Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Музыка и здоровье школьников.


Музыкальное искусство несёт в себе большой потенциал для сохранения психоэмоционального здоровья учащихся. Учёные признали возможности музыки в деле сохранения психоэмоционального здоровья школьников. Профессор Э.Б.Абдулин неоднократно высказывался о необходимости учитывать сильное психологическое, в том числе арттерапевтическое, воздействие музыкального искусства на личность.

Учитывая всё выше изложенное, был разработан и внедрён проект, основная цель которого – создание условий для сохранения психоэмоционального здоровья школьников средствами музыки.

Использование различных элементов арт-педагогики в школе призвано, прежде всего, содействовать духовно-нравственному воспитанию детей, открывая перед нами всё новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения. Свободное самовыражение необходимо или желательно , чтобы помочь ребёнку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить имеющиеся психологические проблемы.

Музыкальная арт-педагогика может использоваться в процессе слушания музыки и музицирования. Она способна регулировать и развивать эмоциональную сферу личности.

В 19 веке учёные установили, что эмоции вызывают изменения пульса дыхания, скорости реакции, мускульной силы и т.д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате – он часто болеет. Различные по эмоционально – образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и разные биохимические процессы. Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребёнка.

Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребёнка.

Какое воздействие на человека оказывают различные жанры музыки?

Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущение пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитаций, могут снизить стресс. Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создаёт духовную стимулирующую среду .Классическая музыка способна повышать концентрацию внимания, память, стабилизировать психоэмоциональное состояние человека. Музыка романтизма подчёркивает выразительность и чувственность, её лучше использовать для активизации дружелюбия и симпатии. Музыка импрессионистов основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы. Джаз, блюз и другие музыкальные формы могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность. Поп-музыка и народные мелодии провоцируют телодвижения в такт музыке, создают ощущение благополучия. Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Стинг может активизировать чувства, стимулировать ритмические движения, снять напряжение. Религиозная и обрядовая музыка успокаивает нас и приводит в состояние умиротворённости.

Дыхательная терапия и тонирование:

  1. Упражнение «Аромат цветов»

  2. Упражнение «Горный воздух»

  3. Упражнение «Надуваем шарики».

  4. Упражнение «Свеча»

  5. Упражнение «Ветер»

  6. Упражнение «Носики».

Вокалотерапия:

  1. Упражнение «Кукушка»

  2. Упражнение «Филин»

  3. Упражнение «Осенний ветер»

  4. Упражнение «Шорох осенних листьев»

  5. Упражнение «Буря»

  6. Упражнение «Метель гудит»

  7. Звуковая картина «Летний луг»

  8. Звуковая картина «В лесу».

Двигательная терапия (кинезитерапия).

1.Упражнение «Лягушка»

2.Упражнение «Полёт»

3.Упражнение «Сугробы и солнышко»

4. Упражнение «Снегурочки»

5.Упражнение «Кузнечики, стрекозы, бабочки»

6.Пластические этюды «Портрет человека».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ