Урок математики во 2 классе «Путешествие в страну многозначных чисел»












УРОК МАТЕМАТИКИ во 2 классе.

«Путешествие в страну многозначных чисел».

Обобщение пройденного материала.









Ковалева Вера Егоровна, учитель начальных классов

ГОУ СОШ № 262 Западного округа города Москвы,

победитель окружного конкурса методических разработок

по пожарной безопасности в номинации

«Урок в начальной школе» (2011/2012 учебный год).












Москва 2012





Концепция деятельности

Данный урок разработан с использованием межпредметных связей математики и ОБЖ. Формирование компетенций в области безопасности жизнедеятельности является в современной педагогике одним из приоритетных направлений. В моей деятельности как учителя начальных классов широко используется методика интегрированных уроков, уроков с использованием занимательного тематического материала в интересах формирования культуры безопасного поведения, например, урок по природоведению «У воды без беды», проведенный на берегу Мазиловского пруда или тренировочная эвакуация, проведенная с интерактивным показом действий пожарного расчета (студенты-практиканты МГПУ).

Одним из педагогических принципов, позволивших вводить тематический материал, является принцип связи обучения с жизнью. При сохранении традиционного методического построения урока математики, в качестве материала для работы введены сведения о пожарном снаряжении и пожарной безопасности. Использование темы пожарной безопасности способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, так как является достаточно интересной для младшего школьного возраста. В образовательном процессе ГОУ СОШ № 262 используются методики, предложенные НПЦ ИРЭБ, в том числе развивающие творческие задания для начальной школе «Игры брандмейстера Тушина» и другие пособия, предоставленные С.В. Лисицей.

Современной технологией является учет социально-педагогического подхода, выражающийся в раскрытии перед обучающимся значения МЧС России как одной их важнейших служб жизнеобеспечения, гарантирующей своевременную и качественную помощь в интересах безопасности личности, общества и государства.

Современной технологией по обучению математике являются пособия «Спектра», карточки «Кларо», пособие «Палитра», «Пирамида».


Использованная литература

Лисица С.В., Солодухина Н.Н. «Игры брандмейстера Тушина». – М.: НПЦ ИРЭБ, 2010.

 

Тема урока: «Путешествие в страну многозначных чисел».

Обобщение пройденного материала.


Цель: Закрепление знаний, умений и навыков устных и письменных вычислений изученного материала по арифметическим действиям с многозначными числами


Задачи:

Образовательные:

1. Закрепление вычислительных навыков с многозначными числами;

2.Формирование познавательных интересов, глубоких и прочных знаний, творческого воображения;

3.Совершенствование навыков работы с пособием «Спектра», карточки «Кларо-4», «Палитра», «Пирамида»;

4. Формирование представлений о первичных средствах пожаротушения;


Воспитательные:

1. Воспитание уважения к труду пожарных МЧС России;

2. Формирование у обучающихся личностных качеств юных пожарных: коллективизм, доброжелательность


Развивающие:

Развитие представлений о коллективной пожарной безопасности обучающихся школы


Оборудование

1. Раздаточные карточки «Кларо»

2. Пособие по счету и самоконтролю «Палитра»

3. Карточки «Пирамида»

2.Пожарный противогаз (взять на время в подшефной ПЧ или хорошее фото)

3. Огнетушитель ОП-5 (есть в каждом классе)

4. Пожарный рукав (есть в шкафу пожарного крана, а также должен иметься запас у администрации)



Х О Д У Р О К А.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в мир пожарной безопасности. Что удивительно, пожарная безопасность – это целая наука, и для того, чтобы ее изучить, надо закончить Академию государственной противопожарной службы. И как в любой науке, в пожарной безопасности очень важна математика.

Что является самым опасным для человека на пожаре? Вспоминаем, мы об этом говорили на уроках Окружающего мира.

Дети: дым!

Учитель: действительно, дым лишает нас видимости, и в пожаре люди поэтому не могут сразу найти выход. В дыму невозможно дышать, и дело не в том, что его запах неприятен, а в том, что в нем не содержится практически необходимого для дыхания кислорода, зато есть частички ядовитых продуктов горения. Они вызываю отравление. Человек теряет сознание, и уже не может двигаться сам.

Кто ему придет на помощь?

Дети: пожарные!

Учитель: конечно, пожарные. Но они же тоже живые люди, и на них дым может подействовать точно также. Но ученые разработали изолирующие противогазы, как у аквалангистов. Весит такой противогаз 16 килограммов, а количества воздуха в баллоне хватает на 45 минут.

Сколько времени в привычных нам отрезках времени может работать пожарный в изолирующем противогазе?

Дети: Один урок!

Учитель: да, мы с вами за это время можем узнать что-то новое и интересное, а пожарный – спасти несколько жизней. Так что в работе каждая минута имеет ценность, а у пожарных – даже секунда! Поэтому не тратьте время на уроке зря – перед пожарными стыдно.

А математика нужна пожарному и для того тоже, чтобы точно высчитать время работы в изолирующем противогазе. В среднем его хватает на 45 минут, как мы и сказали. Но баллон мог быть уже частично израсходован на предыдущем пожаре, или нагрузка такова, что пожарный вынужден дышать интенсивнее, чем обычно – например, быстро бежит с человеком на руках. Поэтому, пользуясь датчиком давления и часами, пожарный вычисляет для себя индивидуальное время – сколько затратил на вход, сколько понадобится на выход с учетом усталости и дополнительной ноши, и сколько времени можно провести в очаге пожара.


3. Устный счет. Решение примеров « по цепочке» – соревнование «Чей ряд быстрее?»

Пожарные вступают в бой с огнем не в одиночку. Они действуют боевыми расчетами, помогая друг другу. При этом действовать приходится очень быстро, как поется в гимне пожарных: «Секунда дорога, смелее на врага!».

Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы работать быстро и дружно, как настоящие пожарные. Мы разделимся на пожарные расчеты и выполняем действия по очереди и дружно, но самостоятельно.


  1 ряд

 

72:8

+ 51

: 15

Х 9

- 12

: 3

Х 9

  2 ряд

 

56:7

Х 5

- 13

Х 2

+ 18

:9

Х 7

  3 ряд

 

63:9

+ 35

: 7

Х 8

- 21

: 3

Х 7


4. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам «Кларо» с последующей самопроверкой.


5. Работа в парах с пособием «Палитра» (для тех, ктобыстро справился с карточками). Решение примеров на умножение и деление. Самопроверка.


6. Работа в тетради.

Составление программы действий и решение примеров.

Пожарные действуют не только быстро и решительно, но и со знанием дела! Когда прибывает на вызов пожарная машина, то пожарные не начинают суетиться и бегать друг за другом и вокруг пожара, а четко выполняют действия боевого развертывания. На тренировках они оттачивают навыки, в какой последовательности прокладывать рукава, подсоединять стволы.

И мы сейчас вспомним порядок действий в примерах со скобками и без скобок.

Вспомним порядок действий в примерах со скобками и без скобок.

На доске: a:b-cхx(d+k х m):с

Составляем план. Алгоритм действий.

(80:4-60:30)х5+96:3=


7. Физкультминутка (математическая).

Счет 5.(двигательная гимнастика) Учащиеся встают друг к другу лицом и выполняют движения руками. На счет 5 хлопают друг друга в ладоши, вспоминая при этом счет пятерками.

Кто не спит все дни подряд?

То пожарный наш отряд!

Не пожарник, а пожарный!

Слава нам за труд ударный,

Нас лишь только позовут,

Через миг мы тут как тут!


8. Решение задач. Составить и записать выражения и найти их значения.

Пожарным на пожаре приходиться принимать решение очень быстро, в том числе и решать задачи! Пожарная машина привозит с собой определенное количество рукавов, обычно их около 20 штук. И надо рассчитать, сколько рукавов понадобится для прокладывания рукавной линии.

Пожарный рукав необходим для подачи воды к месту пожара. В ведрах не наносишься! А пожарный рукав вмещает в себя 40 литров воды! И летит она со скорость 3, 5 литра в секунду! Для того, чтобы дотянуться до верхних этажей или там, где пожарная машина проехать поближе не может, прокладываю рукавную линию, соединяя несколько рукавов.


Задача 1. Из 24 пожарных рукавов проложили 3 рукавные линии. Сколько рукавов потребуется, чтобы проложить 7 таких линий на сильном лесном пожаре?

  24:3 х 7= 56(рук.)


Задача 2. Из 12 пожарных, прибывших на помощь товарищам для тушения лесного пожара, сформировали 4 боевых расчета. Сколько расчетов можно сформировать из 30 пожарных?

  30:(12:4)=10(расч.)


9. Блиц-турнир. Задание выполняется в тетради.


Задания

Ответы

а) В одном огнетушителе 5 кг огнетушащего порошка. Сколько порошка в а огнетушителях?


б) в пожарных рукавов разложили по 2 в шкафы пожарных кранов. Сколько шкафов удалось оснастить?


в) с огнетушителей поровну расставили по 4 классным комнатам. Сколько огнетушителей в каждой классной комнате?


г) После того, как израсходовали е штук противопожарных плакатов для расклейки на досках объявлений, осталось в 5 раз больше, чем израсходовали. Сколько плакатов было вначале?


д) х огнетушителей для отправки в школу разместили в ящики по 6 штук, а у огнетушителей в ящики по 8 штук. Сколько получилось ящиков?



10. Пирамида. Работа в группах. Решение примеров на сложение, вычитание, деление и умножение в пределах 100.

Упражнение из пособия «Игры брандмейстера Тушина»

 

11. Итог урока.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились со снаряжением пожарных и с первичными средствами пожаротушения. Скажите, а огнетушителем может пользоваться только пожарный?

Дети: нет, им должен уметь пользоваться каждый.

Учитель: мы узнали, что пожарный должен в совершенстве знать математику и владеть навыками устных вычислений. И сегодня мы потренировались в устном счете и решении на скорость пожарных задач. Как вы думаете, имеет право пожарный ошибиться при решении такой задачи?

Дети: нет, потому что это может стоить жизни ему и погорельцам.

Учитель: а еще мы повторили, какое противопожарное оборудование должно быть в каждой школе. Что есть у нас?

Дети: огнетушители и пожарные краны!


8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ