Конспект урока по Музыке «Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов» 1 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей №51












РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА



«Весело поем»



«Развитие эмоциональности и творческой свободы

на занятиях хора учащихся младших классов»


кружок «Хоровое пение» /хор учащихся 1а класса.
















«Весело поем»


Учитель:  Болдырева Лариса Эдуардовна.

Дата проведения: 18.12.2012г.

Класс:  

Предмет:  кружок хора.

Тема урока:  «Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов»

Форма проведения:  коллективная.

Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков. Урок – игра.


Введение

Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа. Итак, хоровое пение – одно из главных средств музыкального воспитания, которое способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету « Хоровое пение». Занятие проходит в течение 40 минут. Занятие разработано для учащихся 2 классов.


Основная часть

Тема программы: « Подготовка к концертному выступлению».

Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: « Урок - игра».

Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.

Задачи:

обучающая;

- дать понятие о правильной работе певческого аппарата;

- дать понятие об использовании дыхания в пении;

- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;

- научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение);

развивающая:

- создать условия для развития эмоциональной сферы;

- развить творческую фантазию, воображение;

- активизировать слуховое восприятие;

- развить чувство ритма;

воспитывающая:

- воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;

- сформировать навык общения в группе детей;

- расширить музыкальный кругозор;

- воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.

Оборудование для организации занятия:

- синтезатор;

- музыкальный центр;

- микрофон;

- компьютер.


Методы обучения: 


наглядный (слуховой и зрительный);

словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

индуктивный;

дедуктивный;

проблемно – поисковый;

объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

-применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный  опрос;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

сопоставление песен, различных по характеру;

- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

- представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

вокализация песен на слог и сольфеджио;

- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Во поле берёза стояла»);

- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением  младших школьников;

- юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.

Ход занятия:

Первая часть урока (работа с распевками)

Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке.

Распевка « Здравствуйте, ребята!»

Задачи распевки: добиться четкого произношения согласной «Р», пропевания гласных. Индивидуальная работа: определить по манере исполнения попевки настроение каждого учащегося. Дать общий позитивный настрой на урок.

Разминка упражнения: «Кривляка»; «Язычок»; «Замочек»;

«Лошадка (большая);

«Лошадка (маленькая) (дети всё делают по руке)

Распевка « Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка», «Весёлые гласные»,

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

Упражнение «Чайка»(«немой» звук);

Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.

«Восьмёрки»;

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз.

Скороговорка  («дуб тупогуб, тупогубенький бычок»)

Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием в каноне.

Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.

Задачи: использовать в пении приобретенные вокально-хоровые навыки, знать и уметь применять на практике динамические оттенки, уметь анализировать собственное исполнение.

Инсценирование распевки «Такси» (оборудование – 3 стула) - определение образа каждого героя предлагаемой распевки, исполнение распевки с использованием актерского мастерства.

Распевка «Едет, едет паровоз» (приложение № 1, оборудование – детская дудочка).

Задачи распевки: учащиеся исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу.

Распевка «Во поле берёза стояла»

Задачи распевки: учащиеся исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу. Петь не крикливо, а значит на хорошей опоре, активно; исполнение 1 куплета в характере от начала до конца; 1-4 фразы с остановками на высоких звуках, отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1-ом куплете, в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка», окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко; Канон петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;

исполнение песни от начала и до конца

Вторая часть урока (работа с песенным материалом)

Закрепление понятий постановки корпуса во время пения

Если хочешь стоя петь –

Головою не вертет

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись

Если хочешь сидя петь-

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Эмоциональный настой на работу с песней «Песенка о медведях» (музыка и слова Д.Тухманова, Ю.Энтина)

Исполнение учащимися песни «Песенка о медведях» - работа над вокально- хоровыми навыками.

Исполнение песни с танцевальными движениями.

Упражнение на артикуляцию.

Шепотом, выразительно произносить текст.

Тс, тише, слушайте ребята,

Жил великан один когда – то,

Во сне вздохнул он, что есть сил,

И мышь живую проглотил

Физкультминутка: речевая игра «Аты-баты»

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.


Исполнение песни «Дорога к солнцу» (музыка и слова Н.Ахмерова)

Задачи: исполнение песни от начала до конца (под фонограмму минус),


выразительно.

Задание детям:  ярко и сочно вести свою мелодию, которая не


поддерживается аккомпанементом.


Исполнение песни «Маленькая кошечка» (музыка и слова А. Пельской)

Задачи: исполнение песни от начала до конца (под аккомпанемент учителя),


выразительно. Задание детям: внимательно прослушать вступление, настроиться на выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию, брать дыхание только после окончания фразы.


Третий раздел (активизация слухового восприятия, образного мышления)

Игра « Живые ноты»

Цель игры: активизация слухового восприятия. Проверка теоретических знаний. Формирование вокально-хоровых навыков.

Ход игры: Разложить на полу 5 веревочек в виде нотного стана. Восемь учащихся (по количеству используемых нот) с ободками на голове встают по порядку на нотный стан. Педагог указывает на несколько нот в нужном ему порядке и ритме. Ребята – ноты в соответствии со своей нотой и ритмом поют музыкальную фразу. Остальные учащиеся угадывают название песни, музыкальная фраза из которой была озвучена.

Итог игры: угаданные песни дети поют со словами и показывают рукой направление движения мелодии.

Игра « Угадай настроение»

Задачи игры: эмоционально развить учащихся и сформировать навыки слухового восприятия, активизировать творческое образное мышление, развить у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи.

Ход игры: учащиеся стоят, повернувшись спиной с закрытыми глазами. Педагог поет попевку. На последней строчке он подходит к любому учащемуся и гладит его по спине. Выбранный учащийся должен определить эмоциональный настрой последней пропетой педагогом строки, настроение поющего.

Эмоциональная подготовка учащихся к работе над произведением «Песенка про хомячка».

Исполнение песни учащимися в соответствующем эмоциональном настроении (использование фонограммы «минус», оборудование – музыкальный центр, микрофон).

Исполнение песни с танцевальными движениями.

А сейчас мы исполним песню «Дружа» автор Любаша. И с таким замечательным настроением, мы завершаем наш урок.

Рефлексия: Спасибо ребята вы замечательно сегодня работали. А вам понравился урок?

Ответы учеников.

До свиданье 1в (пропевает учитель).

До свиданье Лариса Эдуардовна (пропевают ребята).


Использованная литература

  1. «Золотая горка» Д.Тухманов, Ю.Энтин –Москва, 2004.

  2. Агабабова Е. « Волшебная луна». Песни для детей младшего и среднего школьного возраста. – М., « КОМПОЗИТОР», 2002.

  3. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» - М., «Музыка», 2004

  4. Живов В. Л. «Трактовка хорового произведения» - М., «Советская Россия», 2010.

  5. Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем». – Ростов- на-Дону «Феникс», 2007

  6. Струве Г. «Школьный хор» - М., «Просвещение», 1981

  7. Шереметьев В.А. «Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре» - Санкт-Петербург, 2006.



7



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ