Урок рефлексии по математике во 2 классе на тему «Обитатели подводного мира» Сложение, вычитание в пределах 100

Урок рефлексии по математике во 2 классе на тему

«Обитатели подводного мира»

Сложение, вычитание в пределах 100.


Работа учителя

начальных классов

МОУ КШООШ

Буинского района РТ

Фёдоровой Г.В.


Цели:

  • формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.).

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

  • повторить и закрепить изученные приёмы вычислений в пределах 100;

  • совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, слагаемого, уменьшаемого;

  • развивать интерес детей к математике, их математические способности;

  • расширять кругозор учащихся;

  • развивать воображение детей, интерес и познавательную активность;

  • воспитывать чувство любви учащихся к представителям живой природы.


Оборудование: компьютерная презентация, глобус, карточки с заданиями, аквариум из картона, бумажные рыбки с примерами, макет рыбы – ежа.



Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.(Слайд №1)

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Ровно встали, улыбнулись,

И на место тихо сели.

У нас урок математики.

Постарайтесь всё понять

И внимательно считать.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим с вами об удивительных обитателях подводного мира. У меня в руках глобус. Какого цвета на нём больше? Если глобус быстро раскрутить, то покажется, что он одноцветный – весь голубой. Почему? А всё потому, что этой краски на нём намного больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты. Кого из обитателей подводного мира вы знаете?

-Ответы учащихся.

  • Вспомните, чему был посвящены прошлые уроки?

  • Сформулируйте цель урока?

  • Пожелайте друг другу удачи!

  • С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)


II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

1.Повторение устных и письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100.

2. Выполнение заданий.

-В царстве Нептуна много подданных, но больше всего рыб. А какая рыба самая большая, нам и предстоит сейчас выяснить. (Слайд №2). Для этого давайте решим данный пример:

90-40-5+1=

Рыба – «верблюд» 36

Китовая акула 46

Тигровая акула 84

Щука 73


-Правильно, ребята, самая большая рыба – это китовая акула. (Слайд №3) Такая акула даже в самом большом автобусе не поместится. А вот ест эта великанша маленькую селёдку. А какова же длина этой рыбы? Узнаем, если решим пример:

14+(12-8)=

-Запишите число 18 в тетрадь.

-А теперь постарайтесь узнать морских животных. (Слайд №4)

(Дельфины, кит, касатки)

-А этих животных можно назвать большими рыбами? Киты, касатки, дельфины – это не рыбы. Они относятся к млекопитающим, потому что выкармливают своих детёнышей молоком. Сейчас мы узнаем, какова же длина этих животных. (Слайд №5). Устно решим примеры и результаты запишем в тетрадь.

Кит (20+10)-3=

Дельфин (53-20)-30=

Касатка (89+1)-80=

Итак, мы узнали длину животных. (Слайд №7)

Китовая акула – 18 метров

Кит – 27 метров

Дельфин – 3 метра

Касатка – 10 метров

Какое же животное длиннее всех? Самое большое животное в мире – это синий кит. (Слайд №6)

Он достигает 27 метров в длину и весит около 150 тонн. Вам трудно представить, что значит 150 тонн? Это примерно столько, сколько весят 26 самых больших слонов.

Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился:

18, 27, 7, 10.

Какое число, по-вашему, здесь лишнее. Подумайте и обведите в кружок. А почему оно лишнее?

  • По ходу работы проводится проверка работ по образцу.

  • Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим «+» рядом с верно выполненным заданием, «?» – если ответ не совпал.)

  • Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Где есть затруднения, а где всё получилось.)

  • Вы это выяснили? (…)

  • Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании 1 ( 2)?

Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий (кроме 3):

1 – … чел.

2 – … чел.

  • Что сейчас вы должны сделать? (Проверить свои работы по эталону для самопроверки.)

  • А, зачем, если вы уже проверили свои работы? (Те, у кого все плюсы должны проверить ход решения, правильность рассуждений, а те, кто выявил, что есть затруднения, должны определить место ошибки и определить на какое правило допущена ошибка.)


-А теперь откройте учебники, найдите №3 на странице 19. Устно сравним величины длин.

III. Локализация затруднений.

  • Что вам поможет при проверке полненной работы? (Эталон для самопроверки.)

  • Проверяем первое задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?

  • У кого возникли затруднения в задании 1?

  • В каком месте вы допустили ошибку?

  • Проверяем второе задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?

  • У кого возникли затруднения в задании 2?

  • В каком месте вы допустили ошибку?

  • У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)

IV. Коррекция выявленных затруднений.

  • Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Тренироваться в выполнении дополнительных заданий.)

  • Выполните дополнительное задание, номер которого записан на доске.

3стр. 19.

  • Какова же дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? (Исправить решение, используя эталон для самопроверки, выполнить задание для выбора.)

  • Какой инструмент вам поможет при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)

  • Посмотрите на алгоритм исправления ошибок, есть ли у вас вопросы по работе с ним? (…)

  • Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)

  • Как вы будете это делать? (Будем пошагово применять правила.)

Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся могут исправить свои ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально.

  • Что теперь нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в подобных заданиях? (Потренироваться в их выполнении.)

Выполнение заданий с целью тренировки. Учащиеся выполняют аналогичные задания тем, в которых были допущены ошибки.

В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно.

В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу.

Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.

V. Обобщение затруднений во внешней речи.

  • Посмотрите на результаты выполнения работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (...)

  • Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.)

  • Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий. (…)

Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.

Выполняют задания:

Существует более 80 видов китов. Есть маленькие киты – карлики и киты - гиганты. (Слайд №8)

Решение задачи у доски.

Длина тела синего кита 27 метров, а длина тела карликового кита на 21 метр меньше. Чему равна длина карликового кита?

Игра «Угадай словечко».

-В подводном мире есть ещё много удивительных обитателей. У вас на партах карточки с числами. Расположите числа в порядке возрастания. Работаем парами. Если вы расположили числа правильно, то у вас должно было бы получиться слово. Прочитайте его.

с м н и г о ь о

21 39 53 50 96 19 33 74

(осьминог)

-Мы узнали название ещё одного обитателя моря. Что вы знаете об осьминогах? (Слайд №9)

Осьминоги – отряд морских моллюсков. На голове у них 8 длинных щупалец-«рук». Длина тела достигает 6 метров. У многих осьминогов хорошо развиты память, чувство дома. Среди них существуют ядовитые виды, опасные для человека.


Физкультминутка для глаз.

-Глазки, глазки, где вы были?

- К морю синему ходили.

Влево, вправо, влево, кругом-

Мы ходили друг за другом.

Вправо, влево, вправо, влево

Побежали глазки смело.

Снизу вверх и сверху вниз

Опустились на карниз.

А потом восьмёрки пишем,

Кто подальше, кто пониже.

Плавно глазками моргаем,

С силой глазки закрываем.

На нос посмотрим, а теперь - в окошко вдаль.

Физкультминутка.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура замри!


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. -А сейчас мы узнаем, сколько могут прожить животные, населяющие моря и океаны. (Слайд№10) Для этого вам придётся вставить в окошечки пропущенные числа, чтобы получились верные равенства. Работаем самостоятельно.

Дельфин: 20 + = 50

Осьминог: 74 - = 70

Кит: - 5 = 45

Акула: 7 + = 37

Рыба – молот: 1 + = 36

(Проверка по слайду)

2. (Слайд №11)

-Каких только рыб не бывает: то плоские, как поднос, то круглые, как тарелки, а то и совсем бесформенные. Многие рыбы получили своё название по форме тела – рыба – лист, рыба – кузовок. А сколько ещё удивительных названий! Сейчас, решая примеры, вы сами будете узнавать названия рыб. Каждый ответ в примере соответствует какой – то рыбе.

28 стр 23

Рыба - молот:

87

16


Рыба - пила:

49

24

Рыба - игла:

58

19

Рыба - ёж:

42

39


Рыба – молот – это акула, голова её и правда похожа на молот. Эта рыба – хищница, иногда она нападает на неосторожных купальщиков.

Рыба-пила. Эту рыбу назвали так из-за длинного, усаженного острыми зубцами костяного носа. Он ей нужен для того, чтобы выкапывать из морского дна всякую живность. А если ей грозит опасность – зубастый «нос» становится грозным оружием.

Рыба – ёж – она и правда похожа на ежа.

Рыба – игла живёт среди водорослей – это тонкая и длинная рыба. Хвост острый, нос острый. Но хотя её и назвали рыба – игла, а уколоть она никого не может – мягкая.

Морские ежи. Тело покрыто иглами разнообразной формы – гладкие, ребристые, отростками, их длина может достигать 30 см. На них ежи ходят, как на ходулях.

После каждого задания проводится такая работа:

  • Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим «+» или «?».)

  • Кто допустил ошибки?

  • В чем их причина?

  • Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)

  • Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

  • Кто не допустил ошибки?

  • Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

-В конце урока я предлагаю вам выполнить еще одно задание

- Ребята, больших морских животных мы можем увидеть на картинке, по телевизору. А где можно увидеть маленьких красивых рыбок? Конечно, в аквариуме. У кого дома есть аквариум? Кто знает, как нужно ухаживать за рыбками в аквариуме? А вам хотелось бы иметь свой аквариум?

Считайте, что ваше желание сбылось. Сейчас мы будем заселять рыбок в аквариум. Только у нас не настоящие рыбки, а математические.

Вот вам аквариумы, сделанные из картона: решайте примеры, заселяйте свои аквариумы. (Самостоятельная работа)

-Чем рыбы отличаются от всех других животных? (тело покрыто чешуёй)


VII. Рефлексия деятельности на уроке.

  • Какова была цель этого урока&

  • Достигли ли вы поставленной цели? Докажите.

  • В чем причина ваших ошибок?

  • Что вам помогло справиться с ошибками? (Алгоритм исправления ошибок, эталоны, эталоны для самопроверки)

  • Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в работах, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.

Учитель проводит рефлексию оценивания.

  • Какие еще трудности остались на конец урока?

Домашнее задание.

Под водой живут ещё такие животные, как кашалоты. (Слайд)

Решите задачу с краткой записью. Длина головы кашалота 7 метров, а туловища – на 7 метров больше. Какова длина всего животного?

Оценки.

А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за хорошую работу.

Спасибо всем за урок!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ