Урок математики в 4-м классе по теме «Величины. Закрепление»


Урок математики в 4-м классе по теме «Величины. Закрепление»


Жданова Оксана Трофимовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 6» г.Усинска

Тип урока: обобщающий урок.

Вид урока: традиционный.


Цели урока:

  • Повторить, обобщить представления учащихся о единицах длины, площади, массы. времени.

  • Проверить знания обучающихся и степень усвоения изученного материала.

  • Создать условия для формирования: коммуникативной и социальной компетентностей (умение организовывать и поддерживать диалог,сотрудничать, слушать друг друга.)


Задачи урока:

  • Развивающая – развитие логического мышления обучающихся, познавательной активности и познавательного интереса.

  • Образовательная – закрепление знаний о величинах, умений заменять крупные единицы мелкими, мелкие – крупными; сравнивать величины.

  • Воспитательнаявоспитывать толерантное отношение друг к другу, умение

выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.


Используемые учебники и учебные пособия: 


Математика. Ученик для  4 кл. нач. шк. В 2ч./М.И.Моро, М.И. Бантова,  Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2010.


Используемая методическая литература: 


  • Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина Поурочные разработки и сборник текстовых задач. М.: «ВАКО»,2010.

  • Л.В.Мищенкова «25 развивающих занятий»

  • Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя. – М.: Издательство «Олимп»;Издательство «Первое сентября», 2000.

  • С.Н.Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Тематические  недели в начальной школе 3-4классы – Москва: ИКЦ «МарТ»,2004.


Используемое оборудование: мультимедийное оборудование


ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

Записываем в тетрадях число и классная работа.


2.Сообщение темы и определение цели урока слайд

-Посмотрите на экран, как вы думаете, какое задание я вам предлагаю?

-Расшифруйте слово в своих тетрадях и вы узнаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

(300+20+8):8   Н 

96-90:3 Е                             

29+60- 9х7                  Л  

51:17х 30: 3                И                              

   68+76+32          Ч

270:90+7  Ы

360: 6 + 87    В

            

147 66 26 30 176 30 41 10

В е л и ч и н ы

-Как вы думаете, какая цель нашего урока?

-Какие задачи ставите перед собой? Что бы вы хотели повторить?

-Кроме этого мы на уроке узнаем много нового о нашей республике.

-У нас уже были уроки по теме ВЕЛИЧИНЫ, а сегодня урок закрепления знаний.


3. Разминка (устно. ) Задачи- шутки

- Девочка Элли и песик Тотошка летели на воздушном шаре одни сутки и еще 15 часов. Сколько часов они провели в полете? 39 слайд

- Кот Леопольд терпел обидные выходки мышат 2 недели и 3 дня. Через сколько дней его терпение кончилось? 17 слайд

-Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько минут он занимался этой «трудной» работой? 197 слайд

-Самолёт покрывает расстояние от города Усинска до города Сыктывкара за 1 час 30 мин. Однако обратный перелёт он совершает за 90 мин. Как вы это объясните? 1ч 30 мин = 90 мин слайд

-Поезд со станции Усинск до станции Печора отправляется в 16 часов 10 минут . В пути он находится 4 часа. Определите время прибытия поезда на станцию Печора. 20 ч 10 мин слайд

-Ель растёт 120 лет, сосна 1/2 этого возраста. Сколько лет растёт сосна? 60 слайд

-Глухарь весной поёт  с 2 ч ночи до 11 ч утра. Сколько часов поёт глухарь? 9 слайд


4. Работа по теме урока

1блок заданий

Задание 1. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км (слайд)

-Какую величину измеряют данными единицами измерения? (слайд)

Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г (слайд)

- Что скажите про данные единицы измерения? (слайд)

Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век. (слайд )

-Какие единицы мы назвали?

2 блок заданий

-Сейчас давайте применим полученные знания на практике

Задание 1

Установите соответствие между данными из первого и второго столбиков (слайд)

  • 1век    60 с

  • 1год    60мин

  • 7 суток

  • 1 сут   24ч

  • 1ч        30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)

  • 1 мин  100 лет

  • 1 неделя         365 или 366 суток

  • 1 месяц          12мес

Задание 2

Используя данные, о которых мы говорили до этого, выразите самостоятельно в тетрадях одни единицы времени другими. (слайд)

Комментирование по цепочке!

  • в сутках: 48ч, 96ч;

  • в часах: 2 сут., 120 мин;

  • в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.

  • в годах: 60 мес., 84 мес.

  • в секундах: 5 мин, 16мин;

  • в минутах: 600с, 5ч.

Проверяем по экрану и подводим итог.


ФИЗМИНУТКА активная под музыку


Проект по теме

Сегодня мы с вами много говорили о такой величине, как ВРЕМЯ. В нашей повседневной жизни мы встречаемся с ней постоянно. Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу.

В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.

В современном мире очень важно знать что такое время, ведь отправление поездов, начало занятий в школе, спортивных соревнований, передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

Во многих европейских языках «время»- одно из самых употребляемых существительных. Но и в русском языке есть много выражений с этим словом. Вы дома должны были найти такие и объяснить такие выражения. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Дети выходят к доске и прикрепляют на доску листок с выражением и объясняют его смысл:

  • Нет времени.

  • Время летит.

  • Время, как резиновое.

  • Тратить время.

  • Убить время!

  • Времени хоть отбавляй!

  • Экономить время.

  • Время руками не удержишь.

  • Все хорошо в свое время.

  • Время лечит.

  • Делу время -потехе час

Давайте подведем итог: как же мы должны относиться ко времени? (беречь, экономить, использовать рационально)

- Давайте будем всегда помнить об этом, а для этого давайте в нашем классе повесим плакат « ЦЕНИ МИНУТКУ!» ( под часами)

- Как вы понимаете это выражение?

- Не теряя ни минуты, давайте перейдем к следующему заданию.

3 блок заданий

Работа на листочках под №1( в парах)

Вам необходимо записать цифрами те числа, которые встретятся в тексте ( устно проговорить, единицы каких величин использованы) (слайд)

  • Год основания города Усинска

1984 г.


время

  • Площадь Республики Коми

416000 кв.м

площадь

  • Площадь Усинского района

30000 кв.м

площадь

  • Протяженность реки Уса

565 км

длина

  • Расстояние от города Усинска до столицы РК

1019 км

длина

Поменяйтесь листочками, возьмите карандаши, проверяем по экрану, ставим + или –

- Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки? 1, 2 ошибки?

-Что нового вы узнали о своей республике? Этой информацией поделитесь со своими родными, листочки останутся у вас.

4 блок заданий (задача)

Кроме железной дороги, до Сыктывкара зимой еще можно доехать и по автодороге.

Давайте решим задачу. (слайд)

. Автомобиль направляется из Усинска в Сыктывкар по зимней дороге. Расстояние между городами 800 км.

Ему осталось проехать 200 км до г. Сыктывкара. На сколько километров больше автомобиль проехал, чем ему осталось проехать?

Что надо узнать в задаче?

-Можем сразу ответить на вопрос?

-Что узнаете сначала?

-Что узнаете потом?

Запись решения по действиям самостоятельно в тетради. Проверка по экрану

- Кто решил задачу так же?

Самостоятельная работа на листочках №2

Тест «+», «–». Один ребенок у доски самостоятельно.

  1. 24 часа- это 1 сутки. +

  2. 16 километров - это 16000 метров +

  3. 1 сантиметр больше чем 1 миллиметр +

  4. 80 секунд – это 1минута 20 секунд. +

  5. 1 центнер-это 1000 килограммов -

  6. 1958 год – это 20 век +

  7. В 1 килограмме-100 граммов -

  8. В 1метре- 50 сантиметров -

  9. 1000 лет – это 1 век -

  10. 2 минуты больше 120 секунд -

Проверка по экрану (взаимопроверка и оценивание работ) (слайд)

Поднимите руки, у кого нет ошибок, одна, две… ошибки…


ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

- Предлагаю вам следующее задание, в создании которого участвовали вы сами. Вам надо было найти некоторые данные из интернет ресурсов или энциклопедий. Я их обобщила и вот что получилось , давайте посмотрим…
- Вам надо устно заполнить пропуски, определив, какими единицами пользовались при измерении. (слайд)

  • Рост бурого медведя – 270…(см)

  • Масса северного оленя – 165…(кг)

  • Длина щуки – 33 …(м)

  • Рост человека – 171…(см)

  • Высота памятника Комару в г. Усинске – 7221(г)

  • Средняя продолжительность жизни человека – 65(л)…

  • Высота полета кречета –

  • Размах крыльев полярной совы -

Сравнить: ( в тетради поставить только знаки) Комментирование по цепочке! (слайд)

350 сек * 6 мин                                 400м * 1км
2м 29 см * 2м 92см                             2ц *    200 кг  
1 сут.20ч * 120 ч 1век * 360 лет

-Ну а теперь давайте решим задачи про нашу родную школу.

Задачи решаем по вариантам: (самостоятельно в тетради) (слайд)

Длина классной комнаты равна 6м, а ее ширина-4м. Вычислите площадь классной комнаты.

-По какой формуле находим площадь? В каких единицах ее измеряем?

Длина школьного коридора прямоугольной формы равна 12м, а его ширина в 3 раза меньше. Вычислите площадь коридора.

-Можем сразу ответить на вопрос? Чего не знаем? Что значит в 3 раза меньше?

-Взаимопроверка в парах, поставьте +, если вы считаете, что задача решена верно.


Работа по учебнику ( дополнительно)

С. 59 №24

25


Итог урока:

- Чем занимались на уроке? Что повторили? Какие задания выполняли? Что понравилось больше всего? Что нового узнали?

Выставление отметок за урок:


Рефлексия: (слайд)

На слайде № изображение лесенки со ступенями: (дети поднимают полоску бумаги соответствующего цвета)

Ничего не понятно на уроке – КРАСНЫЙ цвет

Все понятно на уроке, затруднений нет - ЖЕЛТЫЙ

Хочу знать больше – ЗЕЛЕНЫЙ

-Почему вы выбрали такой цвет?


Домашнее задание:

С.59 № 27, посчитайте и запишите , сколько времени за одни сутки вы тратите на разговоры по мобильному телефону и сделайте вывод: цените ли вы свое время?






























Домашнее задание:


Отметки за урок с комментарием.

Работа с сигнальными карточками.

Если было интересно, легко на уроке,

во всем разобрались - зелёный кружок.

Если иногда были трудности, сомнения,

не совсем понравилась работа - синий кружок.

Если не разобрались в теме,

было не очень интересно- красный кружок


2. Сравнить.

- Работаем устно. Приготовьте веера.

1 сут. 20 ч  120 ч 8 см  8 сек

4 мин 2сек  42 сек 2 ч 30 мин  230 мин

140 мин  14 м² 3 мес.  100 сут.


3. Заполни пропуски.

-Работаем самостоятельно.

700 дм² =  м² 40 000 м² =  га

30 см² =  мм² 1 300 а =  га

8 дм² =  см² 2 415 см² =  дм²  см²

-Давайте проверим.

-Вам нужно каждой единице измерения в левом столбике найти соответствующую ей единицу измерения из правого столбика. Работаем карандашом.

4 в. 5 м

700 м² 605 кг

500 см 400 лет

6 ц 05 кг 7 а


6. Найти площадь.

-Посмотрите на чертёж. Что вы видите?

-Что можно узнать у этого прямоугольника? (площадь)

-Вспомните формулу площади.


15 см

6 см








 


. Актуализация знаний.

Задание 1. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км (слайд № 2) -Какую величину измеряют данными единицами измерения? (слайд № 3)

Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г(слайд № 4) - Что скажите про данные единицы измерения? (слайд № 5)

Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век. (слайд № 6)

Учитель: Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения к первой или второй? (слайд № 7 )

5. Физминутка.

Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например:

  • "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.

  • "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.

  • "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.

  • "Будильник" - хлопки над головой.

  • "Пружинка" - приседания.

  • "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

  • 6.Реализация плана.

Что вы знаете о величине – время?

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен

существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим

словом. Какие знаете вы?

  • Нет времени.

  • Время летит.

  • Время как резиновое.

  • Тратить время.

  • Убить время!

  • Времени хоть отбавляй!

  • Экономить время.

  • (слайд № 9)

Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.

(слайд № 10 )

Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные  единицы времени.

Ребята, у вас есть сейчас такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны.

 Работа в парах (повторение правил работы в паре)

(слайд № 13)

Какую работу выполняли?

Что изучаем дальше? (по учебнику № 334, 335, 336)

7.Итог урока. Рефлексия. Что изучали? Как?

Выставление оценок за урок.








  • Начинаем урок. Что самое главное мы должны делать на уроке?

  • ( Думать, анализировать, решать, считать, обобщать, наблюдать )

  • А) Посмотрите на доску ,что вы можете сказать об этих числах?

  • 25км 005м, 25005, 25005 кг, 25005 м2 , 25005 сек.

  • Назовите лишнее число. 25005.

  • Почему? ( остальные – величины).

  • Молодцы! Вы правильно назвали все величины.

  • Б) – А теперь повторим соотношение величин, решив небольшой кроссворд (3 слайд)

  • 1. Промежуток времени в 100 лет.

  • 2. Отрезок, равный 100 см.

  • 3. Самая маленькая единица длины (миллиметр)

  • 4. Отрезок в 10 см.

  • 5. 60 мин – ?

  • 6. Расстояние равное 1000 м?

  • 7. 1/60 часа?

  • 8. Самая маленькая единица времени – ?(секунда)

  • - Прочитайте, какое слово получилось в середине кроссворда? (величина)

  • Что такое величина? (Величина– это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.)

  • 1) Вставь пропущенные числа чтобы получились верные равенства.

  • 5 м 30 см = см 200см= дм

  • 6 дм 7 см = см 70мм= см

  • 7 кг 250 г = г 8кг200г= г

  • 4 см 5 мм = мм 9км 300м= м

-Какие числа выписали? (145 000 м, 40 000 м)

-Что можно сделать с метрами? (перевести в километры)

5 мин 32 сек = … сек                        4 мин 2 сек = … сек
5000 лет = … век                               4 г 8 мес = … мес
180 мин = … час                                72 мес = … лет
72 час = … сут                                   1 сут 20 час = …час





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ