Интегрированный урок по музыке во 2 классе с применением игровых технологий "Доброта – это маленькое чудо"



Интегрированный урок

по музыке во 2 классе

с применением игровых технологий

Доброта – это маленькое чудо

Предмет: Музыка

Учитель: Болдырева Лариса Эдуардовна.

Тип урока: Интегрированный

Цель: Раскрыть волшебную силу добра в музыке и литературе, доказать необходимость делать добро людям.

Задачи: формировать стремление быть добрым;

- формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка, способствовать расширению музыкального кругозора детей;

- развивать ассоциативное мышление через ассоциативные игры.

- обобщить знания учащихся по теме: « Элементы музыкальной речи. Мелодия»,

- совершенствовать уровень исполнения русских народных и композиторских песен, частушек;

- развивать речь, память, мышление, музыкальный слух;

- воспитывать доброжелательность и милосердие;

- формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.

Оборудование: Мультимедийная установка, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, на доске написана тема урока, солнышко с лучами, буква Д, цветик – семицветик, пословицы и поговорки о доброте, на столах листочки с вежливыми словами, рисунки, на партах конверты с разрезанными пословицами, цветные карандаши и фломастеры на партах, макет дерева, цветки разного цвета, карточки с разными эмоциями, разными цвета, тексты песни «Мы желаем счастья вам» С. Намина.

Ход урока

1.Организация начала урока

Дети входят в класс под музыку «Песня о волшебниках», сл. В.Луговой, муз. Г. Гладкова.

Приветствие «Здравствуйте, ребята» учащиеся работают в группах: сопрано и альты.

1.2. Проверка выполнения домашнего задания в течение всего урока

2. Постановка цели занятия перед учащимися.

Учитель: Добрый день! Сегодня урок, ребята, у нас не простой, а волшебный. И знаете почему? Сегодня мы попробуем с вами стать волшебниками. А для этого нам необходимо попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками.

Учитель: Что необычного происходит в сказках?

Ученик: Чудеса, колдовство, превращения всякие;

Учитель: А что делают в сказках волшебники?

Ученик: Творят добро.

Учитель: В чём это выражается?

Ученик: Помогают доброму человеку, мешают злому,

Учитель: А вы можете помочь доброму человеку? Как?

Учитель: А помешать злому? Как? ( например, кто-то обижает слабого)), дети высказывают своё мнение, свои предложения;

Учитель: Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это ДОБРОТА, про это наша песня.

2.1. Исполнение

Дети исполняют песню «Доброта». Музыка Игоря Лученка, слова Н. Тулуповой.

Песня исполняется стоя. Ребята внимательно слушают вступление и по руке учителя начинают петь.

1 куплет

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

2 куплет

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

3 куплет

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Учитель: Какой характер песни? Соответствует ли он теме нашего урока?

Ученик: Да соответствует, мы сегодня говорим о доброте, и песня светлая, радостная, теплая, жизнеутверждающая. Мелодия красивая, энергичная, ритмичная.

Учитель: Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение?

Ученик: Солнце согревает своими лучами, и доброе слово тоже греет.

2.2. Чтение стихов М.Потарова

Полина

Быть добрым волшебником только попробуй,

Тут хитрости вовсе не надо особой:

Понять и исполнить желанье другого,

Одно удовольствие, честное слово!

3. Введение в тему

Учитель: Доброту люди сравнивали с солнцем. Да, действительно, солнышко всех согревает своими лучами. И от этих лучей мы ощущаем…

Ученики: Тепло, радость, свет, веселье. Каждый лучик солнышка дарит людям теплоту, заботу и внимание. Получается, что лучик волшебный. Давайте проверим.

Учитель обращает внимание детей на солнце с лучами – оформление на доске.

3.1.. Организация восприятия и осмысления новой информации

Создание проблемной ситуации. Дискуссия

Учитель: Я беру волшебную палочку, взмахиваю ею и отправляю первый лучик к Маше.

На обратной стороне лучиков написаны различные ситуации. Маша читает запись на лучике и отвечает, как бы она поступила в том или ином случае. Необходимо вставить вежливые слова. Далее отправляет лучик другому.

Ситуации, написанные на лучиках:

Разговаривают два учителя, а тебе нужно срочно что-то спросить у одного из них. Как ты поступишь?

Например: Извините, пожалуйста, можно мне обратиться к Ларисе Эдуардовне.

На день рождения собрались друзья. Все сидят за праздничным столом, и вдруг… твой друг нечаянно разбивает красивую чашку из сервиза. Как ты поступишь, что скажешь?

Ты идёшь по школьному коридору. Навстречу учительница и твоя лучшая подруга. Что и кому ты скажешь?

В автобусе ты заметил, что старушка выронила из кармана деньги, когда доставала удостоверение. Как ты поступишь?

Вам задали прочитать книгу В.Драгунского. Ты пришёл в библиотеку вместе с товарищем, а книга осталась одна. Как поступить?

После уроков вы с другом хотели сходить в спортзал. Но друга встречает отец. Что ты скажешь другу и как поступишь сам?

Одноклассники приглашают тебя на стадион, а мама просит сходить в магазин. Твоё решение.

Ваш друг просит на время магнитофон, принадлежащий старшему брату. Как поступить и что сказать друзьям?

Учитель: Какими вас сделал солнечный лучик?

Ученик: Вежливыми, заботливыми, внимательными, добрыми, ответственными…

Учитель: А лучик то действительно волшебный. Может быть, он поможет и девочке Олечке стать воспитанной.

4. Исполнение песни «Олечка», музыка и слова Т. Муриной.

1 куплет

Невоспитанной девчонкой называют меня в классе,

На прогулке, дома, в школе, учат все как надо жить.

Я при встрече всем знакомым говорю учтиво «здрасьте»,

Неужели не достаточно, чтоб вежливою быть,

Неужели не достаточно, чтоб вежливою быть,

Припев:

Олечка, Олечка скромности нисколечко,

От тебя рыдает целый класс.

Олечка, Олечка в дневнике то двоечка,

Опять по поведению уже в который раз,

Опять по поведению уже в который раз.

2 куплет

Ну, подумаешь кого – то я нечаянно задела,

Ну, подумаешь кого – то я нечаянно задела,

И забыла извиниться, ну не умер же никто.

А Серёжку Иванова отлупила я за дело,

Он в любви до гроба клялся,

А с другой пошел в кино,

А с другой пошел в кино.

3 куплет

Не воспитанной девчонкой называют её в школе,

И считаю хуже Оли, никого на свете нет.

Это так не справедливо, и обидно мне до боли,

Заверяю вас ребята я хороший человек,

Заверяю вас ребята я хороший человек.

5. Первичная проверка понимания

Учитель: Слова песни очень подходят к нашей теме, а какой характер музыки? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор.

Ученик: Мелодия песни простая исполняется как бы говорком. Темп подвижный, характер музыки бодрый, энергичный.

Ученик: Музыка светлая, лёгкая, мелодия простая и выразительная и запоминается быстро.

5.1. Индивидуальная работа

Учитель: А сейчас пусть каждый из вас совершит своё чудо. Приготовились, я взмахиваю палочкой и … Да свершится чудо!

Каждый пишет любое доброе дело для родных близких, друзей, одноклассников. Для этого он запишет своё чудо - пожелание на волшебном свитке, и оно обязательно исполнится.

На первую парту каждого ряда по одному свитку. Дети по очереди записывают своё доброе дело и заворачивают. Когда все напишут, учитель вывешивает свитки на доску и зачитывает.

Учитель: Посмотрите, как много доброго вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, оно исполняется.

Учитель: Такова волшебная сила добра.

Может быть, именно поэтому в древней азбуке буква Д обозначала добро. Самым главным словом была названа эта буква (Д – добро).

5.2. Слушание и музыкальное наблюдение «Вокализ» С. Рахманинова.

Учитель: Мы сейчас с вами послушаем музыкальное произведение русского композитора С. Рахманинова «Вокализ», а ответить на мои вопросы нам поможет игра «Эмоции».

5.3. Игра «Эмоции»

Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность, грусть, доброта и т.д, и разные по цвету (красная, синяя, зеленая, желтая, серая, черная, белая). Участники выбирают карточки с эмоциями и карточки с цветом соответствующие тем эмоциям, которые испытывали при прислушивании музыкального произведения.

Учитель: Ребята покажите мне свои карточки, какая эмоциональная и цветовая палитра у вас получилась?

Учитель: Какая светлая, разноцветная радуга. С добром, нежностью и теплотой создавал свое произведение и С. Рахманинов.

6. Применение знаний

Учитель: Каким должен быть человек, чтобы окружающим было приятно с ним общаться?

Нужно выбрать правильные ответы.



доброжелательный



добрый



хмурый



приветливый



задиристый



лживый



злой



предупредительный



честный



грубый



внимательный



вежливый



7. Закрепление.

Учитель: А сейчас давайте вспомним сказку «Цветик – семецветик». Кто помнит слова, которые произносили, когда отрывали лепесток?

Ученики все вместе: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по-моему вели…»

Учитель: Вспомните, на какие желания Женя потратила лепестки цветика – семицветика? Слайд №15

Ответы детей

Учитель: А последнее желание Жени?

Ученик: Она помогла больному мальчику, сделала хорошее, доброе дело.

Учитель: Пусть наш волшебный цветик – семицветик поможет убедиться в силе добра.

Учитель: Кто хочет стать лепестками цветика – семицветика?

8. Игра «Цветик - семицветик»

Семь человек становятся в круг, берутся за руки, образуя лепестки. Читают заклинание, один ребёнок-лепесток отрывается и «летит» к любому ученику класса. Он обращается к другу с добрыми пожеланиями, ласковыми словами.

Учитель: Ну как, убедились, что можете быть волшебниками? Останемся ими и дальше.

9. Пословицы

Учитель: «Добрые дела красят человека», а какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

Ученики:

- «Доброе братство лучше богатства».

- «За добро плати добром».

- «Доброе дело два века живёт».

- «Худо тому, кто добра не делает никому».

- «Жизнь дана на добрые дела».

- «Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит».

- « От добра - добра не ищут».

- « Красоту уносят годы, доброту не унесут».

- «В ком добра нет, в том и правды мало».

- «Злой плачет от зависти, а добрый от радости».

Никита: Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

Учитель: А сейчас мы поработаем в парах.

10. Работа в парах.

Предлагаю выполнить задание в парах. Вам необходимо собрать пословицу и объяснить её значение (на партах конверты с разрезанными пословицами)



Добро помни, а



пожнёшь



Что посеешь, то и



сто рук



За добро

добра не делал никому



Худо тому, кто



добром платит



За доброго человека



зло забывай



Учитель: А сейчас мы исполним частушки. Частушка – это юмористическая, короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются (проговариваются) они на одном дыхании, в быстром темпе.

11. Исполнение частушек.

Частушки исполняются под аккомпанемент учителя, с элементами театрализации.

1. Прозвенел давно звонок,

Начинается урок.

А дружок мой Коля

Не был нынче в школе.

2. Я домой к нему пришёл

Друга дома не нашёл.

Коля без вести пропал-

В игровой ушёл он зал.

3. Он с компьютером на "ты"

День и ночь играет.

Но таблицу умноженья.

Коля плохо знает.

4. Целым классом мы решили

На поруки Колю взять

И теперь наш Коля знает

Математику на пять.

Учитель: Можно ли обидеть такими песенками?

Ученик: Нет. Мы указывали на недостатки, с юмором, по-доброму.

Учитель: Доброта, милосердие, радость — создают основу человеческого счастья. Быть вежливым к окружающим — это тоже доброта.

12. Игра - загадка

Учитель: Предлагаю поиграть и вспомнить вежливые слова.

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

- Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)

- Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста)

- И во Франции и в Дании на прощание говорят… (до свидания).

13. Знакомство с терминами.

Учитель: Со-чувствие

Со-страдание

Со-переживание

Учитель: Приставка «Со» - означает причастность к чему либо, присоединение. Слову сострадание близко по значению одному из самых красивых слов – МИЛОСЕРДИЕ. Слайд.

Учитель: Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

Учитель: Я хочу вам рассказать об удивительном человеке, который без помощи людей, их милосердного к нему отношения не стал бы тем, кем он был. А был он известным иконописцем.

13.1. Показ слайда с портретом Григорий Николаевич Журавлев.

Учитель: В 20 веке после смерти художника не в России, а в Сербии была найдена икона, на которой на обратной стороне было написано «Сию икону писал зубами крестьянин, безрукий и безногий: таким он родился. Он писал так самоотверженно, что, порой, после многих часов рисования, близким приходилось прикладывать ему к челюстям горячие компрессы, чтобы расцепились зубы, державшие кисть. Он любил жизнь. Не озлобился ни на кого, и его очень любили односельчане, помогали ему.

Учитель: Наши слова о милосердии перекликаются с содержанием притчи Светланы Копыловой «Притча о преданной любви». Давайте послушаем эту трогательную, проникновенную песню, которая затрагивает самые тонкие струны человеческой души.

13.2. Слушание и музыкальное наблюдение «Притча о преданной любви» Светланы Копыловой,

Учитель: Понравилась ребята вам песня, что вы чувствовали, когда слушали эту притчу?

Ученик: Да очень понравилась. Песня очень проникновенная, задушевная, помогает сопереживать, заставляет думать.

Ученик: Невероятная история преданности и любви. Вера, любовь, преданность, доброта и милосердие связаны между собой, как свет и тепло весной. Когда они объединяются - всё на земле расцветает.

14. Обобщение и систематизация знаний

Кирилл: Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле.

Учитель: Наш урок подходит к концу. О чём мы сегодня говорили на уроке?

Ученик: О доброте, о чудесах, о вежливости.

Учитель: Правильно, от добрых слов человеку становится хорошо, у него поднимается настроение.

14.1. Игра «Живое слово»

Участвуют 2 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы.

Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды, каждая команда имеет свой цвет, а затем составить из букв слово, построиться так, чтобы можно было прочитать. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.

Примечание: участников столько, сколько кол-во букв, (ВЕЖЛИВАЯ ПЕСЕНКА)

Учитель: У вас получилось название песни, которую мы сей час с вами и исполним.

14.2. Исполнение песни «Вежливая песенка» Т.Муриной.

1 куплет

Я иду и мне на встречу мальчик из второго «А»,

Говорю я добрый вечер, а в ответ мне тишина,

Неужели слово здравствуй очень трудно вслух сказать,

Быть невежливым так плохо это должен каждый знать.

припев:

Быть невежливым так плохо это каждый должен знать,

А-яй-яй, ой-ёй-ёй не воспитанный такой 2р.

2 куплет:

А потом на переменке он толкнул меня в плечо.

Я упала на коленки, он смеялся горячо.

Неужели извините очень трудно вслух сказать,

Быть невежливым так плохо это должен каждый знать.
3 куплет:

Педагог нам на прощанье «до свидания» сказал,

Только он, вот наказанье, как всегда опять молчал.

Неужели «до свидания» очень трудно вслух сказать,

Быть невежливым так плохо это должен каждый знать.

Учитель: Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

Когда повсюду говорят…

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра,

Они века живут на свете,

Запомнить их давно пора.

Дети читают вслух слова, написанные на листочках.

Пожалуйста будьте добры спасибо извините

благодарю здравствуйте добрый день

спокойной ночи простите

15. Домашнее задание

Продолжить список вежливых слов.

16. Подведение итогов.

Учитель: В заключении мне хотелось прочитать вам притчу о добре и зле.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, зло, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, милосердие, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какое правило доброты самое главное?

Ученик: Добрые дела надо совершать просто так.

16.1. Закрепление материала.

Учитель: Попробуем вместе составить правила Доброты? В этом нам поможет «Ромашка».

На доску прикрепляются лепестки с правилами.

- Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

- Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

- Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

- Делать добро для близких и друзей.

- Не завидовать.

- Не вредничать.

- Не грубить.

17. Рефлексия.

Учитель: Мы сейчас с вами украсим наше волшебное дерево цветами, но цветами не простыми. Цветы разного цвета — каждый цветок — это ваше настроение.

Под музыку учащиеся выбирают цветок и прикрепляют к макету дерева.

Учитель: Заботьтесь о своём дереве, не позволяйте ему засохнуть.

«Недаром говорят, что доброе дело – всегда добром оборачивается».

Учитель: Ребята, что на уроке вам понравилось?

Ответы учеников.

18.Оценка знаний

Молодцы ребята! Очень хорошо работали на уроке, я вам всем выставлю оценки.

Учитель: Прислушайтесь к своим сердцам. Сколько в них доброты, тепла. Несите это в себе всегда и дарите другим людям.

Наш урок мы завершаем песней “ Мы желаем счастья вам ”

18.1. Исполнение песни «Мы желаем счастья вам» С. Намина

Песня исполняется вместе с гостями.

В миpе, где кpyжиться снег шальной,

Где моpя гpозят кpyтой волной,

Где подолгy добpyю ждем поpой мы весть,

Чтобы было легче в тpyдный час,

Очень нyжно каждомy из нас,

Очень нyжно каждомy, знать, что счастье есть.

Пpипев:

Мы желаем счастья вам, счастья в этом миpе большом!

Как солнце по yтpам, пyсть оно заходит в дом

Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким -

Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с дpyгим!

Спасибо за внимание!



Список литературы.

Амонашвили Ш.А. "Школа жизни" Издательство "Дом Шалвы Амонашвили", Москва, 2000 год.

Андрианов М.А. "Философия для детей в сказках и рассказах". Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Издательство "Современное слово", Москва, 2003 г.

Асафьев Б.В. «О музыкально – творческих навыках у детей» Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, изд. 2. – Л., 1973.

Куклачев Ю."Школа доброты". Рекомендации и предложения учителям и психологам.

Лопатина А., Скребцова 50 уроков о добрых качествах. М. Издательство "Амрита - Русь", Москва, 2005 г.

Школяр Л.В «Теория и методика Музыкального образования детей» пол ред.. – М., 1998.

Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»//Избр. Пед. соч в 2т. т., т.1. – М., 1979.

Школяр Л.В «Теория и методика Музыкального образования детей» пол ред.. – М., 1998.

Усачева В.О Школяр Л.В Музыка Музыка 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Баласс", Москва, 2013г.

Яснов М. Чайковский. – СПб.: “Азбука-классика”; “Нота МИ”, 2006. "Начало мудрости"

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ