Урок математики "Литр" 1 Класс

Урок математики в 1 классе



Ф.И.О. Васильева О.А.

Предмет: математика

Класс: ССК 1 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала


Тема урока: Литр.

Цель: познакомить с новой величиной - вместимостью и единицей её измерения – литром.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;

  • Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:


  • выступать в диалоге;

  • формировать познавательную рефлексию.

  • принимать и ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

  • действовать по инструкциям учителя;

  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи на основе собственных наблюдений;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

  • аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах


  • Формирование умения работать с информацией;

  • Выступать в диалоге;

  • Формировать познавательную рефлексию.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • научиться сравнивать сосуды по вместимости;

  • использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;

  • решать задачи на определение массы и вместимости на основе задач изученных видов.

  • уметь классифицировать признаки геометрических фигур и величины

  • уметь объяснять значимость воды, как жидкости




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Вызов (Мотивация)

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность


Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.


Вспомним с вами правила поведения на уроке.

Я уверена, что на уроке вы будете трудолюбивыми и будете помогать друг другу. Желаю вам успеха на уроке!

Вхождение в контакт.

Сегодня не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране Математике. А на чем, отгадайте загадку.

Кто, на бегу,

Пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несёт вперёд

И сам себя

Да и меня с тобой?

- А путешествовать мы будем вот на этом веселом паровозике.

Учитель демонстрирует изображение паровозика.

Чтобы отправится вместе с паровозиком у путь, надо выполнить задание.


Слушание


движение руками



Высказывают свои предположения


















Паровоз

Регулятивные УУД:

контроль над состоянием рабочего места


Коммуникативные УУД:

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

Чистописание.


Откройте тетради. В ваших тетрадях карандашом нарисован паровозик с вагончиками. Обведите его ручкой.

Сколько вагончиков везет паровозик? (2)

Сколько колёс у каждого вагончика? (2)

- Написание какой цифры мы повторим сегодня?

Давайте пропишем цифру два. (в воздухе, ногой)

(Цифру 2 начинаем писать чуть выше центра клетки, закругляем правый верхний угол, ведем прямую линию на средину нижней строки, рисуем «хвостик»).

- Посмотрите на доску. В каком порядке будем писать цифру? (Одна, через клеточку – три подряд, через клеточку – одна, и т.д.)

- Итак, отправляемся в путь.











Слайд


Актуализация опорных знаний

Учитель передвигает паровозик к следующей “остановке”.

1 остановка

Станция «Подумай»


Группировка

Разбейте слова на группы

Признаки геометрических фигур


Размер

Цвет

Форма




Величины

Длина

Масса





Вместимость




Организация диалога, побуждающего к выдвижению гипотезы

.

- Почему слово «вместимость» мы не отнесли ни к одной группы.

-А что такое вместимость? В чем она измеряется?


- Чему мы должны научиться на уроке?

- Какую учебную задачу поставим?


Величины





Длина

Масса

Вместимость

см

дм

кг

л



Выполнение задания


Участие в диалоге


Участие в проблеме.





Объяснение своего выбора.



.






С этим словом мы не знакомы и не знаем, что оно

обозначает


Высказывание

своих предположений






Показ на таблице слово вместимость


Познавательные УУД:

- применять схемы и модели для получения информации;

классифицировать и группировать объекты по определенному признаку.


Регулятивные УУД:

- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

Осуществление самоконтроля.


Личностные УУД

- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу

Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.

Учитель передвигает паровозик к следующей “станции”.

Остановка

Станция «Отдыхай»



Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем на мосту мы большую букву У.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо, влево повернем.

Заниматься вновь начнем.

Слушают и выполняют упражнения для глаз

Личностные УУД:

предупреждение перегрузки детей

Практическая работа

Открытие новых знаний

Учитель передвигает паровозик к следующей “остановке”

Остановка

Станция «Размышляйкино»



- Что необычного вы увидели на уроке? ( Ведерко)

Что у нас в ведерке? (Вода)

Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется? (Вода разольется, растечется по полу)



- Почему? (Вода – это жидкость)

Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)

Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Емкость)

- Приведите примеры емкостей. (Банка, ведро, стакан, кастрюля, и т.д.)

Ребята, я на урок принесла несколько предметов.

- Что это за предметы? (кастрюля, банка, бидон, стакан)

- Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное?

Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость)

Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.

Организация работы в группах.

Я предлагаю это задание выполнить в группах. Помним правила работы. Ученые, когда проводят опыты, делают по плану. (см. Приложение)

План

  1. измерить

  2. результат измерения записать числом на маршрутном листе и доске.

- Сейчас мы разделимся на 3 группы. У каждой группы есть свой стол и предметы, необходимые для эксперимента. Стаканы у всех групп одинаковые.

Помещает в себя:

1 группа (в трехлитровой банке 3 л) дать стакан

2 группа (в бидоне 3 л) дать стакан

3 группа (в кастрюле 3 л) дать стакан



Подведение итогов эксперимента.

- Скажите, сколько стаканов поместилось в вашу емкость.

- Прикрепить на доску по плану

- Посмотрите внимательно емкости у нас разные, а почему-то количество мерок воды, которое в них поместилось одинаковое. Почему?



- А посмотрите на эти 2 банки. Что вы можете сказать?

- Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное?

Подведение к выводу о том, что вместимость определяется одной меркой, а не разными

К доске выходят два ученика.

А остальные дети делятся на 1 и 2 вариант.

Один получает банку 1л, другой – 0,5л.

Ребята будут наливать воду в большие банки. (3х литровые)

- Как надо наливать воду?

Первый вариант считает, сколько баночек выльет 1-й ученик, а второй считает, сколько баночек выльет второй ученик.

2) Выполнение практического задания по измерению (вместимости) банок.

Сколько банок насчитал первый вариант? (3 банки)

Сколько банок насчитал второй вариант? (6 банок)

Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую-то ошибку?

Подведение к выводу о том, что вместимость определяется одной меркой, а не разными

- Правильно! Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько таких банок уместилось в большую банку? (3)

-В древние времена мерами для измерения вместимости были ведро, очка, кадка, но эти меры были неудобны, т.к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения вместимости.

Такую мерку назвали – литр.

Единая единица измерения вместимости – ЛИТР

Слово ЛИТР сокращенно пишут так: строчная буква «л»

Учитель вывешивает на доску карточку:

ЛИТР – Л.

- Где нам могут пригодится эти знания?



































Работа в группах





Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки



Доказательство своих выводов.


Высказывание предположений.



















Познавательные УУД:

-проведение простейшего эксперимента.

-высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез

Коммуникативные УУД:

- построение речевого высказывания

























Регулятивные УУД.

-сравнение продукта с эталоном.


Коммуникативные УУД:

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме












Физкультминутка

Учитель передвигает паровозик к следующей “остановке”

Остановка

Станция «Отдыхай»

Вот мы руки развели, (раз, два)
Словно удивились. (три, четыре)
И друг другу до земли
В пояс поклонились! (пять, шесть)
Наклонились, выпрямились, (семь, восемь)
Наклонились, выпрямились. (девять, десять)
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Выполняют движения под счет

Личностные УУД

- мотивация:

Закрепление приобретённых знаний.

Осуществление деятельности.

- А он едет едва не плача:

Очень сложная(задача)

Остановка

Станция «Задачкино»

Работа по учебнику на стр. 38. Задача №3

- Давайте повторим структуру ( их каких частей состоит) задачи. (условие, вопрос, решение, ответ)

а) – Прочитайте задачу. (Про себя, жужжащим чтением с учителем )

Текст задачи читает хорошо читающие ученики:1-условие задачи, 2 – вопрос №1, 3 – вопрос №2

В банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше. Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и бидоне вместе?

б) Анализ текста задачи.

О чем эта задача? (О молоке)

Что такое молоко? (Жидкость)

В каких емкостях находится молоко? (В банке и в бидоне)

Записывает учитель

Бан.- 3л

Бид. - ? на 4л б.

Сколько молока в банке? (3 л)

Что известно про молоко в бидоне? (На 4 л больше, чем в банке)

Что значит “на 4 больше”? (Столько же да еще 4)

Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его.

в) Поиск решения первой части задачи

Что неизвестно?

Как найти?

Запишите решение первой части задачи.

г) Самостоятельная работа по решению первой части задачи. Оформление решения.

Один ученик работает за доской, затем дети проверяют решение.

Свое согласие или несогласие выражают с помощью поднятия руки.

На доске должна появиться запись:

1) 3+4=7(л)

д) Анализ второй части задачи (в виде фронтальной беседы).

Прочитайте второй вопрос задачи.

Вспомним, сколько молока в банке? В бидоне?

Дополните условие, чтобы она помогла нам ответить на второй вопрос задачи.

е) Оформление решения второй части задачи. Формулировка ответа.

Запишем решение второй части задачи.

Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске:

2) 3+7=10 (л)

Сколько чисел будет в ответе? (2, потому что в задаче два вопроса)

Запишем ответ.

Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске:

Ответ: 7 л, 10 л

Осуществляет учебное сотрудничество обосновывает свой выбор, отвечают на вопросы учителя, строят рассуждения.

Самостоятельная запись решения задачи.







Выполнение задания.

Познавательные УУД

решение задач на определение вместимости на основе задач изученных видов.

Регулятивные УУД:

-оценивание своей работы и работы других.


Рефлексия деятельности.













Наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до станции «Знайкино»

Остановка

Станция «Знайкино»

Вот я приготовила вам 1л молока , 1л сока и 1л масла. Почувствуйте, что такое литр и передайте дальше своим товарищам.


- С какой новой величиной мы познакомились?

- В чем она измеряется?

Мне понравилось …

( если прозвучит слово вода)

Вместимость измеряется в литрах


Коммуникативные УУД:

-построение речевого высказывания


Регулятивные УУД:

-оценивание своей работы

Итог

Беседа учителя:

-Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)

Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)

Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении и экономии воды, ее чистоте)

Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми. .


- Посмотрите, у вас на парте лежит картинка с изображением «баночки». Оцените свою работу, закрасив баночку (голубым цветом - цвет воды)



1 б


Хорошо работали

и все поняли

2 б


Хорошо работали,

но не всё поняли


3 б


Плохо работали и ничего не понял



- Я бы тоже хотела оценить вашу работу.


На доске появляется большой улыбающийся смайлик.

(Слайд Спасибо за урок)

Высказывание своего мнения.

Оценивают

свою работу.

Личностные УУД:

- самоопределение (мотивация учения), оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор. Самооценка

14


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ