Конспект урока по Музыке "Ансамбль значит вместе" 5 класс
Енова Валентина Васильевна.
Учитель музыки МБОУ СОШ №1 г. Краснознаменска Калининградской области.
Очень люблю всё новое, люблю экспериментировать. Как только представилась возможность, с удовольствием включилась в интерактивное обучение. На мой взгляд, это неограниченные возможности! Интеграция слова, звука, чувства, визуального восприятия. Конечно, перенасыщать общение с музыкой включением интерактива тоже не следует, однако, коль скоро от нас это требует время, прислушаемся к нему. Этот урок мне пришлось проводить с незнакомым классом, поэтому опиралась я только на общие программные знания, однако, ребята не подвели.
Открытый урок
в 5-м классе «Ансамбль значит вместе»
Оргмомент: знакомство с классом.
Здравствуйте, мои дорогие! Простите мне такую фамильярность, но я действительно очень рада вас видеть. Потому что люблю встречать новые лица, новых людей. Это всегда так интересно: узнавать что-то новое, самому делиться своими знаниями, в общем, знакомиться. Давайте познакомимся: я – учитель музыки, зовут меня Валентина Васильевна. И сегодня мы с вами вместе будем узнавать новое. Как я люблю слово «вместе»!
Скажите, пожалуйста, кто знает песенку, в которой есть это замечательное слово? (вместе весело шагать по просторам…).
На самом деле, вместе всегда веселей.
А вы знаете, что это слово родилось во Франции и произносится оно по-французски «ансамбль». Да, такое знакомое нам слово ансамбль как раз и означает «вместе»!
Давайте так и назовём наш сегодняшний урок:
Ансамбль – значит вместе (надпись на доске).
А какие, по-вашему, бывают ансамбли? (слайд 2). Что вместе могут делать музыканты? (играть – инструментальный анс., петь – вокальный ансамбль, танцевать – танцев. анс.). ансамбли бывают маленькие по количеству (камерные) и большие, как хор. Бывают смешанные и раздельные (слайд 3 и 4).
Давайте и мы с вами сегодня создадим свой ансамбль (сл. 5).
Но прежде я хочу у вас спросить: что же нужно, чтобы музыка зазвучала? Что, по-вашему, необходимо, чтобы написать песню или вообще мелодию? (ноты).
На листочке, на страничке,
То ли точки, то ли птички,
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
Верно, ноты (сл.6).
А вы знаете, сколько всего нот есть в музыке? (семь) И даже можете их назвать? (…).
Вот для того, чтобы закрепить знание нот, я предлагаю вам спеть одну весёлую песенку, которую придумал американский композитор Роберт Роджерс. Она так и называется «Звуки музыки» (сл. 7).
Исполнение учителем песни от начала до конца.
ДО – воробышка гнездо,
РЕ – деревья во дворе,
МИ – котёнка покорми,
ФА – в лесу кричит сова,
СОЛЬ – играет детвора,
ЛЯ – запела вся земля,
СИ – поём мы для того,
Чтобы вновь вернуться
в ДО! (сл. 8)
Как я вам уже говорила, ансамбли бывают смешанные. Вот сейчас я и предлагаю создать такой смешанный ансамбль, то есть, вы и я вместе споём эту песню. Для начала попробуем так: вы поёте только нотки, а я буду добавлять рифму. А нотки эти все вместе называются «ГАММА».
Совместное исполнение с учителем.
Ученики поют ноты гаммы, учитель – слова песни (сл. 9).
Вы знаете, честно скажу, давно не получала такого удовольствия от песни. Как задорно, звонко вы её исполнили. Надеюсь, что и нотки вы теперь запомните навсегда. Давайте споём ещё раз, чтобы закрепить наш успех. Но на этот раз мне поможет первый ряд. Вы, ребята, будете петь вместе со мной. Повторяйте со мной слова.
Группа учеников повторяет заданные слова вместе с учителем.
Затем идёт повторное исполнение песни в новом варианте.
Согласитесь, что петь ансамблем хотя и весело, но не очень легко, потому, что нужно слушать не только то, что поёшь сам, но и то, что поют ребята рядом с тобой. И при этом нужно стараться, чтобы песня получилась красивой. Немного устали, давайте отдохнём, и сделаем небольшое упражнение, которое поможет нам не только пошуметь, но и развивать внимание и точность. Это даже не упражнение, а считалочка. Послушайте, посмотрите.
Учитель произносит слова считалки «Острова».
РАЗ-ДВА – острова,
ТРИ-ЧЕТЫРЕ – мы приплыли,
ПЯТЬ-ШЕСТЬ – сходим здесь,
СЕМЬ-ВОСЕМЬ – сколько сосен!
ДЕВЯТЬ-ДЕСЯТЬ – мы в пути.
Сосчитай до десяти!
Считалка сопровождается хлопками и движениями рук
в такт произносимым словам.
Ну, кто найдёт в себе смелость повторить со мной считалку? (в медленном темпе повторить движения, потом быстрее). А вот теперь, пожалуй, вы готовы. Итак, начнём сначала (сл. 10)
Все вместе делают упражнение в медленном темпе.
Можно повторить в более быстром темпе,
но при условии, что ребята запомнили движения.
Замечательно! Вот мы и приплыли на волшебный остров. Почему он волшебный я сейчас объясню, но сначала я хотела бы обратить ваше внимание, что опять сделали это вместе. Поэтому нам было совсем не страшно и не трудно, ведь рядом друзья, которые всегда могут выручить. А волшебный наш остров потому, что на нём живут музыкальные загадки. И те, кто эти загадки разгадают, получат музыкальные инструменты.
Как называется музыкальное произведение, в котором одновременно звучат слова и мелодия? (песня).
Почему барабан называют ударным инструментом? (по нему ударяют).
Какую песню всегда исполняют стоя? (гимн).
На каком инструменте играл Папа Карло? (шарманка).
А на каком – крокодил Гена? (гармошка).
Без каких старинных русских инструментов нельзя поесть? (ложки).
Самый популярный инструмент на Руси? (балалайка).
Как называется песня, под которую засыпают? (колыбельная).
Сколько нот в гамме? (семь).
Как называется коллектив музыкантов, которые одновременно исполняют музыкальное произведение? (ансамбль).
Ну, что ж, молодцы, вы прекрасно справились с вопросами и получили разные музыкальные инструменты. Кто знает, как правильно они называются? (шумовые). Как вы думаете, что дальше мы будем делать? Правильно, играть на этих инструментах. А тех, у кого не оказалось инструментов, прошу не огорчаться, потому что вы обладаете самым ценным музыкальным инструментом – человеческим голосом. А в следующем ансамбле всем хватит работы.
Давайте сейчас вспомним замечательную русскую песню «Во кузнице». Я прошу вас набраться терпения и не использовать инструменты, пока мы вместе не повторим песню.
Все вместе исполняют песню «Во кузнице».
Затем учитель объясняет, как и когда вступают разные инструменты. Теперь можно попробовать только инструментальное исполнение. И в завершение – все вместе (сл. 11)
Если останется время, можно повторить с «эстафетой»,
то есть, каждую новую строчку исполняет следующий ученик.
Вот так незаметно, под весёлую русскую песню, мы вернулись с волшебного острова. Давайте оглянемся назад и вспомним, что же мы сегодня узнали, где побывали, чему научились? (сл. 12 и 13)
Ответы детей: ансамбль, гамма, ноты, считалочка.
И всё это мы делали сообща, помогая друг другу, прислушиваясь друг к другу. Вот такой замечательный ансамбль получился у нас сегодня. И нам пора прощаться. А на прощание принято пожимать друг другу руки. Сделаем это и мы с вами, но только опять все вместе.
Давайте встанем в большой круг, возьмёмся за руки, и по кругу будем передавать друг другу своё настроение. Только надо сосредоточиться, чтобы не пропустить тот импульс, который передаст вам ваш сосед.
Упражнение «Импульс» по кругу. Сели на места.
Скажите, как вы чувствовали себя на уроке? Почему? Что же важно, чтобы вам было весело учиться? (делать вместе). (сл. 14)
И я от всей души надеюсь, что вы не забудете того, что сегодня узнали, потому что АНСАМБЛЬ – ЗНАЧИТ… ВМЕСТЕ!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ