Конспект урока по Музыке "Картинки с выставки" 4 класс

МБОУ «Верейская средняя общеобразовательная школа»















Открытый урок по музыке:

М.П. Мусоргский

«Картинки с выставки» ( «Старый замок»)



4 класс









Учитель музыки: Кузнецова Е.Ю.









2012 — 2013 уч. г.

Разработка открытого урока по музыке в 4-м классе на тему:

"М.П. Мусоргский. "Картинки с выставки (Старый замок)"

по программе Е.Д. Критской


Цель - познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.


Задачи:

1. Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

2. Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.



Планируемый результат: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость учащихся.

На доске: портреты композиторов П.Чайковского и М. Мусоргского, картинки к музыкальным произведениям М. Мусоргского, картинки музыкальных инструментов: виолончель, фортепиано.



Оборудование урока: музыкальный центр, фортепиано, диски с музыкой, учебники по музыке Е.Д.Критской (4 класс).












Ход урока



Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Учитель: Ребята, сегодня я вас познакомлю с великим русским композитором 19 века Модестом Петровичем Мусоргским и с его поистине уникальным произведением — фортепианной сюитой «Картинки с выставки» («Старый замок»).

Учитель: Но перед этим давайте вспомним произведение, с которым познакомились на прошлом уроке. Представим, что мы в концертном зале, где музыку слушают в тишине. После прослушивания назовите произведение и композитора.

Слушание.

Дети: «Вариации на тему рококо» П.И.Чайковский

Учитель: Какой музыкальный инструмент исполняет главную партию?

Дети: Виолончель

Учитель: В каком регистре звучит партия виолончели? Какая мелодическая интонация?

Дети: Партия виолончели звучит в низком регистре. Певучее, нежное звучание.

Учитель: А какая музыкальная интонация?

Дети: Песенная, танцевальная.

Учитель: Как я уже сказала вам ранее, сегодня мы с вами познакомимся с великим русским композитором 19 века М.П.Мусоргским и с его фортепианным циклом «Картинки с выставки», пьесой «Старый замок».

Учитель: «Картинки с выставки» - это золотой фонд классической музыки. Идея создания этого цикла возникла после посещения Мусоргским выставки произведений его друга — архитектора и художника Виктора Александровича Гартмана. Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман». Лишь позже возникло название «Картинки с выставки». На рисунках Гартмана находились и бытовые зарисовки, сделанные во время путешествий, эскизы балетных костюмов и елочных украшений, и архитектурный проект (Киевские ворота). Мусоргский оживил и очеловечил эти сюжеты.

Учитель: «Старый замок» Мусоргского — это незабываемая песнь печали и одиночества, полная неизбывной тоски. А у Гартмана — две беглые зарисовки французских средневековых замков, на которых фигуры людей не имели выразительного значения. Мусоргский объединяет пеструю вереницу разнохарактерных эпизодов пьесой «Прогулка». Она все время будет возвращаться как главная тема сюиты. «Прогулкой» композитор открывает «Картинки с выставки».

Учитель: Сегодня я познакомлю вас со второй пьесой цикла «Старый замок». Сейчас я наиграю вступление к пьесе. А вы мне потом ответите на вопрос: «Можно ли по вступлению определить характер и настроение пьесы?»

Учитель играет вступление пьесы «Старый замок»

Дети: Да, можно по вступлению определить характер произведения.

Учитель: В каком жанре вы бы сочинили мелодию такого вступления?

Дети: Песня.

Учитель: Какое настроение, чувство должно преобладать в пьесе?

Дети: Грусть, мечтательность, раздумье, воспоминания.

Учитель: Сейчас я вам сыграю главную мелодию пьесы «Старый замок» и мы выучим ее. Откройте учебник на стр. 79.

Учитель проигрывает главную мелодию

Учитель: В каком ладу звучит мелодия? Какая дмнамика?

Дети: Мелодия звучит в притемненном ладу, на «р».

Разучивание мелодии на «ла».

Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас послушаем пьесу в исполнении настоящих музыкантов.

Слушание пьесы «Старый замок»

Учитель: Какой музыкальный инструмент играет главную партию?

Дети: Фортепиано.

Учитель: Найдите на плакате слова — образы, характеризующие главную мелодию.

Дети: Плавная, нежная. Грустная.

Учитель: В каом регистре звучала главная мелодия? В каком темпе? На какой динамике?

Дети: Мелодия звучала в низком регистре, на «р», в медленном темпе.

Учитель: Ребята, а вы услышали, что в средней части произведения просветление ладовых красок — стремление к мажорному ладу?

Дети: Да.

Физкультминутка

Учитель: Пьеса «Старый замок» - это поэтичная картина средневекового замка и поющего перед ним трубадура. А вы знаете кто такой трубадур?

Дети: Музыкант, певец.

Учитель: Трубадур — это средневековый поэт и певец. Трубадуры были участниками праздников, турниров, гостями одиноких замков.

Учитель: Как вы думаете, о чем они пели?

Дети: О любви.

Учитель: Правильно. Трубадуры пели о любви, весне, красоте и достоинствах женщин, о подвигах рыцарей.

Учитель: Ребята, сейчас я вам сыграю «Песню франкского рыцаря», которая была сочинена 8 веков назад. Вы внимательно вслушайтесь в аккорды в левой руке и скажите, на каком музыкальном инструменте аккомпанировал себе певец?

Учитель исполняет «Песню фракского короля»

Дети: На гитаре, лире.

Учитель: В каком ладу звучит мелодия?

Дети: Мелодия звуити в притемненном ладу.

Учитель: Давайте теперь выучим главную мелодию на слог «ля».

Разучивание главной мелодии «Песни фракского короля»

Учитель: Дети, скажите, пожалуйста, есть ли сходства у пьесы «Старый замок» и «Песни фракского короля»?

Дети: У этих мелодий есть сходства — минорный (притемненный) лад, оба произведения грустные, напевные, мелодичные.

Учитель: В пьесе «Старый замок» можно услышать живое, человеческое пение. Каждый куплет имеет свою протяженность, они неодинаковы, как будто каждый куплет заключает в себе текст с разным количеством слогов. Кроме того, длительность куплета как бы определяется запасом дыхания поющего человека. Поэтому песнь трубадура здесь действительно слышится, тем более, что в аккомпанементе отражены черты старинной французской музыки. В конце пьесы мелодия начинает прерываться паузами. Песнь. Будто не долетает до нас. Однообразный ритм завораживает и убаюкивает.

Учитель: Ребята, а какими словами можно определить эмоциональное состояние пьесы «Старый замок»?

Дети: Тревожное, сумрачное, таинственное.

Учитель: Это состояние передано художником оформителем учебника на стр. 79, где изображен старый замок.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какие цвета преобладают на картине? (светлые или темные)?

Дети: Темные.

Учитель: На каком фоне нарисован замок? Каким вы видите этот замок?

Дети: Замок нарисован на темном фоне. Он мрачный, заброшенный, страшный.

Учитель: А чем же схожи репродукция старого замка и пьеса «Старый замок»

Дети: Пьеса мрачная, звучит в минорном (притемненном) ладу и репродукция нарисована темными красками на мрачном фоне.

Учитель: Мелодия пьесы «Старый замок» такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи. Давайте мы их прочитаем вслух. Посмотрите, пожалуйста, на стр. 79.

Чтение стихотворения

Учитель: Как вы думаете, схожи эти стихи по смыслу с мелодий «Старого замка»?

Дети: Да.

Итог урока

Учитель: Ребята, с каким композитором мы сегодня познакомились?

Дети: С Модестом Петровичем Мусоргским.

Учитель: Какое произведение мы слушали?

Дети: Сюиту «Картинки с выставки» («Старый замок»).

Учитель: Какой инструмент исполняет главную партию?

Дети: Фортепиано.

Учитель: В каких направлениях искусства мы увидели старый замок?

Дети: Живопись, литература, музыка.

Учитель: Ребята, далеко не каждое музыкальное произведение притягивает к себе художников разных направлений, времен, стилей. «Картинкам с выставки» посчастливилось. Фортепианная сюита получила не только оркестровое, нои театральное воплощение. В 1963 году Московский Музыкальный театр им. Станиславского поставил балет на музыку М.П. Мусоргского.

Домашнее задание: сочинить рассказ к музыкальной картинке М. Мусоргского «Старый замок».

Выставление оценок



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ