое 14, второе- 6. Найди сумму.
д) увеличь число 15 на 4
е) найди сумму чисел 18 и 1
ж) уменьши 20 на 5
з) уменьши 17 на 7
Помогли Маше напечь пирогов. Пока Маша думает, как убежать от
медведя, мы немного отдохнем.
14
К 10 прибавили 4, получилось 14
Нашла еще, то есть их стало больше, поэтому прибавили
10
Из 12 вычитаем 2, и получается 10
Ребята по очереди выходят, показывают и называют цифры
Злой, сердитый, жестокий.
Повел себя по-хозяйски.
Ленивый, нетрудолюбивый,
Можем
5. Физ. минутка
Топай, Мишка, хлопай Мишка,
Приседай со мной, братишка
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
6. Изучение нового материала
Решение задачи.
А как же Маша придумала от медведя убежать.
- А что Маша ему из короба?
- А Мишка все шел, шел и дошел до пропасти. Через нее перекинута палочка, чтобы Мишка смог по ней пройти, надо решить задачу. Давайте поможем Мишке. Открыли учебники на стр.207 №130.
- Послушайте, я прочитаю задачу.
- О ком говориться в задаче?
- Кто из вас видел лебедей?
- Каких видели?
Запишем: белых – 10 шт.
- Что сказано в задаче о черных лебедях?
Запишем.
- Бывают белые и черные лебеди (вывешивают картинку, где нарисован лебедь)
- Давайте вспомним. Опишите этих птиц (внешний вид, среду обитания, питание).
- Сколько плавало белых лебедей?
- Мы птиц можем считать штуками?
- Что нужно узнать в задаче? Прочитайте в учебнике.
- Как показать на краткой записи (вертикальная палочка и знак вопроса, так как он главный, последний, подчеркиваем)
- Сколько вопросов видите в краткой записи?
- Во сколько действий решается задача?
- Давайте расставим знаки действий.
- Кто может решить задачу самостоятельно? Поднимите руки.
Решайте.
Работа с остальными учениками:
- Что первым действием будем узнавать?
- Каким действием?
- Запишем это на доске.
- Зная, сколько белых и сколько черных лебедей, сможем ли мы узнать сколько всего лебедей плавало в пруду?
- Каким действием?
- Запишем на доске - 10 +2=12
- Что нужно было узнать в задаче?
- Ответили?
- Как вы напишете ответ?
- Кто решал самостоятельно, то делаем самопроверку, сверяем ответ на доске со своим.
- Молодцы! Помогли Мишке перебраться через пропасть.
- Идет Мишка дальше. Устал, проголодался. Говорит: «Сяду на пенек, съем пирожок». А Маша ему из короба: «Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок.
До деревни идти еще далеко, а у Мишки уже сил нет – проголодался.
- Давайте его угостим малиной (вывешиваем малину)
- Пока он ест малину, мы решим самостоятельно примеры.
12+5= 11+8= 17+2= 10+10=
(ответы показываем на карточках)
- Наелся Мишка малины и пошел дальше
Читает заранее подготовленный ученик:
- Залезла в короб, верху себя пирожками завалила. А медведь пришел, завалил короб себе на спину и пошел в деревню. Шел, шел, захотел отдохнуть: «Дай, думает, сяду на пенек, съем пирожок».
Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок.
О лебедях
Белых
Черных – на 8 шт. меньше.
Ученики описывают лебедей и делают вывод о том, что лебеди – это красивые птицы, которые украшают нашу планету. Их надо охранять.
10
Да.
Сколько белых и черных лебедей плавало в пруду?
Дети оформляют задачу в тетради
2
В 2
Расставляют
Сколько черных лебедей плавало в пруду.
Вычитанием.
Записывают
Да
Сложением
Записывают
Сколько белых и черных лебедей плавало в пруду?
Да
12 лебедей плавало в пруду.
Показывают ответы
7. Закрепление геометри-
ческого материала.
- Дошел Мишка до деревни. А перед ним вот такой замок. Он из
геометрических фигур. Давайте назовем, из каких?
А еще нужно начертить отрезки 1 дм., 6 см.
- Какой отрезок длиннее?
- А какой короче? Почему?
Называют фигуры
Чертят в теради.
1 дм.
6 см. Потому что дм. длиннее, чем см.
1 дм =10 см.
8. Подведение итога. Оценки.
- Мы с вами выполнили все задания и помогли медведю добраться до деревни. Открыли дед с бабкой короб, а оттуда выскочила Машенька, живая и невредимая.
- А сейчас выразите свое отношение к героям сказки.
- Опишите их поступки.
- Кто их героев к вам ближе и на кого вы бы хотели быть похожими? Почему? (возможно, что ученики не выберут ни одного из героев).
- А сейчас расскажите им, чем мы занимались на уроке?
- Молодцы! Машенька принесла вам печенье, которое испекла у Мишки.
Выставление оценок с объяснением.
Дети выражают свое отношение к героям сказки.
Отвечают на вопросы учителя.
9. Домашнее задание
Стр.210 № 139
Объясняет выполнение
Слушают задание.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗОВАТЬ ИНТЕГРАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ЭФФЕКТИВНАЯ ПОДАЧА ИНФОРМАЦИИ. МОТИВАЦИЯ.
КРИТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИНФОРМАЦИИ
ЧЕЛОВЕК – ХОЗЯИН СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ. ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ
Подготовительная работа на уроках чтения, рисование героев сказки.
Интересная форма проведения урока в виде игры. Знакомый и простой для восприятия сюжет сказки, разнообразные задания, соответствующие возможностям и возрасту учеников. Достаточный объем наглядности.
Ученики описываю лебедей, вспоминая о красоте и изяществе этих птиц, должны были самостоятельно сделать вывод об их охране и защите.
Ребята выражали свое отношение к героям сказки, оценивали их поступки и поведение.
Подбирали слова, которыми можно описать героев сказки.
-
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ