Конспект урока музыки "НЕ МОЛКНЕТ СЕРДЦЕ ЧУТКОЕ ШОПЕНА…" 4 класс
 Урок музыки в 4 классе
Урок музыки в 4 классе
«НЕ МОЛКНЕТ СЕРДЦЕ ЧУТКОЕ ШОПЕНА…»
Составила учитель музыки
МБОУ НОШ 39 г. Белореченска
Онищенко А. А.
 
ЦЕЛЬ: сформировать представление об особенностях композиторского
творчества Ф. Шопена.
ЗАДАЧИ: - научить определять в звучании особенности музыкального жанра
«полонез";
- через групповые формы работы обучить умению коллективно
Размышлять о музыке и её авторе;
МУЗ. МАТЕРИАЛ: Вальс №10, Ф. Шопен;
Полонез №3 ля мажор, Ф. Шопен;
Мазурка №1 си-бемоль мажор, Ф. Шопен;
Мазурка №3 фа мажор, Ф. Шопен;
Мазурка №2 ля минор, Ф. Шопен;
 
ХОД УРОКА:
 
Вход под Вальс №10 Ф. Шопена
- Какой музыкальный жанр прозвучал в начале урока? 
- Как вы думаете, это произведение принадлежит русскому или зарубежному композитору? 
Сегодня двери в концертный зал нам отворила музыка выдающегося польского композитора, исполнителя танцевальной музыки Фредерика Шопена. Его портрет вы можете увидеть в учебнике на 82 стр. Тема нашего урока созвучна с названием разворота учебника: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» И сегодня мы попробуем найти объяснение этим словам.
Родина замечательного композитора 19 века Ф. Шопена – Польша. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор провёл на чужбине.
Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора С. В. Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь вдали от Родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней и выразить её в своих музыкальных произведениях.
Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу Шопен наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещал похоронить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?..
Любимым инструментом Шопена было фортепиано. «Душа фортепиано» - так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды.
- А знаете ли вы, что это за танец – полонез? 
В старину (16 -17 века) полонез называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами – польскими рыцарями, затем рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественного, даже мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями, мехами и бархатом (причём мужской костюм не уступал женскому в роскоши и обилии украшений). Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал.
Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.
Подлинной вершиной развития жанра полонеза стало как раз таки творчество Ф. Шопена. В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны.
Сегодня прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена ПОЛОНЕЗ ля мажор. Этот полонез стал музыкальным символом Польши.
- Какими чувствами наполнена музыка? 
Звучит Полонез №3 ля мажор
- Какими чувствами наполнена музыка? (…….) 
- Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши? 
В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.
Итак, бал открывался полонезом.
- А какие танцы ещё звучали на балах? 
«Танцы, танцы, танцы…» именно так называется следующий разворот учебника и посвящён он вальсу и мазурке.
Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни, и в начале урока прозвучал Вальс Ф. Шопена. А вот что за танец МАЗУРКА?
В 19 веке наряду с вальсами, полонезами была широко распространена в Европе и мазурка. Родина мазурки – Польша, а точнее, её область – Мазовия. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.
Шопен сочинил около 60 мазурок. Он называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.
Мы сегодня послушаем три мазурки, и попробуем определить в какой из них мы услышим незатейливый крестьянский танец, а в какой блистательный бальный танец. А может это просто пьеса – воспоминание.
 
Звучит Мазурка №1 си-бемоль мажор
- Как прозвучал танец? ( быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно) 
Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.
А вот другая мазурка:
Звучит Мазурка №3 фа мажор
- Отличается этот танец от предыдущего? 
- В чем разница? 
Звучит скромнее, незатейливая по сравнению с предыдущей мелодия.
- А что вы скажете о звучании вот этой мазурки? Предназначена она для танца? 
Звучит Мазурка №2 ля минор
- Какими чувствами наполнена музыка Мазурки? 
Музыка звучит задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление - грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, лирично.
Ускоряется темп, звучит громче, минор сменяется мажором.
Повторение главной темы мазурки возвращает нас в первоначальное душевное состояние.
- Какая мазурка вам понравилась больше других? 
- Почему? 
Наш урок подходит к концу. Думаю, что вы сегодня сможете дать объяснение словам «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
- Почему же оно не молкнет? 
Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ