Конспект урока музыки "Музыкальное впечатление" 2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №30
города Тамбова
Урок по музыке во 2 классе на тему:
Музыкальное впечатление.
«Картинки с выставки» М.П.Мусоргского
Разработала учитель музыки
Васильева О.В.
Цель урока: познакомить учащихся с пьесами «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
Задачи:
Обучающие: в процессе проведения блиц-опроса выявить степень усвоения материала по пройденным темам, дать определение термина «сюита», обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.
Развивающие: умение слышать различное настроение в музыке и эмоционально на него откликаться.
Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю посетить картинную галерею. Но для того, чтобы туда попасть, вам нужно найти ключ. Готовы? Тогда в путь.
(Класс делится на несколько групп – обычно по рядам, т.е. на 3 группы. По очереди учитель задает вопросы каждой группе. За каждый правильный ответ – капитан группы шаг вперед) (Прием «Шаг за шагом»)
Блиц-опрос:
1. Что такое «программное произведение»?
2. Что такое миниатюра?
3. Вступление бывает в начале или в конце произведения?
4. Что такое «темп»?
5. Как называется ансамбль, состоящий из трех исполнителей?
6. Как называется спокойная монотонная песня с частыми повторами?
7. Как называется большое количество людей, поющих вместе?
8. Как называется «музыкальная реплика», которая применяется для характеристики героя и которая неоднократно появляется в произведении?
9. Кто такой солист?
У. Молодцы. До заветного ключа нам осталось пройти совсем немного. Задание для всего класса.
Игра «Картинки-ассоциации» (Прием «Ассоциативный ряд»)
На карточках изображены сказочные персонажи, предметы, люди, животные и т.п. Учитель показывает картинки, а дети должны вспомнить песню, где встречается это слово или предмет и спеть хотя бы один куплет.
- Молодцы! Преодолев все препятствия, вы получаете заветный ключ!
Посмотрите на эти рисунки, все они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете - что? (Прием «Послушать-сговориться – обсудить») (Эти рисунки одного художника и все находятся на одной выставке)
- Правильно. И еще одна общая черта: на каждую из этих картинок М.П.Мусоргский сочинил пьесу. Составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». В музыке такое явление носит название СЮИТА – последовательность самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.
«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений его друга, художника Виктора Гартмана, внезапно умершего. Через год после его смерти была организована выставка талантливого художника. Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления искренне увлекла Мусоргского и работа закипела. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки».
Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.
Давайте поближе познакомимся с этим циклом и попытаемся доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, а предложил свое видение, создал свои «картинки», порой совершенно непохожие на рисунки Гартмана. Всего музыкальных картинок девять. Они контрастируют между собой и по содержанию и по выразительным средствам. Вместе с тем они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.
Сегодня мы остановимся на трех из них.
«Балет невылупившихся птенцов»
- В.Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.
(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»)
- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений) ( Прием «Шаг за шагом»)
«Избушка на курьих ножках»
- Правильно. Теперь посмотрите на эту картинку. Что вы видите? (Красивый, яркий, сказочный,игрушечный пряничный домик)
-Молодцы! Действительно, замечательная, аппетитная избушка. Но Мусоргский изобразил хозяйку этого домика. И у него получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В.Гартмана. Предлагаю вам послушать и назвать хозяйку этой избушки. (Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках»)
- Догадались как зовут хозяйку?
- Почему вы так решили? Что в музыке подсказало вам ответ? (Ответы детей: Вот она свистнула, выскочила из избушки и понеслась в своей ступе, погоняя помелом; и т.п.)
- Скажите, а эта пьеса и рисунок похожи?
-Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?
Предлагаю еще раз внимательно посмотреть на рисунок и предложить свою версию. (Ученики разбиваются на подгруппы по 5-6-человек и придумывают свои мини-сказки. Можно это задание предложить в качестве домашнего, если не хватит времени урока) (Прием «Изобретательские задачи»)
«Богатырские ворота»
- Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В.Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный.
(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)
- Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?
(Ответы детей: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей, которые защищали мир и народ от темных и злых сил).
- «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.
- Какая пьеса вам понравилась больше?
- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?
- Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?
- Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?
- Как вы думаете, все ли мы сделали на уроке? Чего–то не хватает? Чем можно закончить урок? Песней. Исполняется песня «Спор Маши и Вити»
Заключение.
- Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока? (Прием «Хочу спросить?») (Каждый ребенок придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его выбранному им однокласснику) К примеру:
1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?
2. Кто автор прослушанного цикла?
3. Как называется цикл пьес по рисункам В.Гартмана?
4. Сколько всего пьес в цикле?
5. Вспомните названия прослушанных пьес.
6. Для какого инструмента был написан цикл?
Рефлексия.
(Прием «Два смайлика» по аналогии «Шесть шляп»)
Довольны ли вы своими ответами? Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения? Какое у вас сейчас настроение? (Поднимают смайлик с веселым выражением, или с грустным)
Домашнее задание.Придумать и разыграть дразнилки про Бабу Ягу. (Изобретательские задачи)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ